С 4 по 6 сентября Владивосток принимал Восточный экономический форум (ВЭФ), главной темой которого стало развитие Дальнего Востока. В Приморье уже реализован ряд успешных проектов, работа над другими продолжается.О перспективах развития Приморского края, основных задачах, которые предстоит решить в экономике региона агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Приморья Олег Кожемяко.
– Олег Николаевич, расскажите об основных проектах, которые край представил на ВЭФ?
– В павильоне Приморского края на "Улице Дальнего Востока" в этом году мы представили интерактивную инвестиционную карту Приморья, на которой отмечены значимые реализуемые и перспективные инвестиционные проекты. Мы хотим показать, что в крае уже есть успешные примеры сотрудничества с инвесторами, в том числе иностранными, продемонстрировать понятные результаты – объем инвестиций, количество созданных рабочих мест, объем поступивших в бюджет налогов. Нам важно рассказать и доказать, что наш край стремится стать лучшим для работы, жизни и ведения бизнеса.
К примеру, один из интересных проектов на инвестиционной карте Приморского края – Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ), который создается в поселке Врангель. Предприятие будет включать одну установку по производству метанола с годовым объемом производства 1,8 млн тонн и две установки по производству аммиака с аналогичным объемом, а также общезаводское хозяйство, вспомогательные объекты, морской терминал для экспорта продукции и собственную энергогенерацию. В рамках проекта производственные установки в качестве сырья и топлива будут использовать природный газ, поступающий по газопроводу, а также морскую воду как источник водоснабжения. Запланировано строительство нового жилого микрорайона с социальной инфраструктурой, модернизация инженерной городской инфраструктуры с учетом увеличения численности населения. Первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2024 году, вторая – в 2026. Планируется создать 1,5 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций составляет 249 млрд рублей.
Край также представил проекты, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма. Среди них – проект развития ИРКЗ "Приморье", который предусматривает строительство 16 гостиниц различного класса.
– Одними из ключевых отраслей экономики Приморья являются судостроение и судоремонт. На ваш взгляд, смогут ли местные верфи выполнить заказ государства на строительство современных судов-краболовов?
– Смогут или нет – это вопрос конкурентной цены тех предложений, которые, в первую очередь, будут названы приморскими и дальневосточными судоверфям. В случае с иностранцами доставка в Россию судна тоже входит в стоимость. Поэтому здесь у нас конкурентная цена, есть льготы. Второй момент, касающийся верфей, – им нужно набрать необходимые компетенции. Думаю, когда часть судов будет строиться здесь, эти вопросы будут решать те, кто заказывает суда.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев ранее поддержал наше предложение по обязательному строительству судов по крабовым инвестиционным квотам в регионе. Принятие такого решения даст толчок к развитию дальневосточных судостроительных и судоремонтных предприятий за счет заказов от рыбодобывающих компаний, будет способствовать созданию более 1,5 тыс. рабочих мест только в Приморском крае и повышению конкурентоспособности предприятий региона.
Совместно с Министерством промышленности и торговли мы провели аудит строительных предприятий Дальнего Востока, в том числе и Приморского края. И предприятия гарантировали, что они в состоянии обеспечить строительство этих судов.
– Что нужно сделать для того, чтобы приморские рыбаки ремонтировали траулеры не в Корее и Китае, а у себя дома?
– Судоремонт необходимо вернуть в край. Те механизмы, которые мы сейчас предлагаем, – сделать обязательным судозаход после иностранного ремонта и убрать дельту, которой пользуются рыбаки в силу того, что не заходя в порты, не платят таможенную пошлину. Иначе судоремонт становится выгоднее за пределами нашего региона. Мы работаем над этими документами. Думаю, что у нас получится довести их до нормативных и сделать так, чтобы льготы по судоремонту предоставлялись у нас на территории. Мы также работаем над тем чтобы отменить НДС по судоремонту. Сейчас нужно пройти первый этап – квоты и заказы на строительство судов, чтобы наши судостроительные заводы оказались готовы строить краболовы, а самое главное, конкурентоспособны.
– На предыдущем ВЭФ Приморье подписало соглашение с вьетнамским концерном TH Group о создания комплекса молочного животноводства полного цикла. Как развивается это направление в регионе и конкретно вьетнамский проект?
– Первоначально проект компании "ТиЭйч Рус Приморский" предполагал строительство трех животноводческих комплексов, завода по переработке молока, а также создание собственной кормовой базы. Представители компании неоднократно посещали Приморье, чтобы выбрать земельные участки, оценить подготовительные работы. Однако в апреле 2019 года резидент ТОР "Михайловский" объявил об изменении концепции проекта для оптимизации производственных затрат.
Теперь компания планирует создать один животноводческий комплекс на 6 тыс. фуражных коров и молокозавод мощностью 250 тонн в сутки.
Выбранные ранее земельные участки не соответствуют техническим требованиям для размещения новой фермы, поэтому сейчас подбираются новые участки.
Этот проект является значимым, он поможет обеспечить жителей края молоком и молочной продукцией.
Другой масштабный инвестиционный проект в Приморье реализует ООО ХАПК "Грин Агро". На данный момент введен в эксплуатацию животноводческий комплекс на 1,8 тыс. коров, строится второй комплекс на 2,5 тыс. голов. Также планируется модернизация молокозавода для увеличения переработки молока до 300 тонн в сутки.
– На каком этапе сегодня находится программа газификации Приморья?
– Развитие в Приморском крае газовой отрасли связано с вводом в действие магистрального газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток и началом в 2011 году поставок в Приморский край природного газа. В настоящее время в Приморье газифицированы два города – Владивосток и Большой камень. Также следует отметить газификацию острова Русский, в частности Дальневосточного федерального университета, на территории которого проходит Восточный экономический форум, и жилищно-строительного кооператива "Остров".
В Большом камне уже газифицирован судостроительный комплекс "Звезда".
Потребление природного газа Приморским краем составляет 1 млрд кубометров в год. В перспективе к 2035 году его планируется довести до 9 млрд кубометров.
Мы уделяем газификации большое внимание. Согласно краевой программе по развитию газоснабжения и газификации региона, за счет инвестиций ПАО "Газпром" строятся газораспределительные станции и межпоселковые распределительные газопроводы. За счет бюджета края строятся внутрипоселковые распределительные газопроводы, газифицируются объекты жилищно-коммунальной сферы.
В соответствии с программой развития газоснабжения и газификации Приморского края на 2016-2020 годы, подписанной с ПАО "Газпром", корпорация осуществляет строительство газораспределительных сетей до границ поселений. В свою очередь, администрация Приморского края осуществляет софинансирование работ муниципалитетов по строительству внутрипоселковых сетей газораспределения, реконструкции котельных и других социально-значимых объектов, необходимых для развития экономики Приморского края.
В 2019 году на создание и развитие системы газоснабжения муниципалитетов в бюджете Приморского края предусмотрено более 176 млн рублей.
В ближайшее время с руководством ПАО "Газпром" будет подписана новая программа развития газоснабжения и газификации Приморского края со сроком действия до 2025 года.
– Какие компании помимо "Газпрома" планируют и имеют какие-то твердые бизнес-планы или контракты на размещение R&D-центров на острове Русский? Что именно они будут делать в этих новых подразделениях?
– Эта работа ведется в рамках исполнения поручений главы государства, данных на ВЭФ в 2018 году. Председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер принял решение о создании на базе компании ООО "Газпром 335" специализированного инжинирингового подразделения – Дальневосточного филиала ООО "Газпром 335" на острове Русский.
Создание и развитие Дальневосточного филиала ООО "Газпром 335" предусматривается в тесном сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ). Среди основных задач нового подразделения – мониторинг ценообразования в регионе, подготовка исходных данных для выполнения инженерных изысканий по объектам СПГ и добычи углеводородов, а также мониторинг экологической обстановки и разработка мер в сфере повышения промышленной и экологической безопасности при освоении шельфовых месторождений углеводородов.
Главная задача подразделения – выполнение работ для реализации перспективных проектов строительства третьей технологической линии завода сжижения природного газа проекта "Сахалин-2", среднетоннажного завода СПГ в районе Владивостока, проектов обустройства и разработки Киринского и Южно-Киринского месторождений.
Кроме того, администрация края ведет совместную с ПАО "Газпром" работу по привлечению потенциальных инвесторов строительства сети автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Появление такой сети – это создание новых рабочих мест и возможностей.
Развитие рынка газомоторного топлива позволит, в первую очередь, снизить загрязнение воздуха и выброс парниковых газов и вредных веществ, и, как следствие, – значительно улучшить экологическую обстановку в регионе. Перевод автомобилей на компримированный природный газ позволит экономить на топливе до трех раз.
– Производитель вольфрамового концентрата ООО "Лермонтовский ГОК" в последнее время испытывает трудности на фоне выработки минерально-сырьевой базы. Планируется ли передача контроля над комбинатом частному инвестору?
– Для нас очень важна деятельность этого предприятия. И администрация Приморского края уже неоднократно оказывала ему помощь как градообразующему предприятию, на котором работает практически все местное население.
В октябре 2016 года ООО "Лермонтовский ГОК" был остановлен из-за отсутствия сырья. Простой продлился ровно год.
В 2017 году предприятию из краевого бюджета выделена субсидия в размере более 246 миллионов рублей, и в ноябре 2017 года комбинат был запущен в работу.
Был сформирован план горных работ на 2018-2019 годы. Руководство комбината рассчитало программу работы с учетом сохранения оставшейся сырьевой базы. Заключены договоры на поставку концентрата, позволяющие продавать товар, выпускаемый комбинатом.
Численность работников ООО "Лермонтовский ГОК" в 2018 году составляла 245 человек. Прибыль сложилась в размере 97 миллионов рублей. С запуска предприятия, с ноября 2017 года и по настоящее время, во все бюджеты перечислено более 170 миллионов рублей.
В связи с тем, что программа развития комбината рассчитана с учетом сохранения оставшейся сырьевой базы, нужно привлечь дополнительные средства на проведение геологоразведочных работ на близлежащих месторождениях.
Мы занимаемся поиском потенциальных инвесторов, в том числе ведем переговоры с АО "Компания Вольфрам", являющейся потребителем производимой ГОКом продукции.
Сегодня предприятие готово инвестировать в производственный процесс ООО "Лермонтовский ГОК". Вместе с тем, для нас принципиально важно не изменять отраслевую направленность завода, сохранить рабочие места и уровень заработной платы приморцев, работающих на градообразующем предприятии, не менее чем на ближайшие 10 лет.
Таким образом мы будем настаивать на включение в договор купли-продажи обязательства покупателя по предоставлению банковской гарантии на срок 10 лет на сумму необходимых вложений в доразведку Лермонтовского месторождения и обеспечение работы ООО "Лермонтовский ГОК" в течение 10 лет.
Для того, чтобы ускорить все необходимые процедуры и подготовить предприятие для работы с инвестором, параллельно ведется работа по оценке стоимости имущества предприятия, принимаются решения о выставлении его на открытый аукцион.
– В августе в Приморье прошли дождевые паводки. Какова сумма ущерба для региона? Что планируется сделать, чтобы снизить в будущем подобные расходы и минимизировать ущерб?
– О единой сумме ущерба говорить сложно, поскольку последствия все еще ликвидируются. Для их минимизации мы сосредоточили большое количество техники и человеческих ресурсов. Из резервного фонда на аварийно-восстановительные работы направлено 135 млн рублей. Также от наводнения пострадали посевы, общий ущерб по всем культурам составил около 965 млн рублей.
В работе по предотвращению погодных чрезвычайных ситуаций мы руководствуемся планом мероприятий по защите от наводнений территории Приморского края на 2018-2023 годы. В него включены те населенные пункты края, которые подвергаются ежегодным наводнениям на протяжении шести лет. Предусматривается реализация 16 мероприятий по инженерной защите от наводнений. Общий объем финансирования на период до 2023 года составляет 4,5 млрд рублей.
В этом году в рамках этого плана планируется завершение строительства дамбы в селе Новомихайловка Чугуевского муниципального района, приступить к реконструкции Кугуковского водохранилища в Уссурийске. Кроме того, с 2018 года ведется работа по капитальному и ремонту, строительству, реконструкции гидротехнических сооружений. Уже завершен ремонт защитной дамбы села Дальний Кут в Красноармейском муниципальном районе.
Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций также включают чистку русел рек, своевременное проведение их дноуглубления, укрепление берегов и защитных дамб. В этом году общая протяженность расчищенных участков составила более 5 км.
– Давно обсуждается проект по созданию во Владивостоке рыбного рынка по примеру корейского Пусана. Какие трудности возникают с реализацией проекта?
– Среди жителей Приморья прошло голосование по выбору макета будущего сооружения. Из порядка 4,5 тыс. голосов около 3,4 тыс. было отдано за макет с эксплуатируемой крышей, на которой размещен небольшой парк. Площадь рынка составит 15 тыс. квадратных метров. Сейчас идет проектирование, инвестор уже вложил 23 млн рублей собственных средств. Инициатором проекта выступает ООО "Фар Лайн ДВ".
По плану проект должен пройти экспертизу в первом квартале 2020 года, сразу начнется его строительство. Сдача объекта запланирована на первый квартал 2022 года.
– Планирует ли Приморье и дальше развивать внутрикраевую авиацию?
– В этом году внутрикраевая авиация Приморья отмечает первый юбилей. Сегодня местные авиалинии, возрожденные в 2014 году усилиями краевых властей, бьют рекорды по количеству рейсов и пассажиропотоку. Такого стремительного развития малой авиации нет больше ни в одном регионе России.
За это время удалось сделать очень многое: за счет краевого бюджета приобретены три самолета DHC-6 Twin Otter Series 400 вместимостью 19 кресел, практически восстановлена маршрутная сеть, существовавшая в годы расцвета гражданской авиации, ведется планомерное восстановление посадочных площадок, аэродромной инфраструктуры, построено семь новых зданий аэровокзалов.
Первый рейс состоялся 22 декабря 2014 года из Владивостока в Кавалерово. А сегодня самолеты и вертолеты летают уже по 14 маршрутам, связывая 45 населенных пунктов. Из Владивостока за несколько часов можно попасть в Кавалерово, Дальнегорск, Дальнереченск, Пластун, Терней, Преображение. А оттуда в другие поселки на севере края – куда ни автобусом, ни машиной не добраться.
10 из 14 рейсов выполняет авиакомпания "Аврора" на самолетах DHC-6. Еще одним перевозчиком является ООО "Дальнереченск Авиа", в распоряжении которого – вертолет Ми-8 и самолет Ан-2.
Важно также, что благодаря программе субсидирования из бюджета Приморья цена авиабилетов доступна для жителей края и сопоставима с ценой билета на автобус и поезд. Самый дорогой билет – из Владивостока в северный Терней – стоит 2 тыс. 507 рублей.
При этом в крае продолжается планомерное восстановление аэродромной инфраструктуры. Так, в 2018 году отремонтировали взлетно-посадочную полосу в Дальнереченске, которая принимает самолеты DHC-6.
В сентябре прошлого года открылся новый аэровокзал в поселке Терней. Модульное здание стоимостью 14,5 млн рублей приобретено и установлено за счет краевого бюджета. Оно приспособлено для работы в климатических условиях севера Приморья. Здание аэровокзала оборудовано залом ожидания для пассажиров, стерильной зоной, пунктом досмотра, комнатой матери и ребенка, служебными помещениями для сотрудников. На втором этаже расположена диспетчерская с целью контроля взлета.
Мы будем продолжать работу по восстановлению и развитию местных авиаперевозок. Рейсы малой авиации пользуются популярностью у приморцев, только с начала этого года перевезено более 20 тысяч человек.
За годы развития краевой авиации пассажиропоток на местных авиалиниях увеличился в пять раз. В 2018 году количество пассажиров на внутренних рейсах составило более 40 тыс. человек. С 2014 года пассажиропоток увеличен в пять раз. Приморцам удобен этот вид транспорта, он экономит время, делает жизнь комфортнее.
На субсидирование внутрикраевых авиаперелетов в 2019 году в региональном бюджете предусмотрено 200 млн рублей, а на строительство и реконструкцию посадочных площадок из бюджета планируется построить направить 60 млн рублей.
Эти средства позволят продолжить совершенствование и модернизацию аэродромной инфраструктуры и пойдут на поставку спецтехники, приобретение оборудования для посадочных площадок – это аэродромные маяки, облакомеры, орнитологические комплексы, установка светотехнического оборудования. Все это существенно повысит уровень безопасности полетов. В данный момент сотрудники многих посадочных площадок буквально на глаз определяют готовность посадочной полосы.
На площадку "Восток", например, требуется приобрести снегоход, поскольку в зимний период сотрудники просто не могут добраться на работу. Ближайший населенный пункт более чем в 6 км от объекта. А площадки "Дальнегорск", "Пластун", "Преображение" и "Светлая" принимают воздушные суда только в светлое время суток в связи с отсутствием светотехнического оборудования. Его приобретение позволит существенно увеличить регламент их работы.
В планах также строительство нового аэровокзала в селе Агзу Тернейского района. Сейчас здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не позволяющем обслуживать пассажиров – в нем нарушена конструкция стен и потолка, провалились полы. Будем устанавливать новое модульное здание, приспособленное для работы в климатических условиях севера Приморского края: с электричеством, отоплением, на свайном фундаменте, чтобы избежать угрозы подтопления.
– Каким вы видите дальнейшее развитие острова Русский?
– Концепция развития острова Русский, которую Приморский край представляет на ВЭФ, предусматривает создание велосипедных и беговых дорожек, возможность свободного отдыха, аренду технику, стоянки, доступ к фортам Владивостокской крепости для всех категорий граждан, в том числе людей с ограниченными возможностями. Все это будет интересно как самим приморцам, так и туристам.
Проект развития Русского и Владивостока в целом рассчитан на несколько лет. Он предусматривает также строительство моста на Елену, сквозной дороги. Все эти проекты также были представлены на Восточном экономическом форуме. При их утверждении мы учли не только природные особенности территории, но и мнения жителей Приморья. До конца июля граждане могли направить свои предложения в формате пояснительных записок и графических материалов на электронную почту краевого департамента градостроительства.
Разработанная концепция не является окончательной, поэтому жители, гости, все участники форума смогут ее посмотреть и внести свои корректировки.