Россия / Точка зрения 31 декабря 2013 г. 09:10

Академик в плену

Interfax-Russia.ru - Круизный лайнер "Академик Шокальский" попал в ледовый плен у берегов Антарктиды. Эвакуировать экипаж и пассажиров судна спасатели намерены при помощи вертолета.

Российское судно "Академик Шокальский" (порт приписки - Владивосток) застряло во льдах Антарктиды в 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км) от города Хобарта (Австралия) 24 декабря. Известно, что лайнер совершал круиз по маршруту Новая Зеландия - берега Антарктиды. На борту судна находится 74 человека, в том числе экипаж (22 россиянина) и 52 пассажира – туристы, путешественники и ученые из Австралии и Новой Зеландии, которые отправились в экспедицию к так называемым Хижинам Моусона - деревянным домикам, служившим в 1900-х годах зимней базой для исследователей Антарктики.

"Первая такая экспедиция, возглавляемая Дугласом Моусоном, была проведена еще в 1913 году. Ровно 100 лет спустя, в 2013 году, австралийские и новозеландские ученые организовали юбилейную экспедицию, чтобы оценить, какие изменения произошли за это время в атлантическом регионе в плане экологии, температуры воды и воздуха, климата, течения, а также в жизни обитающих там птиц и животных", - сообщил Interfax-Russia.ru Юрий Волков - директор Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ), которому принадлежит судно.

Он уточнил, что свои наблюдения "Академик Шокальский" проводил у берегов Антарктиды в районе моря Д‘Юрвиля. Из-за резкого ухудшения погодных условий исследовательскому судну пришлось срочно прекратить все работы, чтобы миновать ледовое поле, которое надвигалось с востока. К сожалению, вырваться из ледового плена лайнер не успел – до выхода на чистую воду ему не хватило всего каких-то пары часов.

Но покоряться стихии "Академик Шокальский" был не намерен. Судно предприняло попытку самостоятельно вырваться из ледового плена, однако безуспешно. Более того, двигаясь на полном ходу, лайнер напоролся на глыбу льда. В результате по правому борту судна на 1,8 метра выше ватерлинии образовалась трещина шириной в 1 сантиметр и длиной около метра. К счастью, поломка оказалась незначительной и была устранена силами самого экипажа.

"В настоящее время лайнер находится в 66 градусах 51 минуте южной широты и 144 градусах 17 минутах восточной долготы. Ледовая обстановка 10 баллов, вокруг большие ледовые поля – 300 метров в диаметре, толщина льда 2-4 метра. Члены экспедиции и экипаж чувствует себя нормально и готов продолжить исследования после высвобождения из ледового плена", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Волков отметил, что при восточном ветре, который держит ледовые поля, судно не сможет самостоятельно выбраться из ловушки, а западного ветра можно ждать неделями. Поэтому спасатели решили, что вызволять "Академика Шокальского" из арктического плена будут сразу несколько ледоколов.

"Австралийский спасательный центр направил на освобождение судна "Академик Шокальский" три судна ледового класса, находящихся поблизости. Они должны помочь судну выйти на чистую воду", - сообщил директор научно-исследовательского института.

По данным "Российской газеты", которая ссылается на австралийский портал News.com.au, служба безопасности мореплавания Австралии (AMSA) получила сигнал бедствия от "Академика Шокальского" утром 25 декабря. В тот же день организация направила на помощь российскому лайнеру несколько своих ледоколов "Xue long" (КНР), "L‘Astrolab" (Франция) и "Aurora Australius" (Австралия).

Первым в район происшествия подошел китайский ледокол "Xue long", однако из-за толстого (до 2,3 метра) льда он так и не смог пробиться к исследовательскому судну. Из-за тяжелой ледовой обстановки приблизиться к судну не удалось и австралийскому ледоколу "Aurora Australius". Тогда спасатели приняли решение эвакуировать экипаж и пассажиров "Академика Шокальского" при помощи вертолета, находящегося на борту китайского ледокола.

"Принято решение об эвакуации 52 пассажиров и 4 членов экипажа вертолетом китайского корабля "Xue long", если это позволят погодные условия", - сообщили в МИД России. Остальные 17 добровольцев, по словам капитана лайнера, намерены остаться на судне и "биться до победного конца".

В ведомстве отметили, что посольство России в Австралии поддерживает постоянную связь с властями страны пребывания и капитаном НИС "Академик Шокальский" Игорем Киселевым. По его информации, все члены экипажа и участники экспедиции здоровы, угрозы для их жизни и безопасности нет.

Стоит отметить, что сами "заложники" относятся к происходящему довольно спокойно и даже стараются извлечь из своей вынужденной остановки всю возможную выгоду.

"Мы пытаемся извлечь максимальную выгоду из нашего незапланированного простоя, чтобы взять дополнительные пробы и совершенствовать программу нашей научной работы", - написал в Twitter один из участников экспедиции, австралийский профессор Крис Терни (Chris Turney).

По его словам, до того как к вечеру 26 декабря в районе происшествия поднялась метель, ученые успели измерить температуру воды и уровень содержания в ней соли, чтобы увидеть, какие изменения произошли за последние сто лет.

Между тем, как сообщил Российской газете сотрудник Института Арктики и Антарктики Росгидромета Валерий Лукин, люди, находящиеся на борту заблокированного льдами судна, никакого отношения ни к Российской антарктической экспедиции, ни к антарктической программе Австралии не имеют.

"Это судно никакого отношения к Российской антарктической экспедиции не имеет. Более того, эти ученые не имеют отношения и к антарктической программе Австралии. Скорее всего, это их частная инициатива. А само судно арендовано у Дальневосточного НИИ гидрометеорологии Росгидромета", - сказал он.

Специалист подчеркнул, что "Академик Шокальский" может работать только в ледовой обстановке до 3-4 баллов, то есть среди одиночно плавающих льдин, когда не более 40 процентов пространства занято льдом, а 60 процентов - чистая вода.

"Академик Шокальский" – это небольшое круизное судно ледового класса, находящееся в собственности Российской Федерации и эксплуатируемое австралийским оператором Aurora Expeditions, было построено в 1982 году в Финляндии для полярных и океанографических исследований. Свое название лайнер получил в честь знаменитого русского и советского географа, океанографа и картографа генерал-лейтенанта и академика Юлия Шокальского.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"