Точка зрения 25 сентября 2017 г. 17:32

Больше двух

Больше двух
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – Заработала новая система возмещения убытков в системе ОСАГО при аварии более двух авто. Теперь потерпевшие будут обращаться к своему страховщику.

Соответствующие поправки к закону об ОСАГО вступили в силу 25 сентября. Ранее систему прямого возмещения убытков применяли только при аварии с участием двух автомобилей.

"Теперь система прямого возмещения убытков, когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться свою страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП", – цитирует президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса сайт организации.

Таким образом, страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт, а затем обращается к страховщику причинителя вреда, и тот компенсирует эти расходы. Важный нюанс – все участники аварии должны быть владельцами полисов ОСАГО.

Система прямого возмещения убытков действует с 1 марта 2009 года, со 2 августа 2014 года она стала обязательной (безальтернативной), к 31 июня 2017 года по ней выплатили почти 320 млрд рублей.

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году было урегулировано 1,35 млн страховых случаев по ОСАГО на сумму 81,8 млрд рублей, в первом полугодии 2017 года – 822 тыс. случаев на сумму 50 млрд рублей,

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин положительно оценил нововведение в системе прямого возмещения убытков.

"Прямое возмещение убытков, конечно, гораздо более удобно для человека. Он выбирал страховую компанию, имел с ней дело. У многих с этой же компанией заключен договор КАСКО. Для такой компании он клиент, с которым она не хочет ссориться и портить отношения. Во всяком случае, это невыгодно. Естественно, с такой компанией легче иметь дело, когда надо возмещать ущерб. Для страховой компании виновного потерпевший особо-то и не интересен. Поэтому там в гораздо большей степени допускали злоупотребления и нарушения его прав", – пояснил он Interfax-Russia.

При этом лидер Движения автомобилистов России отметил, что разбирать ДТП с участием более чем двух машин сложнее, поскольку "не всегда просто понять, кто должен отвечать".

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также считает, что обращаться в свою страховую компанию выгоднее. По его словам, офис компании виновника не всегда может быть в шаговой доступности.

"Филиалы его компании могут быть разбросаны по Дальнему Востоку, а ДТП произошло в Москве. И тогда надо решать вопрос в удаленном доступе к страховой компании. Это не очень удобно. Другое дело, что, как правило, случаев, когда в ДТП участвуют больше двух машин, не так много по сравнению с теми, когда в ДТП участвуют две машины. Поэтому, вообще-то, эта история коснется не очень значительного числа автовладельцев, пострадавших в ДТП", - сказал Виктор Травин Interfax-Russia.

Тем не менее, эксперт согласен с поправками в закон об ОСАГО.

"Все равно лучше обращаться в свою страховую компанию, которую вы выбирали, к которой присматривались, чьи рейтинги выясняли и отзывы видели – то есть понимаете, с какой компанией имеете дело и не сомневаетесь в ее надежности. В такую компанию, конечно, всегда приятнее обращаться, чем в чужую, неизвестную", – добавил Травин.

Тем не менее, он обратил внимание на то, что в сфере автомобильного страхования существует более серьезная проблема из-за недобросовестности некоторых страховых компаний.

"Мне кажется, в первую очередь нужно решать именно эту проблему: как сделать так, чтобы выплаты были гарантированы, да еще и в объеме реального ущерба. А какая разница: выплатит офис на улице Лобачевского или офис на улице Миклухо-Маклая через дорогу? Разницы, я считаю, по большому счету, нет", – считает Травин.

Между тем, доля мошенничества в системе прямого возмещения убытков в ОСАГО в 2016 году сильно увеличилась, сообщил на встрече, посвященной подготовке к электронным продажам полисов ОСАГО, представитель службы безопасности страховой компании ВСК Владимир Клеев.

Он предположил, что некоторые страховщики не проверяют выплаты по прямому возмещению убытков на их "чистоту", поскольку понесенные затраты впоследствии возмещают коллеги. В то же время Клеев отметил, что при использовании европротокола и традиционной системы урегулирования убытков по ОСАГО доля мошеннических выплат значительно ниже.

Проблему мошенничества в сфере ОСАГО попытались решить принятием закона о приоритете натурального возмещения – ремонта поврежденного авто – над денежной выплатой. Он вступил в силу в конце апреля 2017 года.

Глава Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил 25 сентября на страховом бизнес-форуме в Сочи "Вызовы года 2017", что правоохранители выявили страховых мошенников в ряде регионов России. Так, группы мошенников выявили в Краснодарском крае и Волгоградской области. Деятельность "криминальных автоюристов" за короткое время пресекли в Челябинской и Свердловской областях.

Впрочем, вышеупомянутые изменения – не единственные в законодательстве по ОСАГО за последнее время.

Так, в июле 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон, по которому новые споры по прямому возмещению убытков сможет рассматривать специальная комиссия, созданная при Российском союзе автостраховщиков (если страховщик не соглашается с ее решением, рассмотрение спора передается в арбитражный суд).

"Для страховщиков этот порядок будет проще, удобнее и дешевле. Для РСА - это опыт создания инструмента досудебного урегулирования, повышение статуса и повышение ответственности", – пояснил Игорь Юргенс "Интерфаксу".

21 сентября комитет по финансовому рынку рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект Минфина РФ, предусматривающий увеличение выплат в ОСАГО по "европротоколу" с 50 тыс. до 100 тыс. рублей в большинстве регионов РФ. Депутаты рассмотрят его на пленарном заседании уже 27 сентября.

Сейчас "европротокол" (оформление ДТП без вызова сотрудников полиции) предусматривает выплату в размере 50 тыс. рублей, если договоры ОСАГО заключены после 2 августа 2014 года. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует "безлимитный европротокол" с максимальной суммой возмещения в размере 400 тыс. рублей. "Европротоколом" можно воспользоваться, если в аварии участвуют две машины, никто из людей не пострадал, и у водителей нет разногласий.

Лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал новый законопроект "полумерой".

"На мой взгляд, надо, как сейчас в Москве и Санкт-Петербурге сделано: возмещать в полном объеме в пределах тех лимитов, которые установлены по ОСАГО в принципе", – заявил он Interfax-Russia.ru.

В качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховым компаниям информации о ДТП предлагается использовать программное обеспечение для мобильных устройств, сообщается на сайте Госдумы. Кроме того, законопроект допускает оформление документов по "европротоколу" независимо от наличия у участников ДТП разногласий.

"Законопроект уточняет порядок фиксации обстоятельств ДТП и упрощает автовладельцам процесс доказательства обстоятельств происшествия. Мы надеемся, что этот законопроект будет принят уже в осеннюю сессию", - заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на Московском финансовом форуме.

Тогда же Аксаков сообщил, что депутаты планируют вернуться к законопроекту о создании института финансового омбудсмена на страховом рынке и разработать законопроект по санации страховых организаций.

Обозреватель Ксения Бриллиантова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще