- Татьяна Алексеевна, завершилось первое полугодие 2014 года. Каких результатов удалось добиться пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края за этот период?
- Индекс промышленного производства за январь-июнь текущего года в отрасли составил 107,4% к уровню I полугодия прошлого года. Рост достигнут практически по всем производствам, кроме небольшого снижения по мясу и колбасным изделиям. В то же время значительный рост отмечен в производстве мясных полуфабрикатов. По остальным группам продовольствия также отмечается существенный рост - в частности, на предприятиях, производящих растительные масла, объем производства увеличился в 1,8 раза. Выпуск сыров вырос на 16%, цельномолочной продукции - на 2,5%.
Существенное увеличение произошло в производстве растительных кормов и круп, соответственно, на 37% и 31%.
В крае остается не более 30% производимой продукции, остальное вывозится за его пределы. Наша продукция востребована, конкурентна и по цене, и по качеству. В то же время, сейчас есть сложности с реализацией молочных продуктов, таких как сыр, сухие молочные продукты, масло сливочное. Рост цен на сырое молоко привел к увеличению себестоимости продуктов. В результате они с трудом конкурируют в цене. Такая ситуация сложилась в 2011 году, но, тем не менее, продукцию реализовали. В этом году надеемся, что рынок стабилизируется и продажи вырастут без ущерба для производителей.
- На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития пищепрома региона является развитие индустрии детского питания. Какими темпами идет развитие этого направления и какие у него перспективы?
- Мы сейчас много говорим о том, что необходимо пересматривать ассортимент в пользу выпуска специализированных продуктов. Речь идет не только о детских продуктах, но и о продуктах для беременных, для пожилых людей, о сегментах нашего населения, которым нужно предложить особенное питание. В каждом возрасте свои требования к продукту. Алтайские предприятия стараются расширять ассортимент именно такими товарами. Единственное в крае предприятие по производству молочной продукции для детей с первых дней жизни ОАО "Модест" увеличило объем производства на 37,1% к аналогичному периоду 2013 года - до 903,8 тонн. Такое производство - очень сложный, ответственный процесс. Безопасность такого продукта требует большого внимания. ОАО "Модест" работает с 1992 года, но в последние 2-3 года общество получило второе дыхание. Была проведена существенная реконструкция, которая завершилась в этом году. Установлена новая линия по розливу продукции в стеклянную тару. На предприятии предполагается вторая стадия реконструкции - расширение аппаратного отделения.
Кроме того, мясоперерабатывающая промышленность откликнулась на требование времени кормить детей специальными продуктами и начала выпускать особые колбасы и сосиски. Предприятия, занимающиеся переработкой растительного сырья, тоже очень активно расширяют ассортимент для детей - это и чаи, и БАДы, бальзамы, сиропы, кисели.
Предприятиям нужно проявлять больше активности: заниматься продвижением, маркетингом, рекламой, для того чтобы в торговых сетях покупатель узнавал алтайское продовольствие. Поддерживаю позицию тех территорий, которые считают, что местные продукты должны доминировать на полках торговых сетей в регионе.
- В последнее время многие азиатские государства интересуются сотрудничеством с зернопереработчиками Алтайского края. Есть ли какие-то серьезные подвижки в этом направлении?
- Со странами Средней Азии мы давно работаем как по прямым договорам, так и через поставки гуманитарной помощи. Экспортная компания "Алтайские мельницы" работает с ними очень активно. В 2013 году она экспортировала более 15,97 тыс. тонн муки и круп. По сравнению с 2012 годом прирост экспортных поставок увеличился на 42%. Но нам хотелось бы, и такая возможность есть, наращивать объемы отгрузки за пределы страны.
Сегодня предприятия края изучают рынок Китайской народной республики. Представители КНР активно интересуются мукой. Разово этот продукт мы поставляли, край там знают, качество продукта устраивает. В настоящее время ведется процедура оформления разрешительных документов для экспорта на рынок Китая.
- В начале июня в силу вступили новые технические регламенты Таможенного союза в отношении мясной и молочной продукции. Как обстоят дела с их исполнением у алтайских пищевиков? Связан ли с техрегламентами спад производства в этих секторах?
- Как уже отмечалось, молочная отрасль края в январе-июне текущего года демонстрирует положительные темпы производства продукции: сыров, цельномолочных и сухих молочных продуктов. Я не связываю небольшой спад производства колбасных изделий с техрегламентами, потому что для подготовки к вводу окончательных требований регламентов предприятиям дана полуторагодовая отсрочка - до 31 декабря 2015 года. До этого времени допускается производство и выпуск продукции по действующим нормативам. Те, кто серьезно работает на рынке, готовятся к их внедрению. Кто-то менее активно, кто-то более - зависит от наличия возможности. Предприятия, озабоченные этой темой, приведут свои производства к более высокому уровню, обеспечив, тем самым, безопасность продукции.
- Не так давно появилась информация о том, что результаты проверки меда - одного из брендовых продуктов Алтайского края - показали его несоответствие регламенту Таможенного союза в связи с содержанием антибиотиков. Так ли это?
- Такая ситуация была у одного из производителей. Однако повторная экспертиза не подтвердила содержания в меде превышенной концентрации антибиотиков. Дело в том, что имеющаяся нормативно-техническая документация не требовала исследования меда на содержание антибиотиков, а сейчас это обязательно. Эти требования ввел техрегламент. Мы должны быть готовы к этим переменам - необходимо изменить условия пчеловождения, найти другие препараты для лечения пчел или оптимальные дозы, усилить контроль за качеством и безопасностью меда. Ничего страшного здесь нет. В целом рынки реализации нашего меда расширяются. Продукт востребован за пределами страны - в США, Канаде, готовится партия в Японию.
То, что алтайский мед подделывают, говорит о его высоком качестве. В крае ведется работа по защите брендового продукта от недобросовестных конкурентов. Краевой кооператив "Алтай - медовый край" подал документы в Роспатент о регистрации наименования места происхождения товара (НМПТ) "Алтайский мед". В настоящее время совместно с Минсельхозом РФ ведется работа по актуализации предоставленного пакета документов.
Когда будет зарегистрировано наименование места происхождения товара в Роспатенте, правообладатели смогут на законном основании контролировать его оборот. Владельцы НМПТ должны будут изучать ассортимент торговых сетей, брать продукцию на исследования. Если вдруг под наименованием "Алтайский мед" будет обнаружен далеко не алтайский продукт, они смогут заявить в Роспотребнадзор и другие надзорные органы о защите своих прав.
Кроме того, хочется отметить, что в этом году фестиваль меда "Медовый Спас на Алтае", который начнется 14 августа, в учрежденный в регионе День пчеловода, откроется в пяти городах региона: Барнауле, Бийске, Рубцовске, Белокурихе и Заринске. До этого года он проводился только в Барнауле. Начинали проведение этого фестиваля в одном месте, на котором было представлено 16 предприятий, в прошлом году фестиваль прошел уже на двух площадках. А в этом году уже заявок от пчеловодов столько, что нужно думать, как всех расставить…
- Татьяна Алексеевна, каковы дальнейшие перспективы развития пищепрома Алтайского края? Какие крупные проекты планируется реализовать в крае в ближайшее время?
- В первую очередь все наши планы связаны с более глубокой переработкой производимого в крае сельскохозяйственного сырья, с выходом на высокомаржинальные продукты, чтобы из одного зернышка получить целую линейку продуктов. Такие проекты у нас планируются в зерноперерабатывающей отрасли. Они дорогостоящие, длительные по времени, требуют серьезной государственной экспертизы. Мы рассчитываем, в частности, что ОАО "Пава" к концу года завершит госэкспертизу проекта "Глубокая переработка пшеницы на реконструированном мелькомбинате в селе Ребриха", и дальше будет более предметная работа с Внешэкономбанком по привлечению инвестиций. Этот проект предполагает создание новых мощностей по производству на основе биотехнологий сухой пшеничной клейковины, мальтозного и глюкозного сиропов, крахмала, масла зародышей пшеницы, кормов для животных с высоким содержанием протеина, сжиженной углекислоты.
Что касается "Биоформатора", который также занимается проектом по глубокой переработке зерна, то те первоначальные предложения, которые выдала инжиниринговая компания, предприятие не совсем устроили. Планировалось производить аскорбиновую кислоту, другие фармацевтические субстанции. На текущий момент инвесторы изучают рынок с целью выхода на востребованные и инновационные продукты.
Очень важный проект - это крупяное предприятие ОАО "Макфа" в Троицком районе, который будет сдан в этом году. Там же, в Троицком районе, готовится проектно-сметная документация на строительство мясокомбината "Алтайское мясо", который будет заниматься переработкой собственного сырья. Уже произведена подборка оборудования.
В "Алтаймясопроме" выстроено здание цеха по глубокой переработке свинины, мяса КРС. Также в этом году они запустят в эксплуатацию комбикормовый завод. Планируется выпускать комбикорма как для своего свинопоголовья, так и товарные.
В Бийском районе реализует первый этап проекта по переработке плодово-ягодного сырья томское предприятие "Сава". Производители в этом году установят холодильники для шоковой заморозки. Следующим этапом будет строительство цехов по глубокой переработке ягод.
В текущем году в ЗАО "Третьяковский элеватор" будет введена в эксплуатацию новая мельница мощностью 100 тонн в сутки.
Кроме этого, предприятиями малого бизнеса реализуются проекты по выпуску хлебопекарных, кондитерских изделий и рыбопереработке. Региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса дают очень существенный стимул к развитию.
Мы надеемся, что реализация всех этих проектов и хорошая сырьевая база позволят пищевой отрасли Алтайского края и дальше демонстрировать только положительные результаты.