Центр / Эксклюзив 17 июня 2022 г. 16:47

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков:

"Если есть проблемы, мы стараемся их решать"

Белгородский губернатор Вячеслав Гладков ответил на вопросы о развитии региона в современных условиях, проблемах, путях их решения и новых возможностях на полях Петербургского международного экономического форума.

"Если есть проблемы, мы стараемся их решать"
Фото предоставлено пресс-службой губернатора Белгородской области

— Каковы ваши ожидания от форума, сколько здесь планируете заключить соглашений, на какую сумму и какие из них наиболее приоритетные?

— Форум только начался, и я не хотел бы подводить итоги, потому что их еще нет. Инвестиционные проекты — у нас три основных составляющих и содержательных частей в рамках работы на форуме — это инвестиционная деятельность, образовательная деятельность (научная) и межрегиональное сотрудничество.

В рамках инвестиционных проектов мы заключаем соглашения с "РОСНАНО", "Сириусом", "Мираторгом" и "Русагро". Эти соглашения будут реализованы как образовательные, бизнес проекты и как отдельные инвестиционные проекты в сфере развития бизнеса, как, например, с "Мираторгом" и "Русагро". Мне очень нравится такая диверсифицированная повестка.

В этом году, если сравнивать с прошлым годом, нет таких больших цифр, но это естественно, потому что сейчас идет документарная обработка в рамках подготовки к реализации соглашений, которые были заключены в прошлом году.

Мне нравится, что очень много образовательных проектов, очень много проектов, связанных с развитием науки. Мы только сейчас с Рязанской, Воронежской и Тамбовской областями подписали соглашения в рамках сотрудничества НОЦ (научно-образовательного центра). Со Ставропольским краем заключили соглашение. То есть мы, расширяя свои межрегиональные горизонтальные связи, увеличиваем возможность достижения синергетического эффекта от применения научных решений в бизнес среде, решений конкретных производственных задач, которые стоят перед сельхозпроизводителями.

— В прошлом году речь шла об особой экономической зоне "Зеленая сталь", которая появится на территории Старооскольского городского округа. На какой срок рассчитан проект, на какой стадии он сейчас находится?

— Документы находятся в Минэкономразвития, мы подали документы на реализацию этого проекта в Министерство экономического развития. Рассматривают, ждем.

— Регион традиционно считается аграрным. Какие инвестпроекты планируются в этом секторе развивать? В каком направлении будет работать в дальнейшем агропромышленный комплекс с учетом современных реалий?

— У нас максимально засеяны пашни, то есть расширить физический объем невозможно. Увеличить количество предприятий, которые занимаются животноводством, с моей точки зрения, физически невозможно. Потому что около 50 млн кур, более 4,5 млн свиней. Мы достаточно небольшой регион и плотность агрохолдингов здесь, очевидно, максимальная.

В чем видим направления: конечно, переработка, формирование добавленной стоимости. Очень хотелось бы, чтобы наши предприятия развивались именно в этом направлении.

С компанией "Мираторг" мы сегодня заключили соглашение на 4 млрд рублей инвестиций по строительству центра экспорта свинины. Это очень важно, потому что выход на мировые рынки, несмотря на санкции, очень правильное направление, которое выбрала компания. Максимально будем помогать ей со своей стороны в решении, например, инфраструктурных задач.

Компания "Русагро", которая сейчас является одним из лидеров в части цифровизации всех производственных процессов, сотрудничает с высшими учебными заведениями. Кроме этого, мы надеемся на реализацию больших проектов, связанных с адаптацией образовательных программ, которые лежат в основе деятельности известной частной школы "Летово". Мы хотим эти проекты адаптировать к нашим общеобразовательным школам. Такая договоренность с владельцем компании Вадимом Мошковичем есть.

— Насколько эффективно идет импортозамещение в Белгородской области? Есть, наверно, предприятия, которым пришлось остаться без иностранных инвесторов. Какую поддержку оказывает правительство области предприятиям, которые сейчас работают в формате импортозамещения?

— Здесь большую поддержку оказывает министерство промышленности и торговли РФ. Но основную нагрузку в части импортозамещения или адаптации к новым экономическим условиям несет на себе менеджмент компаний.

Бизнес у нас быстро принимает решения, быстро меняет логистические цепочки. Мы же на областном уровне постарались максимально быстро вводить меры поддержки. Например, когда видели, что компаниям не хватает быстрых денег, принимали решение компенсировать до 70% банковской ставки. Потому что когда она стоила 20%, фактически компании лишились возможности кредитоваться.

На поддержку малого и среднего бизнеса из областного бюджета направлено около 1,5 млрд рублей. За прошлый год на эти цели направили около 140 млн рублей — то есть больше чем в 10 раз увеличили. Мы хотим не только поддержать бизнес, но его развить.

Много проектов, например, "Новые возможности", где 8 тыс. участников. Сейчас порядка 400 стартапов мы ждем. Никто не ожидал такой востребованности.

— Инвесторы иностранные многие ушли или удалось сохранить их?

— У меня нет информации о том, что ушли иностранные инвесторы. У нас есть проблемы с украинскими собственниками, владельцами предприятий, которые расположены у нас на территории. Но ситуацию стараемся держать на контроле и максимально помочь. Пока ни одно предприятие не закрылось.

— В последнее время в Белгороде приобрел актуальность вопрос ликвидации троллейбусного парка. Есть горожане, которые считают, что нет альтернативы экологичному транспорту. Как этот вопрос решается?

— Когда я пришел в 2020 году, предприятие было на стадии банкротства, имущество распродавалось. Мы пытались не только сохранить, но и развить, но по оценкам специалистов, только модернизация сетей стоила бы от 3 до 5 млрд рублей, плюс еще закупка транспорта. С учетом того, что идет сокращение доходной части бюджета, сделать это практически невозможно.

С точки зрения экологичности транспорта — у нас есть соглашение с "КАМАЗом": электробус — это более экологичный транспорт, чем троллейбус, в этом направлении мы работаем.

Не надо забывать еще, что город трансформируется, многие горожане покупают дома за городом, и меняется маршрутная сеть. Под изменение маршрутов невозможно прокладывать все время новые сети. Поэтому электробус более приемлем с точки зрения стратегии.

— Как в нынешних условиях работать, мотивировать людей? Обстановка ведь сложная. Люди не боятся, нормально реагируют, правильно все воспринимают?

— Это наша земля. Да ситуация сложная, но я надеюсь, что люди видят: муниципальные власти, областные, федеральные — все вместе, если есть проблемы, мы стараемся их решать в зависимости от сложности. Ни один человек, попавший в трудную ситуацию, не остается без внимания. Это самое главное.