Interfax-Russia.ru - Шести членам "лунного экипажа" в рамках эксперимента по моделированию длительных пилотируемых полетов предстоит провести 17 дней в полной изоляции.
Изучением фактора полной автономии экипажа в рамках моделирования длительных пилотируемых полетов (ДПП) займутся в рамках международного проекта SIRIUS - Scientific International Research In Unique terrestrial Station (Научное исследование в уникальном наземном комплексе).
В проекте принимают участие специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) HRP (Human Research Program) и государственного научного центра Институт медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП) в кооперации со специалистами организаций-партнеров из Италии, Германии и других стран.
Программа проекта SIRIUS рассчитана на период до пяти лет. За это время планируется провести ряд изоляционных экспериментов продолжительностью примерно две-три недели, четыре месяца, восемь месяцев и двенадцать месяцев.
Для эксперимента NASA HRP и ИМБП предложили использовать управляемые изолированные условия среды для проведения исследований по психологии и работоспособности человека в целях поддержания исследований на борту Международной космической станции (МКС), а также уменьшения рисков в космических межпланетных миссиях.
Несмотря на то, что МКС обладает огромным потенциалом для отработки перспективных технологий исследования дальнего космоса, в силу ряда причин здесь невозможно воспроизвести все факторы и условия будущих реальных межпланетных пилотируемых полетов (МПП). Они могут быть созданы в наземном макете межпланетного космического комплекса, специально предназначенного для имитации таких полетов.
Для эксперимента подошел медико-технический наземный экспериментальный комплекс (НЭК) ИМБП с уникальными средствами для проведения модельных исследований космических полетов. НЭК может использоваться для изучения систем жизнеобеспечения, космической деятельности, медицинских средств профилактики, работоспособности и динамики экипажа, автономности экипажа, последствий изоляции и связанных с ней физиологических стрессоров.
НЭК представляет собой аналоговую платформу с многофункциональными экспериментальными сегментами, способными разместить от 3 до 10 членов экипажа. Комплекс может предоставить уникальные ресурсы, такие как изменяемые объемы жилых отсеков, особые циклы день-ночь и инновационные рабочие условия окружающей среды для исследований в соответствии с запросами испытателей.
В контролируемых условиях такого макета ученые смогут исследовать малоизученную область группового и межгендерного взаимодействия, личное пространство и ежесуточную активность членов экипажа, их биохимию и иммунитет. Для компенсации феномена "отрыва от Земли" будут опробованы новые, перспективные системы психологической поддержки (в частности, с использованием оранжерей и виртуальных систем).
Также будет определено оптимальное зонирование пространства будущих станций с учетом не только технических ограничений, но и комфорта для членов экипажа, позволяющее минимизировать психоэмоциональное напряжение внутри команды во время МПП, что повлияет на эффективность и успешность подобных миссий.
В рамках стартовавшего эксперимента моделируется следующая ситуация: пилотируемый космический корабль находится в длительном межпланетном полете. Экипаж состоит из шести человек разных национальностей. Причем, изначально планировалось, что в команде корабля будут минимум две женщины.
Миссия – облет и дистанционное обследование планеты с использованием ранее доставленных на планету управляемых роверов. В течение всего полета экипаж находится в условиях полной автономности, прямой контакт с Землей невозможен. Единственная связь с Центром управления полетами - это пакетный режим видео- и текстовых сообщений с задержкой связи.
В рамках эксперимента специалисты рассчитывают получить ответы на актуальные вопросы будущих реальных межпланетных пилотируемых полетов.
Как скажется феномен "отрыва от Земли" (отсутствие прямого информационного и визуального контакта с планетой) на психоэмоциональное состояние экипажа? Смогут ли средства психологической поддержки скомпенсировать неблагоприятное влияние такого феномена? Сможет ли в этих условиях экипаж самостоятельно разработать свою программу действий: максимально задействовать имеющиеся ограниченные ресурсы корабля, вносить коррективы в планы режима труда и отдыха, составить циклограмму работ, отслеживать ее выполнение, принимать решения в случае нештатных ситуаций? Насколько эффективно будет использовать международный экипаж пространство корабля, достаточно ли оно для того, чтоб обеспечить оптимальное взаимодействие и избежать конфликтов? Как повлияют на взаимоотношения в экипаже женщины? Каково будет распределение ролей, динамика лидерства в мультикультуральном экипаже?
Ответы на все эти вопросы интересуют ученых.
В середине октября был утвержден экипаж предстоящего "полета" и их дублеры. В основной состав вошли трое мужчин и три женщины. Командиром экипажа стал начальник летно-испытательного отдела, заместитель руководителя летно-космического центра РКК "Энергия" по перспективным пилотируемым комплексам Марк Серов.
В мужскую часть экипажа также вошли врач Илья Рукавишников и исследователь – гражданин Германии Виктор Феттер.
Женская часть экипажа представлена испытателем-бортинженером Анной Кикиной и исследователями Еленой Лучицкой и Наталией Лысовой.
Изоляционный эксперимент SIRIUS-17 стартовал днем 7 ноября. Причем в рамках эксперимента пройдут и испытания элементов перспективного российского пилотируемого корабля "Федерация". Как рассказали "Известиям" в ракетно-космической корпорации "Энергия", в рамках эксперимента по моделированию полета вокруг Луны будут протестированы системы управления новейшего корабля и форма одежды экипажа.
Испытания аппаратуры будут проходить на разных этапах условного облета Луны: во время условной стыковки "космического корабля" с разгонным блоком на околоземной орбите, при коррекции траектории, переходе с окололунной орбиты на трассу полета к Земле и на этапе приземления. Все эти операции в ручном режиме будет проводить командир экипажа.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook