Точка зрения 2 октября 2017 г. 18:12

Операционка для самолета

Операционка для самолета
© РИА Новости. Сергей Мамонтов

Interfax-Russia.ru – Собственная операционная система будет создана в России для нового отечественного пассажирского самолета МС-21.

Операционную систему (ОС) разрабатывает государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).

"Операционная система разрабатывается в рамках научно-исследовательской работы без привязки к конкретному самолету. При этом ГосНИИАС нацелена на ее применение в составе нового российского пассажирского самолета МС-21. К разработке привлечены соисполнители, основной из них - Институт системного программирования Российской академии наук", - пояснили газете "Известия" в министерстве промышленности и торговли РФ. Собеседники газеты подчеркнули, что собственная ОС необходима для защиты российских проектов от возможных санкционных ограничений западных стран.

Сейчас на гражданских самолетах используется ряд зарубежных операционных систем реального времени (ОСРВ), например: MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS. В том числе иностранное программное обеспечение используется на самолетах SuperJet-100. Кроме того, в Минпромторге в соответствии с заключенными контрактами в конце 2019 года планируют получить сертификационный пакет программного обеспечения.

Между тем, опрошенные Interfax-Russia.ru эксперты считают, что разработку отечественной операционной системы нужно было начинать гораздо раньше.

"У нас все программы импортные. У нас нет отечественной программы для гражданской авиации. Для военных есть, там же особые требования. Но проблема в том, что их операционные системы являются закрытыми", - объясняет научный руководитель и первый заместитель генерального директора ФГУП "ГосНИИАС" Евгений Федосов.

По его словам, ранее для самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 была куплена операционная система французской компании Thales.

"Но я даже не уверен, что эти операционные системы на этих двух самолетах идентичны. Содержания мы не знаем. Как кот в мешке. Потому что они условно открытые, исходный код разработчики не раскрывают", - поясняет Interfax-Russia.ru Евгений Федосов.

По его мнению, разработка отечественной ОСРВ началась после введения санкций против России.

"Впервые за это взялись, когда России компания из США продала операционку и обязана была сопровождать ее жизнь, например, передавать всякие обновления. При первичной покупке это было оговорено. Но потом американцы прислали бумагу, в которой было сказано, что в связи с санкциями, контракт прерывается, никакой больше информации передавать не станут", - рассказывает научный руководитель ГосНИИАС.

По его словам, основные разработчики операционных систем для авиаотрасли находятся в США, ведущей из которых является компания IBM.

"Даже Европа попала в трудное положение. Там была всего одна фирма, которая занималась цифровым инжинирингом. И эту фирму чуть не купили американцы. После этого у них было специальное заседание Евросоюза, чтобы не допустить подобного, чтобы Европа не села на технологическую иглу США. Ведь тот, кто владеет цифровым инжинирингом, владеет технологиями. Учитывая всю эту политическую ситуацию, мы обратили внимание, что нам нужно срочно развивать в России цифровой инжиниринг", - говорит Евгений Федосов.

По его мнению, Россия не может игнорировать это направление.

"Мы поздно схватились, надеялись, что нам будут продавать операционные системы. Наша задача сделать универсальную открытую систему. Чтобы любой разработчик мог воспользоваться этим продуктом, поскольку делаем систему за бюджетные деньги. Она должна быть сертифицирована, должна быть признана за рубежом, а для этого нужно работать", - объясняет эксперт.

Он также считает, что закончить полностью работу до 2019 года, когда истекают сроки договора с Минпромторгом, не удастся.

"У нас договор с Минпромторгом заключен на три года. За это время всю систему создать не удастся. Но будут первые варианты. Чтобы создать программу, нам нужно продолжить финансирование. А оно, по моему мнению, зависит от февраля 2018 года, когда мы узнаем, какое будет правительство. Сегодняшнему правительству я не верю", - заключил Евгений Федосов.

В свою очередь президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов считает, что российские специалисты не начали раньше создавать ОСРВ, потому что большинство самолетов были созданы за рубежом.

"До 1990 года мы были гражданами самолетостроительной державы. А сейчас мы 96% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства. Не занимались этими технологиями, потому что не было своих самолетов, для которых стоило бы разрабатывать свою ОСРВ. Для Boeing и Airbus это все уже известно. А когда появился МС-21, стали думать, ведь он должен стать конкурентным, он должен располагать теми же возможностями, который располагает Boeing и Airbus", - объясняет Interfax-Russia.ru Олег Смирнов.

По его мнению, этому вопросу стали уделять внимание последние два года.

"Только последние два года поднял этот вопрос президент России Владимир Путин и объявил импортозамещение. Тогда начали появляться Sukhoi Superjet 100, МС-21, совместно с Китаем готовится самолет большого класса", - рассказывает эксперт в авиастроительной отрасли.

По его словам, будущий самолет МС-21 имеет все шансы на успех.

"Заявленные параметры нас профессионалов обнадеживают. Этот самолет, в самом деле, по некоторым позициям превосходит и Boeing и Airbus. Это касается расходов топлива и веса самолета, ведь он состоит из композитных материалов, которые легче чем металл. У него есть система аэронавигации, куда как раз и входит ОСРВ", - говорит Олег Смирнов.

Он также считает, что наличие российской программы станет большим плюсом в его конкурентоспособности на мировом авиарынке.

"Когда покупатель в лице авиакомпаний будет сравнивать, он обязательно обратит внимание на родную ОСРВ. Этот самолет должен быть не хуже чем Boeing и Airbus", - отмечает эксперт. В то же время, собеседник Interfax-Russia.ru отмечает, что Sukhoi Superjet 100 (создан в России в начале 2000-х и впервые представлен в 2007 году в Комсомольске-на-Амуре) не популярен среди покупателей, в том числе, из-за наличия в нем старых иностранный деталей.

"За ним нет очереди покупателей сегодня. Причиной этому несколько составляющих. Этот самолет был сделан на старой базе. С французскими двигателями 1980-х годов, на 75% состоящий из западных комплектующих", - замечает Олег Смирнов.

По его мнению, наличие иностранных комплектующих сводит авиастроение страны в ловушку.

"Когда Иран захотел у России купить партию Суперджетов, американцы запретили продажу. Они объяснили это тем, что в самолете находятся их изделия и элементы. И наша страна опять попала в туже ловушку", - говорит эксперт.

Он считает, что пока не следует думать о полном возрождении отечественной авиаотрасли, однако некоторые ниши в мировом авиастроения Россия может занять уже сегодня.

"Если 25 лет разрушалось наше авиастроение, то думать о полном импортозамещение самолетов не стоит. Мы с вами до этого не доживем, наши дети может быть. А вот о занятии некоторых ниш на этом рынке говорить вполне реально. МС-21 тому пример", - считает Олег Смирнов.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще