Центр / Эксклюзив 27 апреля 2021 г. 12:53

Губернатор Курской области Роман Старовойт:

"Мы выполнили работу над ошибками и нарастили темпы реализации нацпроектов"

Экономика Курской области смогла выстоять в непростой 2020 год. Пандемия коронавируса не оказала существенного негативного влияния на промышленность, АПК, строительство и реализацию крупных инвестпроектов. Об экономической ситуации в регионе, значимых проектах и борьбе с безработицей в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Курской области Роман Старовойт.

"Мы выполнили работу над ошибками и нарастили темпы реализации нацпроектов"
Фото пресс-службы администрации Курской области

- Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в экономику всего государства. Как она повлияла на экономику Курской области? Каковы потери бюджета региона за пандемийный год?

- Если говорить в целом, экономика Курской области не сильно просела. Валовой региональный продукт даже вырос на 1,7%. Сокращение бюджета, конечно, было.

По итогам 2020 года поступление налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет снизилось на 2,6%, или на 1,2 млрд рублей к 2019 году. По налогу на прибыль поступления сократились на 6,3%, или на 1,3 млрд рублей к уровню 2019 года в связи со снижением прибыли по отдельным видам экономической деятельности.

При этом в консолидированный бюджет Курской области поступило налоговых и неналоговых доходов на 2,1%, или на 1,2 млрд рублей больше. Рост поступлений сложился в основном за счет налога на доходы физических лиц (на 11,6%, или на 2 млрд рублей к уровню 2019 года) в связи с ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.

Несмотря на сокращение поступлений доходов в 2020 году в областной бюджет, все социальные обязательства, мероприятия региональных проектов обеспечены финансами в полном объеме.

За счет беспрецедентной федеральной поддержки нам удалось обеспечить те выплаты, которые по поручению президента осуществлялись медикам (это около 2 млрд рублей), семьям с детьми (3,7 млрд рублей).

Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку и введение ограничительных мер, в регионе обеспечена положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Индекс промышленного производства составил 101,7 %; объем производства продукции сельского хозяйства вырос на 5,6 %; на 9,1 % выросла средняя заработная плата.

На реализации значимых инвестпроектов пандемия также не отразилась. На Михайловском ГОКе был введен дробильно-конвейерный комплекс, мы продолжили строительство маслоэкстракционного завода, который сейчас вводится в эксплуатацию. В ближайшее время компания "Мираторг" получит разрешение на ввод в эксплуатацию в нашем регионе крупнейшей в мире мясохладобойни мощностью 4,5 млн голов. Это уникальное предприятие, которое позволит создать почти 6 тыс. новых рабочих мест.

- Какие отрасли экономики оказались наиболее пострадавшими от пандемии коронавируса в регионе? Какие меры поддержки реализуются?

- Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы ни на один день не останавливали ни стройку, ни промышленное производство, что позволило сохранить прежние темпы.

Предприятие "Фармстандарт" по понятным причинам по итогам прошлого года показало рост более чем на четверть. Они работали в круглосуточном режиме, поскольку выпускали медицинские препараты, в том числе, для лечения коронавирусной инфекции.

Легкая промышленность и швейное производство не показали серьезного падения. Ряд предприятий были перепрофилированы на пошив многоразовых и одноразовых костюмов для медиков. Мы одни из первых в стране организовали такое производство и полностью обеспечили себя и соседние регионы.

Больше всех пострадал малый и средний бизнес, общественное питание. Мы видим сокращение таких предприятий. Но при этом в регионе выросло число самозанятых: их было почти 5 тысяч на конец 2020-го. Сейчас соответствующий статус получили уже свыше 6,5 тысяч человек.

В качестве поддержки самозанятых с этого года им стал доступен льготный займ в микрофинансовой организации центра "Мой бизнес", причем мы с коллегами приняли решение снизить ставку до 3%.

Организации и индивидуальные предприниматели, работающие в наиболее пострадавших от пандемии отраслях российской экономики, в регионе пользовались отсрочкой и рассрочкой по уплате налогов и взносов, безвозмездной помощью из бюджета, льготами по уплате арендных платежей и другими мерами поддержки. Мы до сих пор помогаем субъектам малого и среднего предпринимательства.

- Сказалась ли эта ситуация на занятости населения?

- Безусловно, ограничения негативно повлияли на рынок труда Курской области, но сейчас ситуация стабилизируется. Президент этому вопросу уделяет отдельное внимание, и я держу его на личном контроле.

Если в пик пандемии, в сентябре прошлого года, число безработных в регионе превышало 20 тыс. человек, то на сегодняшний момент их число снизилось до 8,2 тыс. человек. При этом число вакансий составляет 13,5 тыс. Только в этом году у нас открылось 1 тыс. 200 новых рабочих мест.

Число безработных снижается с каждой неделей. Так, только за прошлую неделю трудоустроились 422 человека.

Для поддержки безработных граждан в регионе были приняты дополнительные меры: увеличено максимальное и минимальное пособие, введены дополнительные выплаты, продлены сроки выплат.

Мы отошли от традиционного проведения ярмарок вакансий, поскольку они сложны по документообороту, а в плане трудоустройства не столь эффективны. Поэтому мы назвали это мероприятие "Фестивалем вакансий", который несколько раз проводили в онлайн-формате. Благодаря этому, к мероприятию подключились не только соседние субъекты, но и, например, Санкт-Петербург. По отзывам соискателей и предприятий, это оказалось очень эффективным форматом.

- Сообщалось, что в 2021 году в Курской области планируется создать особую экономическую зону (ОЭЗ) "Третий полюс". На какой стадии сейчас эта работа? Сколько резидентов уже подтвердили свое намерение по реализации инвестпроектов на территории ОЭЗ? Расскажите о них.

- Реализация данного проекта ведется очень активно. В настоящее время идет подготовка документов, необходимых для подачи заявки на создание ОЭЗ в министерство экономического развития. Мы поставили перед собой задачу, что сделано это должно быть не позднее июля этого года. После начнется работа с правительственными структурами, участвующими в процедурах.

Создание ОЭЗ планируется на 22 земельных участках города Железногорска и Железногорского района. Общая площадь составит более 240 га.

Якорным резидентом станет Михайловский ГОК с проектом строительства завода по производству горячебрикетированного железа с общим объемом инвестиций более 50 млрд рублей. Его реализация позволит создать в регионе еще порядка 400 рабочих мест.

Предполагаемое производство будет относиться к так называемой "зеленой металлургии": завод будет построен с возможностью применения водородного топлива. Это предприятие, не имеющее аналогов в России. Планируется, что инвестпроект будет реализован до конца 2023 года.

Помимо Михайловского ГОКа у нас есть уже как минимум два резидента. Это предприятие "Вагонмаш", которое планирует реализацию на территории ОЭЗ проекта по созданию современного производственного комплекса для выпуска инновационной железнодорожной техники за 233 млн рублей, и АО "Торговый дом "Кварц" с инвестпроектом по вторичной переработке шин с объемом инвестицией 257 млн рублей.

Сегодня ведутся переговоры еще с рядом компаний по размещению в ОЭЗ. Земельный участок, который мы отвели для этих целей, в дальнейшем позволит увеличить число резидентов.

- Ранее вы говорили, что откладывается строительство нового аэровокзала из-за сложностей у инвестора. Когда теперь планируется реализовать этот проект и каким образом?

- Действительно, у нас было подписано соглашение с одним из инвесторов, у которого основной бизнес – ритейл. Из-за пандемии у него возникли сложности, и на сегодняшний день нет финансовой возможности реализовать проект. Мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации.

В планах у нас было сначала построить новый аэровокзал, который бы работал на внутренние линии, а вторым этапом реконструировать существующее здание. Но, проанализировав сложившуюся ситуацию, мы решили поменять очередность работ.

Реконструкция действующего здания аэровокзала начнется уже в этом году. Будет проведена замена инженерных сетей, внутренняя отделка помещений, отделка фасада. На это планируется направить порядка 150-160 млн рублей. Сейчас заканчивается проектирование. Приступить к реализации проекта планируем летом. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация, рассматривается возможность выделения средств областного бюджета на проведение работ.

Кроме того, с Минтрансом РФ достигнута договоренность о включении в план развития магистральной инфраструктуры реконструкции существующей взлетно-посадочной полосы — в период с 2025 до 2030 года. Это позволит принимать самолеты средней и большой вместимости, что существенно расширит географию полетов и увеличит пассажиропоток.

К слову, аэропорт Курска по итогам прошлого года, пожалуй, стал единственным, который нарастил пассажиропоток на 47% за счет поддержки авиационного сообщения не только с Москвой, но и с Санкт-Петербургом, Симферополем, Сочи, Анапой. В этом году мы еще нарастим темпы.

К проекту по строительству нового аэровокзала мы вернемся при более благоприятной экономической ситуации. Реализует его либо тот же инвестор, либо мы выставим проект на государственно-частное партнерство, или сами изыщем средства. Может, и инфраструктурный кредит возьмем, о котором говорил президент в своем послании Федеральному Собранию.

- В декабре прошлого года администрация Курской области и "Газпром" подписали программу газификации региона на 2021-2025 годы с инвестициями 1,2 млрд рублей. Какие работы в рамках этой программы запланированы на этот год?

- Уровень газификации в Курской области высокий. Мы практически на 100% газифицировали крупные населенные пункты. Без газа остаются только малонаселенные и отдаленные населенные пункты. Сейчас мы анализируем, что будет эффективнее – установить электрический котел-обогреватель в дом или тянуть газовую трубу. Главное здесь – удобство и экономическая эффективность.

Остаются также вопросы с садоводческими, дачными хозяйствами. Сейчас появилась возможность там прописаться, и люди просят провести газ.

Если говорить о программе газификации, то на этот год предусмотрено строительство и сдача в эксплуатацию двух межпоселковых газопроводов в Касторенском и Курчатовском районах общей протяженностью 30 км. На эти цеди из областного бюджета выделено 50,2 млн рублей. В результате, в семи населенных пунктах в этом году будут газифицированы более 500 домовладений.

Всего же до 2025 года будет построено и сдано восемь межпоселковых газопроводов общей протяженностью 155 км и более 120 км внутрипоселковых газопроводов. В результате будет газифицировано свыше 1 тыс. домовладений и переведено на газообразное топливо 16 котельных социально-культурных объектов.

Реализация программы в указанный срок позволит практически завершить газификацию домовладений в населенных пунктах региона.

- В конце 2020 и начале 2021 года в регионе было зафиксировано несколько очагов АЧС. Каковы на сегодняшний момент потери курских предприятий от этого заболевания?

- Наиболее сложной была ситуация до нового года - предприятия потеряли порядка 1,5 млрд рублей, но в большей степени потери были покрыты страховками. По правилам, нужно время, чтобы заново ввести в оборот предприятие, поэтому фактические прямые потери от уничтожения поголовья будут больше.

В начале этого года потери оказались существенно ниже. Нам удалось удержать ситуацию. Мы практически в два раза увеличили размер буферной зоны, более строго выполнялись карантинные мероприятия. Я благодарен за помощь Минсельхозу РФ.

- В прошлом году Курская область заключила первое концессионное соглашение в сфере ЖКХ. Власти региона заявили, что готовится еще ряд законодательных инициатив касательно концессий. Что это за инициативы? Планируется ли заключение новых концессионных соглашений?

- На самом деле, концессионных соглашений в ЖКХ уже десятки, но по сути это договора аренды, псевдоконцессии.

В прошлом году между администрацией Курской области, администрацией города Курска и ПАО "Квадра-Генерирующая компания" было заключено соглашение по передаче в концессию сроком на 15 лет теплосетевого имущества города Курска протяженностью 488 км тепловых сетей в однотрубном исполнении с износом более 70%. Финансовая модель соглашения предусматривает суммарный объем затрат по модернизации и реконструкции тепловых сетей Курска более 2,2 млрд рублей на 15 лет.

При этом с участием средств Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" планируется реконструировать 28 участков тепловых сетей в Центральном и Железнодорожном округах Курска на общую сумму 618 млн рублей на три года, из которых 300 млн рублей – средства фонда, 100 млн рублей – бюджетные средства Курской области и администрации города Курска, 218 млн рублей - ПАО "Квадра - Генерирующая компания".

В 2021 году филиал ПАО "Квадра" – "Курская генерация" планирует заменить 35,3 километров тепловых сетей в однотрубном исполнении.

В настоящее время в регионе проходит подготовительный этап работ по заключению новых концессионных соглашений. В частности, проходят переговоры с компаниями ВЭБ.РФ, "Росводоканал", направившими предложения по рассмотрению направления частных инициатив.

На днях состоялась встреча с группой "Синара" и председателем госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" Игорем Шуваловым. Их консорциум готов выходить с концессионным соглашением на общественный транспорт. Заинтересованность проявляет также ПАО Сбербанк и компания "ГРУППА МОВИСТА". И, очевидно, что если есть уже несколько интересантов, значит, будет конкурс.

- В прошлом году Вы раскритиковали исполнение нацпроектов в регионе, отметив низкий уровень заключения контрактов и слабые темпы освоения бюджетных средств. Удалось ли изменить ситуацию? Как на сегодняшний день обстоят дела в регионе с исполнением нацпроектов?

- Мы контролируем реализацию национальных проектов в Курской области. Я, безусловно, критикую коллег, поскольку являюсь перфекционистом и понимаю, как надо работать. Мы сделали работу над ошибками.

В 2021 году органам исполнительной власти Курской области совместно с муниципальными образованиями удалось увеличить темпы реализации национальных проектов. В настоящее время контракты заключены на сумму 3,1 млрд рублей, что превышает объем заключенных контрактов за аналогичный период 2020 года на 1,8 млрд рублей (35%). При этом большая часть контрактов (около 80%) была заключена еще в прошлом году. Кроме того, на 102 млн рублей улучшилась динамика освоения бюджетных средств.

В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" все контракты на 2021 год были заключены в 2020 году, что позволило уже в марте 2021 года привлечь дополнительно 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Существуют направления, по которым регион добился значительных результатов, но есть и вопросы, которые требуют совместной слаженной работы разных уровней власти с привлечением общественности.

- На одном из совещаний вы отметили, что жители Курска жалуются на качество дорог в городе. Будет ли проводится масштабный ремонт?

- Вряд ли в нашей стране найдется хоть один человек, который не жалуется на состояние дорог. Ситуация у нас непростая - десятилетиями было недофинансирование. Из-за того, что ремонт не выполнялся в срок, пошло разрушение не только верхних, а уже нижних слоев дорожного покрытия. Ситуацию усугубила зима, которая у нас была с большим количеством переходов через ноль, с низкими экстремальными температурами, большим количеством осадков в виде снега и дождя.

В результате мониторинга состояния дорожной сети и обращений курян были выявлены дефекты дорожного покрытия на 212 улицах областного центра. Их ликвидируют согласно плану мероприятий. Литым асфальтом уже устранили ямочность на 40 объектах, требовавших срочного ремонта. В настоящее время дорожники приступили к работам с использованием горячего асфальтобетона. Планируется устранить ямы на 212 объектах.

Проблему мы понимаем, но дорожные фонды у нас ограничены, при этом мы не можем повышать ни транспортный налог, ни акциз. В таких условиях мы имеем финансирование лишь на 30% от необходимого и не можем уйти от ямочного ремонта, который является вынужденной мерой борьбы с аварийностью.

В среднем в год мы капитально ремонтируем по 50 км дорог в областном центре. В 2020 году мы перешли на новую технологию «СПАС» (систему объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей), которая положительно влияет на долговечность покрытия и позволяет увеличить межремонтный срок эксплуатации.

- Как продвигается работа по развитию промышленного туризма в регионе? Какие предприятия изъявили готовность участия в этом проекте? Какие еще направления туризма планируете развивать?

- Туристический потенциал региона не раскрыт до конца. Развивается несколько направлений: паломнический туризм, патриотический и этнографический.

Сейчас мы реализуем проект на базе одной из старейших в России действующих водяных мельниц в деревне Красниково. Там обустраивается этнодеревня и туристический кластер: гостиница, кемпинг, где можно будет отдыхать круглый год.

И, конечно, мы увидели окно возможностей по развитию промышленного туризма.

В ноябре было подписано соглашение о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов в сфере промышленного туризма. Курская область вошла в число 15 пилотных регионов, где это направление планируется развивать.

Эксперты АСИ в первых числах марта работали у нас. Под их патронатом в проект по развитию промышленного туризма уже включились пять предприятий: Михайловский ГОК, Курская АЭС, "Бел-Поль", КЭАЗ, "Совтест АТЕ". Есть и другие, готовые проводить экскурсии: пивоваренная компания "Чешский лев", "Курское молоко", "Грибная радуга". На каждом из них побывали специалисты, провели стратегическую сессию, дали конкретные рекомендации, начиная с целевой аудитории экскурсий, заканчивая инвестиционной привлекательностью региона.

Представители АСИ уверены, что уже летом мы сможем принять первых туристов. Хотя работа, конечно, предстоит серьезная.

Развитие промышленного туризма в регионе – очень значимая и интересная тема. Это позволит создать новые рабочие места, к примеру, в сфере обслуживания и гостеприимства, даст возможность развиваться бизнесу. Кроме того, мы видим еще отдельное направление - профориентационную работу, которая актуальна в связи с тем, что рабочих специальностей в стране не хватает.

В июле в рамках обновленной Курской Коренской ярмарки пройдет Всероссийский Форум по развитию промышленного и делового туризма. Нам важно вместе подготовить качественные турпродукты, которые будут востребованы и интересны. Мы движемся в этом направлении.