Точка зрения 17 ноября 2017 г. 17:58

Свобода или хамон

Свобода или хамон
© РИА Новости. Евгений Одиноков

Interfax-Russia.ru – Ввоз "санкционки" могут приравнять к уголовно-наказуемой контрабанде и лишать виновных свободы на срок до 12 лет.

Минфин РФ подготовил законопроект о введении уголовной ответственности за ввоз санкционной продукции. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

"В последнее время, в том числе в контексте повышения эффективности администрирования специальных экономических мер, особое значение приобретает необходимость повышения ответственности недобросовестных лиц за уклонение от соблюдения соответствующих запретов и ограничений", - отмечается в пояснительной записке.

Документом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ, дополнив статью 226.1, предусматривающую наказание за контрабанду ядовитых, взрывчатых, радиоактивных веществ, оружия и стратегически важных товаров, также контрабандой "санкционки".

Минимальное наказание, по мнению представителей Минфина, должно составлять 3 года лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей, максимальная санкция - 12 лет тюрьмы с аналогичным штрафом.

В Госдуме выступили против такой идеи Минфина. Председатель профильного комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что за такое правонарушение должно быть административное наказание, а не уголовное.

"Мне кажется, штрафовать нужно, а сажать - какой смысл?" - сказал Павел Крашенинников "Интерфаксу".

При этом он отметил, что в настоящее время за это правонарушение можно наказывать через нормы о контрафакте.

Нужно сказать, что с "санкционкой" в России борются всеми возможными методами, в том числе и законодательными.

Два года назад аналогичный законопроект уже пыталась провести Федеральная таможенная служба (ФТС), которая теперь находится в ведении Минфина. Тогда предполагалось не прописывать санкционную продукцию в статье УК отдельно, а отнести ее к стратегически важным товарам. Законодательные изменения должны были принять уже к марту 2016 года, но позже от этой идеи отказались.

В марте 2017 года Роспотребнадзор предложил штрафовать граждан за хранение и транспортировку запрещенных к ввозу в РФ товаров.

Проект закона предусматривал внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ с дополнением его новой статьей.

"Реализация, хранение, транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой", - говорилось в документе.

Кроме того, предлагалось штрафовать должностных лиц и индивидуальных предпринимателей на сумму до 50 тыс. рублей. Штраф для юридических лиц предлагалось установить до 100 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без нее.

Впрочем, документ также не был принят, поскольку Минэкономразвития дало отрицательное заключение на него.

В середине октября министр сельского хозяйства Александр Ткачев сообщил, что санкционные продукты продолжают поступать в Россию через Белоруссию и предложил досматривать все грузовые автомобили, конфисковать те, которые перевозят запрещенные товары, а также немедленно уничтожать всю санкционную продукцию. Министр заявил об этом на совещании по вопросам сельского хозяйства, которое провел президент Владимир Путин.

"Запретив ввоз европейских и турецких овощей, к сожалению, вырос в три раза экспорт из Белоруссии. Представьте себе, импорт картофеля из Белоруссии в 2016 году был 40 тысяч, сегодня – в три раза выше, то есть он уже 120 тысяч. Свежие овощи сегодня 231 тысяча, а был – 109 тысяч. (...) Белстат специально закрывает данные, закрывает свою отчетность, для того чтобы мы не знали, по каким причинам – не знаю. То есть мы вводим ограничения, санкции, понятно, что эти продукты заходят через Белоруссию, через несанкционные страны. Это разрушает наш внутренний рынок", - говорил Александр Ткачев.

По его словам, объемы поставок санкционных продуктов достигает 700 тыс. тонн на сумму $700 млн.

В июле правительство продлило санкционное продэмбарго до конца 2018 года. Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия распространяется на страны, которые ввели антироссийские санкции. В частности, в этот список вошли США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.

Говоря о новой законодательной санкционной инициативе, предложенной Минфином, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков убежден, что это чрезмерная жесткая мера.

"Для меня эта инициатива неожиданная. Такое ужесточение ответственности соответствует самым тяжким статьям Уголовного кодекса. Вопросов слишком много. Например, не будут ли органы превышать свои полномочия? По-моему, объемы санкционной продукции не такие большие, чтобы вводить такие карательные меры. Сажать за бизнес мне кажется абсолютно излишним", - заявил Interfax-Russia.ru Дмитрий Востриков.

Он привел пример, когда на прилавках российских магазинов находят продукты, которые на самом деле не являются санкционными.

"Да, у нас с рынка исчезла продукция, на которую есть определенный срез покупателей. Это порождается не ввоз продукции, а производство контрафактной продукции внутри России. Тот же производитель сыра, зная, что с Европы не завезут сыр, может напечатать свою этикетку, это будет подделкой под какой-то европейский сыр. Тем не менее, он произведен здесь, и он не пресекал границу. Но однозначно, что обнаружив такие продукты на прилавке, этот сыр будут контролирующие органы считать санкционным продуктом. Кто будет в таком случае нести ответственность?", - задается вопросом эксперт.

По его словам, в случае принятия законопроекта могут пострадать невинные люди.

"У меня больше вопросов по применению этого законопроекта, если он будет принят, и эта инициатива пройдет. Наши опасения в том, что могут пострадать те, кто не виновен, те, кто только перевозит нелегальную продукцию. А те, кто стоит за этим процессом, останутся в тени, навряд ли эти люди будут выявлены и смогут понести ответственность", - считает Дмитрий Востриков.

Он говорит, что объемы ввозимой в Россию нелегальной санкционной продукции сложно подсчитать.

"Есть определенный объем, который сложно оценить. Ведь Росстат не считает эти объемы. Сложно представить то агентство, которое может по каким-то косвенным данным вычислить эти данные. Нет источников информации, чтобы оценить, какой объем производится у нас с перепечатанными этикетками и сколько ввозится, в том числе через третьи страны", - рассказывает эксперт.

По его словам, только из Белоруссии в Россию поступают продукты, которые с помощью технологических уловок превращаются из санкционной в продукцию белорусского производства.

"В Белоруссию поступает продукция из-за рубежа, в Белоруссии делается технологическая операция типа нарезки и производство меняется уже на белорусское. Как тут определить, что эти продукты санкционные? Это довольно сложно. Повторюсь, законопроект в случае прохождения столкнется с большими вопросами по правоприменению", - считает Дмитрий Востриков.

По его мнению, для того, чтобы уменьшить объем ввоза в Россию санкционной продукции, нужно в первую очередь улучшить взаимоотношения между российскими партнерами.

"Здесь в несколько другой плоскости лежит проблема. Это отношение между государствами, которые входят в единое экономическое пространство. В том же случае с Белоруссией, получается, что мы отчасти развиваем экономику братского государства. У нас граница открыта, соответственно мы даем возможность туда завозить сырье, там изготавливать готовый продукт и поставлять его к нам на рынок. А для своих предприятий мы исключаем возможность использовать то же сырье и заниматься переработкой и платить налоги у нас в России", - сказал эксперт.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще