Разветвленная дорожная сеть и особенности транспортной системы Московской области создают ряд проблем: пробки, дорожно-транспортные происшествия, нехватка парковочных мест. О том, как региональные власти рассчитывают решить эти и другие острые вопросы, "Интерфакс" узнал у министра транспорта Подмосковья Михаила Олейника.
- Удалось ли в текущем году сократить число дорожно-транспортных происшествий в Подмосковье и снизить смертность среди пострадавших в автокатастрофах?
- По итогам десяти месяцев число погибших в ДТП уменьшилось в Подмосковье на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а это значит, что удалось сохранить жизни 162 человек.
Перед нами стоит действительно непростая задача: к 2018 году снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случаев на 100 тыс. населения. До конца текущего года данный показатель должен быть равен 16,4 случаев на 100 тыс. населения. Темпы решения стоящих перед правительством области задач по снижению количества ДТП со смертельным исходом, которые мы сейчас демонстрируем, позволяют надеяться на достижение целевого показателя.
- Как вы добиваетесь снижения смертности в ДТП?
- В первую очередь благодаря ликвидации очагов аварийности. Под этим словосочетанием понимается участок дороги, на котором произошло три и более ДТП с пострадавшими. По итогам прошлого года в Московской области всего было определено 255 таких точек, по состоянию на начало месяца устранено почти 50%. До конца года планируется ликвидировать все определенные ранее очаги аварийности.
Данная методика, несмотря на ее достоинства, имеет и ряд недостатков. Во-первых, в очагах аварийности происходит всего 15-20% от общего числа случаев ДТП со смертельным исходом. Во-вторых, меры по устранению этих "точек напряженности" принимаются с определенной временной задержкой: сначала собирается статистика за год, обрабатывается, определяются места, где произошло три и более ДТП, затем разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий, и проводятся необходимые по закону конкурсные процедуры. Лишь после этого дорожные службы начинают на практике предпринимать шаги для ликвидации очагов аварийности.
Для того чтобы компенсировать несовершенства применяемой методики, мы решили попробовать в дополнение к ней применять новый подход: на площадке министерства транспорта Московской области создана межведомственная рабочая группа, которая в еженедельном режиме исследует обстоятельства всех произошедших за этот срок ДТП со смертельным исходом и вырабатывает меры оперативного реагирования.
В качестве примера приведу недавнюю аварию, произошедшую на трассе "Дон", где ранее таких случаев не фиксировалось. Отправной точкой этого ДТП стало столкновение двух фур, водители которых, руководствуясь действующими правилами дорожного движения, не стали убирать "большегрузы" с проезжей части до приезда ГИБДД. В итоге в них врезался легковой автобус, с водителем которого что-то произошло: он либо заснул, либо у него случился инфаркт или инсульт - это пока невыяснено. Возникает вопрос: можно ли оставлять попавшие в ДТП автомобили посреди скоростной трассы, где вообще-то в нормальных условиях запрещена даже кратковременная остановка на обочине? Это коллизия, на наш взгляд, носит абсурдный характер, поэтому с большой долей вероятности мы выйдем с инициативой внесения соответствующих изменений в правила дорожного движения.
Таким образом, перед созданной на базе министерства транспорта Подмосковья рабочей группой стоит задача не только вырабатывать перечень мероприятий по установке барьерных или тросовых ограждений и видеокамер на дорогах региона, но и контролировать соответствие практике положений законодательства.
- Как вы планируете решать проблему нехватки парковок в Московской области?
- По нашим оценкам, дефицит парковочного пространства в Московской области на начало года составлял около 440 тыс. машиномест. В совокупности с начала года создано 130 тыс. парковочных мест, что привело к сокращению дефицита до 310 тыс. машиномест.
Даже при условии соблюдения градостроительных нормативов вопрос наличия достаточного числа парковок стоит довольно остро. Мы наметили несколько наиболее проблемных в этом отношении зон. В первую очередь, это жилые массивы. За примером далеко ходить не надо: прямо под окнами здания правительства Московской области располагается микрорайон Павшинская пойма. С момента ввода в строй моста через Москву-реку, связывающую эту часть города Красногорска со станцией метро "Мякинино", Павшинская пойма, по сути, превратилась в перехватывающую парковку для жителей запада Московской области. Ситуация усугубляется еще и тем, что при строительстве микрорайона не были учтены потребности местных жителей в автостоянках.
Местная администрация планирует в 2016 году создать 1,2 тыс. машино-мест. На начало ноября сделали около 900, и эта работа будет продолжаться на постоянной основе.
Кроме того, министерство строительного комплекса Московской области проверяет статус строительства заброшенного паркинга на 6 тыс. машиномест рядом с Волоколамским шоссе, чтобы найти нового инвестора для продолжения работ.
Создана рабочая группа из представителей министерств транспорта, стройкомплекса, ЖКХ, а также главного управления дорожного хозяйства Московской области, которая в еженедельном режиме рассматривает ситуацию с парковками в различных жилых массивах региона, так как каждый случай требует индивидуального подхода.
Еще одной проблемной зоной являются так называемые места дневного притяжения транспорта: торговые и деловые центры. Здесь выход видится в создании парковок не далее 500 м от данных объектов и наказании нарушителей, паркующих свои транспортные средства в несколько рядов.
Третий тип проблемных зон - железнодорожные станции. Территория вблизи них во многих муниципалитетах превращена в рыночную площадь, где отсутствует нормальная организация дорожного движения. В соответствии с договоренностью министерства транспорта Московской области и ОАО "РЖД" значительная часть парковок размещается в полосе отвода железной дороги. В этом отношении нам помогает "ЦППК": компания за счет собственных средств организует перехватывающие парковки вблизи железнодорожных платформ. Уже организовано 15 парковок общей вместимостью более 1,3 тыс. машиномест. Если такой объект создается, мы принимаем решение о закрытии привокзальных площадей для размещения любого легкового транспорта, помимо такси и автобусов.
- В какой стадии сейчас находится реализация проекта по созданию сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на территории Подмосковья?
- ОАО "ЦППК" провело анализ коммерческого потенциала 120 ТПУ вблизи железнодорожных станций, предусмотренных перечнем, утвержденным правительством Московской области. По 24 первоочередным ТПУ компания разработала проекты планировки территории, по шести ТПУ - в Апрелевке, Жаворонках, Купавне, Ногинске, Опалихе, Силикатной - самостоятельно ведет проектирование. Их строительство начнется инвесторами уже в 2017 году, закончится - в 2019. Инвесторов на эти объекты будет привлекать ОАО "РЖД".
- Есть ли в Подмосковье муниципалитеты, которым не хватает маршрутов общественного транспорта?
- Такие территории есть. Причем речь идет не только об отдаленных от больших городов населенных пунктах, но и крупных жилых массивах, которые зачастую находятся в непосредственной близости от МКАД. Дело в том, что застройщики предпочитают сдавать улично-дорожную сеть в новых микрорайонах в последнюю очередь, а до этого момента мы не имеем по закону права запускать маршрут общественного транспорта. Вот и получается, что люди уже въехали в свои квартиры, а автобус к их дому не ходит.
Как временное решение мы формируем новые маршруты, которые максимально близко подходят к жилым комплексам по официально оформленной улично-дорожной сети, но проживающим там людям порой приходится идти до остановки несколько сотен метров. Задача Минстроя Московской области совместно с нами добиться, чтобы застройщики сдавали улично-дорожную сеть одновременно со стартом заселения жильцов в дома.
Если говорить в целом о развитии сети общественного транспорта в Подмосковье, то на него существенное влияние оказало вступление в силу федерального закона №220. Этот документ выделил четыре типа маршрутов: муниципальные, которые отданы в ведение местных властей, межмуниципальные, контролируемые региональными министерствами транспорта, межрегиональные, ими занимаются на федеральном уровне, и, наконец, смежные. Последняя категория маршрутов в нашем случае соединяет Москву и Московскую область.
Почему это важно? Дело в том, что ранее столичные и подмосковные власти применяли разные методы выбора перевозчиков. Неудивительно, что зачастую возникали ситуации, когда автотранспортная компания, имеющая разрешение на осуществление своей деятельности, выданное в Подмосковье, была, по сути, нелегальным перевозчиком в Москве. После того, как начал действовать № 220-ФЗ, мы заключили соглашение со столичными властями, где определены общие для двух субъектов принципы отбора перевозчиков.
Проведено уже два заседания созданного в рамках действия соглашения координационного совета, на которых мы вместе со столичными коллегами приняли решение об установлении 212 смежных маршрутов, ранее не включенных в соответствующий реестр. Из 158 маршрутов, которые ведут из Московской области в Москву, 35 являются абсолютно новыми. Как раз они и призваны обеспечить транспортную доступность новых жилых комплексов, таких как "Путилково", "Бутово парк 1 и 2", "Новое Домодево" и "Люберцы-2015".
Кроме того, одним из важных вопросов, который нам удалось решить на сегодняшний день, стало увеличение количества автобусов и замена подвижного состава на машины большей вместимости на ряде маршрутов между Московской областью и Москвой. Принято решение о необходимости запуска 55 дополнительных автобусов на 16 маршрутах, что позволит повысить уровень комфорта пассажирских перевозок для жителей и гостей региона.
Заседания координационного совета, где будут определяться новые смежные маршруты, планируется проводить ежемесячно.
- Когда начнут действовать эти 35 новых маршрутов?
- Для выбора перевозчиков на эти маршруты мы объявили две недели назад конкурс, который займет около месяца. После его окончания победители должны приступить к выполнению перевозок в течение 60 дней.
- Как продвигается программа обновления автопарка крупнейшего перевозчика Подмосковья "Мострансавто"?
- "Мострансавто" реализует эту программу на протяжении трех последних лет: за это время автопарк предприятия обновлен почти на 2 тыс. машин, то есть более чем на треть.
В текущем году предприятие получило 213 новых транспортных единиц по контрактам на поставку автобусов малой и средней вместимости. До конца года автопарк "Мострансавто" планируется обновить еще на 466 машин.
Но надо понимать, что обновление автобусного парка - это постоянный процесс для предприятия. Ежегодно автопарк должен обновляться не менее чем на 500 автобусов, поэтому сейчас министерством транспорта Московской области совместно с министерством финансов Московской области обсуждается вопрос приобретения новых автобусов в 2017 году с учетом возможностей областного бюджета.
- А что насчет коммерческих перевозчиков: подмосковный Минтранс может как-то контролировать темпы обновления их автопарков?
- Ведомство не имеет полномочий для того, чтобы навязывать свои правила коммерческим перевозчикам, которые работают по нерегулируемым тарифам. Однако мы можем определять критерии отбора автотранспортных предприятий в ходе конкурсных процедур на конкретных маршрутах. Для этого была разработана шкала отбора перевозчиков, в которой условие новизны подвижного состава является одним из самых важных.
- Как реализуется в Подмосковье программа по обновлению подвижного состава "ЦППК"?
- В период с 2013 по 2016 гг. ОАО "ЦППК" закупило 49 новых поездов, еще шесть поездов планируется закупить до конца года. Все они произведены в Московской области на Демиховском машиностроительном заводе. Кстати, этому предприятию сотрудничество с "ЦППК" позволило разработать новый электропоезд "ЭП2Д", при производстве которого применяются самые современные технологии по обеспечению комфорта и безопасности. Кроме того, дизайн кабины "ЭП2Д" отличается отсутствием выступающих элементов, что исключает возможность ее использования для так называемого "зацепинга". К сожалению, для Подмосковья эта проблема носит острый характер. "ЦППК" закупила уже четыре электропоезда "ЭП2Д", до конца года планирует приобрести еще шесть таких моделей.
В прошлом году правительство Московской области и "ЦППК" заключили 15-летнее соглашение о транспортном обслуживании. Это позволило компании использовать инструменты заемного финансирования и выстроить схему покупки подвижного состава в лизинг. Планируется, что с 2017 по 2030 годы компания будет приобретать в среднем 20 поездов в год, что позволит существенно улучшить качество транспортного обслуживания населения.
- Какие вопросы областному Минтрансу поступили от созданной в текущем году ассоциации таксистов Подмосковья?
- Одним из первых предложений ассоциации было установить единый цвет для всех такси в Московской области. Соответствующий законопроект уже разработан нашим ведомством, после согласования в правительстве Московской области инициатива будет направлена на рассмотрение в Московскую областную Думу. Я пока не хотел бы называть конкретный цвет, но скажу, что мы выберем такой вариант, который наиболее приемлем с точки зрения уменьшения затрат для таксистов. Рассчитываем, что единая цветовая гамма позволит жителям Московской области лучше ориентироваться в том, какие такси являются легальными, а какие - нет.
Если говорить о проблемах, таксомоторное сообщество волнует ситуация со штрафами за движение по выделенным полосам в Москве, присылаемыми перевозчикам, получившим в Подмосковье разрешения на таксомоторную деятельность. Мы имеем дело с неким технологическим сбоем, который не позволяет системе учитывать пересылаемые нами данные о наличии или отсутствии у таксистов разрешающих документов. Вместе со столичными коллегами мы сегодня пытаемся решить эту проблему.
На наш взгляд, ГИБДД Москвы предъявляет избыточные требования к перечню документов, который должны предоставить таксисты для обжалования таких штрафов. В связи с этим, подготовлены соответствующие обращения губернатора Московской области Андрея Воробьева на имя главы МВД и мэра Москвы. Пока же силами ассоциации организуется юридическая помощь таксистам, попавшим в такую ситуацию.
Помимо всего перечисленного, за период своего существования ассоциация уже показала себя как ценный помощник в деле борьбы с нелегальными перевозчиками. Кто, как не сами таксисты, знает, где работают "бомбилы"? Результат говорит сам за себя: за десять месяцев 2016 года было вынесено более 3,5 тыс. актов об административных правонарушениях в отношении нелегальных такси, при этом по итогам 2015 года таковых была всего лишь тысяча.
- В июне подписано соглашение между подмосковным Минтрансом и агрегатором легкового такси "Gett" об информационном взаимодействии. Планируется ли подписать аналогичные соглашения с другими агрегаторами?
- Помимо "Gett", мы заключили соглашение с "Яндекс. Такси". Есть договоренность и с "Uber", подписать документ об информационном взаимодействии с данным агрегатором планируем в декабре.
После подписания такого соглашения подмосковный Минтранс передает агрегатору информацию о выданных разрешениях на осуществление таксомоторной деятельности, а тот, в свою очередь, предпринимает все необходимые действия по исключению из своей системы нелегальных перевозчиков. В современных условиях, когда агрегаторами легкового такси пользуется огромная доля пассажиров, это чрезвычайно действенный механизм.
- На какой стадии находится проекте создания системы легкорельсового транспорта в Московской области?
- До конца текущего года планируется запустить процесс проектирования первого пускового комплекса "Подольск - Домодедово". В настоящее время ведется подготовка к объявлению конкурсных процедур. Стоит отметить, что проектирование будет вестись за бюджетные средства: в 2016-2017 гг. на эти цели в госпрограмме предусмотрено 1,5 млрд руб.
Проект должен быть готов в конце 2017 года – начале 2018 года, после чего мы сможем двигаться по той модели государственно-частного партнерства, которая к тому моменту будет выбрана.