Группа компаний "Бавария" - одно из динамично развивающихся предприятий Северного Кавказа, занимающееся производством пивобезалкогольной продукции, выращиванием овощей и владеющее сетью ресторанов. Компания заявляет о намерении полностью обеспечить овощами Северную Осетию, семенным картофелем юг России и расширить рынок сбыта производимой продукции, а также реализовать несколько инвестиционных проектов в сфере туризма. Подробнее об этих планах в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава компании Зелимхан Битаров.
- Ваша компания является одним из крупных производителей пива и сладких напитков на Северном Кавказе. Расскажите, пожалуйста, об истории ее возникновения, и почему "Бавария", а не "Алания", например?
- Начиналось все с крестьянского хозяйства, которое занималось выращиванием картофеля и кукурузы. Все наши предки работали на земле, выращивали овощи, скот держали.
А в 1994 году мой отец поехал в Германию и привез оттуда одну из лучших технологий пивоварения. Это и стало решающим фактом для создания предприятия по производству пива.
Изначально это была маленькая пивоварня, работающая во дворе небольшого частного дома. Немецкие технологи по приглашению отца тогда приехали в Северную Осетию и на протяжении почти двух лет налаживали здесь производство, обучали местных специалистов. Так появилась наша "Бавария". Название компании, кстати, тоже выбрано не случайно. Отец посчитал, что производство немецкого пива с сохранением лучших традиций классического пивоварения должно носить немецкое название.
- Какими ресурсами владеет на сегодняшний день компания?
- Группа компаний сегодня включает три ключевых подразделения, скажем так. Это "Агрофирма "Фат", "Фат-Агро" и "Рестораны "Бавария".
Флагманом нашей деятельности является пивобезалкогольное производство - "Агрофирма "Фат". Это предприятие специализируется на производстве живого пива. Мы также выпускаем квас живого брожения и сладкие газированные напитки, минеральную, питьевую воду и т.д. Это самый большой сегмент нашей деятельности. Под брендом "Бавария" на российский рынок поступают пять сортов светлого и темного пива.
"Фат-Агро" - мощное, технически оснащенное сельскохозяйственное предприятие, специализирующееся на выращивании зерновых и овощных культур, а также высококачественных семян картофеля.
Входящие в группу рестораны "Бавария", в первую очередь, отличаются тем, что большую часть продукции для приготовления блюд мы производим и выращиваем сами. Система контроля качества на предприятии складывалась годами. Каждый из этапов приготовления блюд сопровождается многочисленными внутренними проверками, анализами и пробами.
- Сколько сортов пива и напитков производит компания? Как происходит создание нового сорта? Каким образом выдерживаются стандарты качества?
-На сегодняшний день мы производим пять сортов пива: "Бавария "Премиум", "Темное", "Светлое", "Жатецкое хмельное" и праздничное "FestBier". С начала производства пива его технология не меняется.
Основные компоненты продукта - вода, хмель, солод. Никаких химических составляющих, консервантов, красителей мы не используем. Это принципиальная позиция нашей компании. Мы не можем обеспечить большие сроки хранения пива, которые часто демонстрируют другие производители. "Живое пиво" нашей компании можно хранить до двух месяцев, точнее - 45 суток.
Кроме того, качество производства обеспечивается за счет оборудования, которым оснащено наше предприятие. Нам его поставили ведущие разработчики в данном сегменте: KHS, Huppmann, Holvrieka и Sacmi. Иными словами, наша продукция соответствует самым высоким стандартам. Это подтверждается еще и тем фактом, что "Агрофирма "Фат" одной из первых в России получила сертификат немецкой аудиторской компании DQS-UL. То есть по качеству и безопасности пивобезалкогольная продукция "Бавария" официально подходит под международные требования качества и может продаваться в 36 странах мира.
Относительно создания новых сортов. Мы делаем различные разработки. Это творческий процесс нашего технолога, который проводит тестовые варки. Затем это пиво дегустируется специалистами и гостями ресторанов и компании. Мы еженедельно проводим экскурсии по предприятию для всех желающих. Часто предлагаем пришедшим продегустировать новинки, которые в этот момент находятся еще на стадии эксперимента, просим делиться впечатлениями и оставлять отзывы.
Что касается безалкогольной продукции, то мы производим более 30 видов сладких напитков. Последнее достижение производственного блока - серия сокосодержащих натуральных лимонадов "Бавария Premium".
- Каков рынок сбыта продукции? Представлена ли она на российском рынке? Есть ли планы по расширению рынка сбыта?
- Наша продукция широко представлена в Москве и Московской области, в регионах Северо-Кавказского и Южного федерального округов, в крупных торговых сетях Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя.
Кроме того, в текущем году у нас появились новые партнеры, например, сеть магазинов компании "Бристоль". Теперь наша продукция представлена в более чем 2 тыс. магазинов по всей стране.
Могу отметить, что за время этого сотрудничества у нас значительно увеличились продажи. Даже образовался дефицит продукции на местном рынке. Спрос в разы превысил предложение. Поэтому мы всерьез задумались над расширением производственных мощностей и планируем реализовать несколько проектов по запуску новых линий уже в следующем году.
- Какие проблемы в вашем секторе производства Вы считаете основными?
- В последнее время в стране наблюдается некое наступление на пивоваров со стороны властей. Издаются якобы контролирующие законы, которые производители пива могут обоснованно назвать "закручиванием гаек". Выдвигаются непонятные инициативы и необдуманные законопроекты. В этом году, например, шла речь о том, чтобы запретить продавать пиво в ПЭТ- таре объемом больше, чем полтора литра.
Также говорилось о введении лицензирования на производство пива наравне со спиртовым производством. Пиво уже приравняли к алкогольным напиткам, соответственно производители платят акцизный сбор.
Определенно это влечет за собой дополнительные расходы, и в конечном итоге вся эта история отражается на потребителях, так как производители вынуждены поднимать цены на выпускаемую продукцию.
-Как Вы сказали, в группу компаний "Бавария" входит сельхозпредприятие "Фат-Агро". Расскажите подробнее о нем. Агрофирма сделала серьезное заявление о том, что "Фат-Агро" со следующего года начнет обеспечивать юг России оригинальным семенным картофелем.
- Мой отец, как я уже сказал, всегда занимался сельским хозяйством, это было одним из главных приоритетов. Могу сказать, что на сегодняшний день наша компания поставляет достаточно весомую часть семенного картофеля на рынок Северного Кавказа.
В прошлом году мы реализовали 1 тыс. тонн, в этом году планируем продать около 3 тыс. тонн элитного семенного картофеля. Также на базе "Фат-Агро" в прошлом году было введено в строй одно овощехранилище на 4 тыс. тонн, планируется построить еще одно. Оно будет предназначено для хранения чистого материала семян картофеля, выращенных в горах на высоте 2,5 тыс. метров над уровнем моря. Это будет своего рода банк чистого материала.
Производство семенного картофеля появилось не случайно. Пять лет назад мы пригласили в Северную Осетию швейцарских специалистов для разработки и обучения правилам высадки семенного картофеля высокого качества. Построили одну из самых оснащенных лабораторий в стране, а затем запустили на нашей базе Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля, где проводим полную диагностику материала.
- А как отразились западные санкции и экономический кризис в целом на предприятиях компании? Помешали ли планам по развитию? Может, пришлось свернуть какие-то проекты, сократить расходы? Как компания ориентирована на импортозамещение?
- Кризис, конечно же, поспособствовал закрытию большинства компаний-производителей и поставщиков сырья, с которыми мы работали. Нам пришлось искать других, более крупных партнеров, выстоявших в современных условиях. У них ценовая политика другая - стоимость сырья выше. Соответственно, и у нас немного поднялась цена на продукцию, тем не менее, мы стараемся удерживать цены на невысоком, среднем уровне в своем сегменте рынка.
В целом мы за это время не свернули ни одного инвестиционного проекта. Кроме того, продолжают выполняться все социальные программы для наших сотрудников, реализуются благотворительные проекты.
Крупная компания не может существовать обособленно и не зависеть от различных явлений мировой экономики, и в целом экономических кризисов не избежать, но, самое главное, надо быть готовыми к подобным событиям. Необходимо иметь четкое видение развития во время кризиса. Одно из условий, на мой взгляд, это вкладывать свободные активы и занимать нишу, освободившуюся в это время.
В рамках импортозамещения мы ориентированы не только на производство качественных продуктов питания, а мы производим не только картофель, но и выращиваем огурцы, кукурузу и т.д. Но мы нацелены и на развитие регионального туризма.
В планах у нас строительство баз отдыха в высокогорье, в том числе для развития агротуризма в Северной Осетии. Я считаю, что это достаточно перспективная отрасль, учитывая большой потенциал республики - чистая природа, красивые места. Необходимо только наладить инфраструктуру, предоставить высокий уровень сервиса. Соответствующую программу, в частности, закладку охотугодий, строительство фермы, гостиничного комплекса, турбазы, мы уже разработали и в следующем году начнем активно работать над ее реализацией.
- Вы сказали о сети ресторанов "Бавария". Каков уровень развития этой отрасли? Насколько прибылен этот бизнес?
- Наш первый ресторан, по сути, вырос из маленькой чебуречной. В 94-м году, когда создавалась пивоварня, открылась и чебуречная, где были установлены столики, а меню состояло из чебуреков, пирожков и закусок к пиву.
Можно сказать, что ресторанный бизнес "Баварии" начался именно с этого заведения. Несмотря на кризисные явления, не могу сказать, что эта составляющая бизнеса нерентабельна. Напротив, сеть наших ресторанов заняла свое место и достаточно успешно развивается. Более того, мы намерены расширять эту сферу деятельности. Так, например, в настоящее время, в районе Водной станции во Владикавказе ведется строительство ресторанного комплекса в национальном стиле на 1,5 тыс. мест для проведения свадеб и других торжеств.
Кроме того, в комплексе предусмотрен бар с мини-пивоварней, где в зале будет проходить процесс варки пива эксклюзивных сортов.
Успех в сфере ресторанного бизнеса в целом зависит от качества блюд и обслуживания. Кухня должна постоянно совершенствоваться, но при этом иметь фирменное отличие от остальных. Сеть наших заведений отличается именно тем, что практически все продукты, попадающие на кухню, наша компания производит сама.
Фирменным знаком ресторанов, в том числе, являются колбасные изделия собственного производства 12 видов из экологически чистого натурального мяса. Вся хлебная и кондитерская продукция также производится внутри сети.
Кроме того, все осетинские пироги, изготовленные в наших ресторанах, пекутся исключительно с использованием сыра собственного производства.
- В этом году Вашим решением "Бавария" отказалась от участия в тендерах на получение госконтрактов, с чем связан этот шаг и не повлияет ли это на рентабельность компании?
- Да, это было мое решение, но принял я его после беседы с отцом. Он стал председателем правительства Северной Осетии, а затем, после скоропостижной кончины главы республики Тамерлана Агузарова, был назначен врио главы (в сентябре 2015 года парламент Северной Осетии единогласно утвердил на пост председателя правительства В. Битарова - ИФ).
Мы такая же компания, как и любая другая в Северной Осетии, несмотря на то, что ее основатель сейчас стал главой республики. Этот шаг был предпринят для того, чтоб не возникло ощущения, что руководство республики лоббирует интересы компании, которая принадлежит его семье. Он честный и справедливый человек. Поэтому мы не считаем возможным продолжать практику участия в тендерах.
Да, "Бавария" - не просто часть карьерного пути Вячеслава Битарова, это в буквальном смысле дело его жизни. Однако сегодня перед ним стоят другие, более масштабные и важные задачи. Как бы то ни было, мы продолжаем двигаться вперед и действовать согласно тем планам, которые были намечены и утверждены еще задолго до известных событий.
Надеемся сделать все возможное для того, чтобы жители Северной Осетии рассматривали "Баварию" как самостоятельную единицу, существующую и развивающуюся независимо от успехов или неудач действующей власти.
- Расскажите подробнее о соцпрограммах для ваших работников.
- Хочется в первую очередь отметить, что мы не сократили ни одного работника в кризисный период. Более того, у нас как проходила индексация заработной платы ежегодно, так и происходит.
В соответствии с планом расширяется социальный блок, вплоть до того, что в компании действует своя бесплатная "скорая помощь" для сотрудников и членов их семей. В день врачи обслуживают до 10 вызовов.
Одним из самых масштабных и долгожданных проектов стало строительство многоквартирного жилого дома для наших сотрудников. Мы предоставили им жилье по себестоимости с правом беспроцентной рассрочки на период до 15 лет.
Отдельно хочу отметить, что наша компания также продолжает заниматься благотворительностью, несмотря на все внешние трудности. С момента основания предприятия мой отец помогал нуждающимся и всегда считал это необходимой частью своей жизни, особенно если речь шла о больных или нуждающихся детях.
Недавно мы отремонтировали детский дом, дом престарелых, выступили спонсором масштабного проекта "Операция "Улыбка", в рамках которого лучшие хирурги со всей страны приехали в наш город и провели бесплатные операции детям с челюстно-лицевыми дефектами. Достаточно серьезные вложения компания делает в развитие детского спорта. Мы стараемся сохранить этот курс.
- Вас готовили к тому, что бразды правления семейным бизнесом перейдут к Вам? Не было желания заниматься чем-то другим, или не было выбора?
- К тому, что бизнес и дело отца необходимо будет продолжить, он нас с братом готовил с детства. Другой момент - я никак не ожидал, что это произойдет так скоро. Отец с раннего возраста приучал нас к труду. Мы не приходили к нему в кабинет "примерять" кресло - это была настоящая работа.
Кроме того, у нас в семье было строгое правило - обязательные занятия спортом, он ведь и сам до сих пор регулярно тренируется. Отец всегда в пример ставил своего отца - нашего деда Зелимхана, который родился, жил в сельской местности и с малых лет занимался физическим трудом, сельским хозяйством в непростых высокогорных условиях. Для всей семьи он был примером и незыблемым авторитетом. Дед прожил 90 лет.
Так вот, о работе. Как только наступали школьные каникулы, я устраивался на подработку в агрофирму, работал на полях, смотрел за скотом. Когда стал постарше, устроился в компанию грузчиком со своими друзьями. В старших классах я уже работал непосредственно на производстве. Также на школьных каникулах работал помощником пивовара, вникал в технологию производства пива.
Я поработал практически на всех этапах производства и во всех цехах - в технической службе и в рекламном отделе. Позже был начальником цеха розлива. То есть я все производство узнал изнутри. Конечно, мне хотелось во время летних каникул отдыхать, гулять с друзьями, но все свободное время тогда я находился в компании. Сейчас я понимаю, что благодаря отцу, который считал нужным прохождение всех этих этапов, я хорошо знаю все ступени и структуру производства своего дела.
- Как сейчас проходит ваше общение с отцом, нуждаетесь ли Вы в его советах или полностью справляетесь самостоятельно?
-Сейчас мы с отцом видимся редко, у него очень плотный график работы. А вопросы, конечно, бывают - и совет нужен часто, и поддержка. Когда удается встретиться, мы обговариваем текущие вопросы и планы.
Да, я достаточно рано оказался в должности главы компании, потому что так сложились обстоятельства. Отец до того, как ему поступило предложение от Тамерлана Агузарова возглавить правительство республики, и подумать не мог о том, чтобы оставить бизнес. Никогда не стремился в политику, тем более возглавить республику. Все это произошло внезапно для нас обоих, да и вообще для всех.
Знаете, существует такая практика обучения человека плаванию - закинуть на глубину, чтобы он сам смог выплыть за счет инстинкта самосохранения. У меня практически такая же ситуация, и, к счастью, пока мне удается держаться на плаву...