Interfax-Russia.ru – Российский Су-30СМ потерпел крушение над акваторией Средиземного моря после взлета с сирийской базы "Хмеймим", оба летчика погибли.
Российский истребитель Су-30СМ потерпел катастрофу в Сирии утром 3 мая. По информации министерства обороны РФ, катастрофа произошла около 09:45 над акваторией Средиземного моря.
Во время инцидента самолет набирал высоту после взлета с российской авиабазы "Хмеймим", рассказали в Минобороны. По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы.
"Оба летчика, до последних минут боровшиеся за самолет, по докладу с места погибли", - сообщили в Минобороны.
В соцсетях появились фотографии, сделанные с берега, на которых попал момент падения в Средиземное море Су-30СМ. В частности две фотографии опубликовал в своем аккаунте в Twitter политический аналитик Майкл Хоровиц.
Депутат Госдумы, бывший заместитель главкома ВВС генерал-полковник Николай Антошкин предположил, что вывести из строя оба двигателя истребителя могло столкновение не с одной, а со стаей птиц.
"Там два двигателя. Если в стаю врезались, то может такое случиться (остановка обоих двигателей самолета), а если одиночная птица попадает, то на втором двигателе можно лететь, выполнять задачу и возвратиться", - сказал "Интерфаксу" Антошкин.
Он отметил, что при остановке обоих двигателей Су-30 на малой высоте невозможно сохранить самолет.
"Если уже двигатели встали и над морем и высота небольшая, то уже никак не сохранишь (самолет), а если бы развернулся и попытался планировать, упал бы на населенный пункт сирийский, а это гораздо хуже" - сказал Антошкин.
С тем, что спасти истребитель летчикам помешала небольшая высота, соглашается и глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов.
"Временной промежуток для принятия и реализации решения оказался недостаточным", - высказал предположение в беседе с "Интерфаксом" Шаманов.
По его словам, также в этом случае важное значение имело то, что "набрана была небольшая высота".
"Высота не позволила реализовать те или иные намерения по спасению летательного судна", - добавил глава комитета.
При этом, пояснил он, "всегда предпринимаются попытки экипажа в таких экстремальных ситуациях спасти самолет". Шаманов добавил, что разъяснить ситуацию позволит расследование.
"Пока главная версия, что попала птица", - сказал он.
В свою очередь эксперт в области авиационной безопасности рассказал "Московскому комсомольцу", что аварии и тем более катастрофы с самолетами класса Су-27 или Су-30 по вине птиц случались и ранее, но крайне редко, поскольку летчикам, как правило, удавалось справиться с ситуацией.
"Возможно, в данном случае пилотам не хватило времени на то, чтобы перезапустить остановившийся двигатель. Могли наложиться и другие какие-то факторы полета. В любом случае, потребуется анализ переговоров пилотов с диспетчером, а также между собой. Частично эта информация сохраняется на командно-диспетчерском пункте, а также бортовыми самописцами, так называемыми "черными ящиками". Их еще предстоит найти и поднять со дна. Надеюсь, условия позволят это сделать", - сказал специалист.
Попадание птицы в двигатель могло стать причиной катастрофы истребителя Су-30СМ в Сирии, заявил "Интерфаксу" и заслуженный летчик-испытатель СССР, герой России Анатолий Квочур.
"Могло произойти всякое. Вполне возможно, что причиной трагедии стало попадание птицы. На приличной скорости попадание крупной птицы в воздухозаборник и дальше в двигатель - это разрушение", - пояснил Квочур, добавив, что, по сложившейся практике для расследования трагедии создается специальная комиссия.
"Су-30СМ - прекрасный самолет. Сверхманевренный, с хорошими характеристиками управляемости и устойчивости. То, что произошло - большая трагедия. Я выражаю соболезнования родственникам и командирам", - отметил летчик-испытатель.
Кстати, в 1989 году на авиасалоне в Ле-Бурже Квочур смог на малой высоте катапультироваться из истребителя МиГ-29, у которого произошел помпаж (нарушение правильного течения воздушного потока через турбину турбореактивного двигателя) двигателя.
При этом Квочур не стал отвечать на вопрос, почему летчики Су-30СМ не катапультировались.
"Без комментариев", - сказал собеседник агентства.
Бывший заместитель главкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин также отметил, что у него нет версии того, почему летчики не успели катапультироваться.
"Я не знаю, какие спасательные средства у них были, почему не катапультировались", - сказал он.
До этого инцидента официально сообщалось, что за время операции в Сирии Россия потеряла шесть самолетов и пять вертолетов. Российская военная операция в Сирии проводится с 30 сентября 2015 года. Боевая авиация России поддерживает наземные операции сирийской армии против террористических группировок. У России в Сирии есть авиабаза "Хмеймим" и пункт базирования ВМФ в Тартусе.
Информированный источник сообщил "Интерфаксу", что Су-30СМ, потерпевший катастрофу в Сирии, принадлежал ВКС РФ.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook