Ярославль 22-23 апреля в третий раз примет участников международного форума "Евразийский образовательный диалог", который проходит по инициативе губернатора Ярославской области. Мероприятие за три года приобрело известность и популярность не только среди российских, но и зарубежных экспертов в сфере образования. В этом году его участниками станут специалисты из 50 российских субъектов и 9 стран ближнего и дальнего зарубежья. О том, какие вопросы будут осуждаться на форуме, в интервью "Интерфаксу" рассказал директор департамента образования Ярославской области Михаил Груздев.
- Михаил Вадимович, в чем уникальность "Евразийского образовательного диалога"?
- В мире существует довольно много площадок, где обсуждаются вопросы университетского образования, а вот площадок для обсуждения стратегических направлений школьного образования нет. Важно отметить, что государства в условиях, когда мир постоянно меняется и становится открытым, не могут позволить себе разрабатывать образовательные национальные стратегии изолированно, не обсуждая эти вопросы с коллегами и партнерами. Нам необходим диалог, поскольку, принимая те или иные решения в сфере образования, мы берем ответственность, в первую очередь, за молодое поколение. Ярославская площадка по праву стала важным дискуссионным центром по вопросам развития школьного образования, и в этом его уникальность. Нельзя не отметить и то, что форум становится одним из брендов Ярославского края.
- Могли бы Вы обозначить ключевые вопросы форума?
- Ключевыми в обсуждении станут несколько стратегических проектов, которые сейчас разрабатываются в Российской Федерации. Очень важно, чтобы эти проекты были обсуждены с профессиональным сообществом и на международном уровне. Сейчас в России завершается крупный проект, который предусматривал модернизацию общего образования, модернизацию материально-технической базы школ, ремонт и приобретение учебников. К слову сказать, по результатам мониторинга ярославские школы очень достойно выглядят на российском уровне. Результаты реализации проекта станут одной из тем обсуждения на форуме.
Еще одним важным объектом обсуждения на форуме станет концепция нового проекта, разрабатываемого министерством образования РФ - "Новая школа России - 2020". Для нас важно то, что именно на ярославской площадке произойдет его первого публичное представление. Кроме того, на форуме специалисты смогут познакомиться с концепцией федеральной программы развития дополнительного образования.
- На федеральном уровне очень много говорится о необходимости внедрения нового подхода к подготовке кадров в сфере образования. Уделят ли внимание эксперты этой проблематике?
- Одна из конференций форума будет посвящена именно этой теме. Все прекрасно понимают, что развитие педагога должно идти постоянно и всегда быть на острие тех задача, которые решает система образования. Современные условия, так или иначе, предъявляют новые требования к учителям, многие из которых закончили университет 20-30 лет назад. Зачастую учитель приходит в класс, где для трети учеников русский язык не является родным. В результате в одном классе, школе оказываются ученики, имеющие разные культурные традиции, в детских коллективах особым образом формируются межкультурные, межэтнические, межконфессиональные коммуникации. К сожалению, универсального ответа на то, как должен работать педагог в этих условиях, пока нет.
Нельзя не учитывать и тот факт, что некоторые дети имеют ограниченные возможности здоровья, связанные с задержкой психического развития, с различными физическими недугами - нарушением слуха, зрения и т.д. Перед учителем стоит новая задача не только дать знания, научить разным способам решения уравнения, но и привить навыки жизни в среде здоровых детей.
- Михаил Вадимович, нельзя отрицать тот факт, что в последние годы детей, которые самостоятельно получают образование, становится все больше. В связи с этим в среде профессионалов появился термин неформальное образование. Насколько актуален этот вопрос?
- Действительно, современное общество с достаточно развитой системой дополнительного образования, репетиторами и Интернетом предлагает широкий спектр возможностей для получения образования. Этот процесс происходит помимо нашей воли. Вот яркий пример: ярославский школьник привез золотую медаль со Всемирной олимпиады по естествознанию - предмету, которого нет в школьном расписании. Фактически ребенок под чутким руководством родителей получил знания в неком своем собственном образовательном пространстве, посещая лишь отдельные уроки в школе, дистанционно участвуя в семинарах. Это еще раз доказывает, что в условиях информационного общества образование вышло за границы школы, формирование у детей определенных компетенций происходит зачастую вне стен учебного учреждения. Мы должны учитывать тот факт, что детей, у которых ожидания в отношении школы меняются, становится, действительно, все больше.
- На ваш взгляд, этот процесс не опасен для школы?
- Не думаю, что этот процесс опасный. Но нам необходимо по-честному посмотреть на то, что происходит в системе образования, какие процессы в нем протекают, можно и нужно ли управлять пространством неформального образования, и кто конкретно должен это делать - министр, директор департамента, ребенок или его родители. Ответы на эти вопросы и попытаются найти участники "Евразийского образовательного диалога".
- Примут ли участие в дискуссиях известные специалисты?
- В числе гостей форума ждем министра образования и науки Дмитрия Ливанова, его заместителей Наталью Третьяк и Вениамина Каганова. Ожидаем также руководителя Федерального института развития образования, академика Александра Асмолова, ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Семенова, народного учителя России Ефима Рачевского, партнеров из Литвы, Белоруссии, Молдавии, Финляндии, Голландии, Франции, Италии, США.