Точка зрения 4 сентября 2017 г. 16:48

Тур в космос

Тур в космос
© РИА Новости. Михаил Фомичев

Interfax-Russia.ru – Компания "КосмоКурс" получила лицензию на ведение космической деятельности, в том числе суборбитальный туризм.

"КосмоКурс" стала первой российской компанией, согласовавшей с госкорпорацией "Роскосмос" техническое задание на создание комплекса для туристических полетов в космос.

Как сообщал еще весной 2016 года генеральный директор компании Павел Пушкин, "КосмоКурс" готовится предоставлять комплексную услугу доступа в космос.

"Турист должен будет пройти медобследование, он должен заключить контракт, договор. Потом формируется экипаж, в котором он полетит, он дает свои рекомендации, замечания. Затем турист прилетает на космодром, и начинаются тренировки, ознакомления, инструкции. Он посмотрит объем капсулы, оценит ее габарит, пройдет примерка кресел. И, по-хорошему, человек пробудет на космодроме три дня. На третий день тренировок он летит", - рассказал гендиректор компании.

По словам Пушкина, глава "Роскосмоса" Игорь Комаров "на ура воспринял проект и выдал распоряжение содействовать этому проекту".

Гендиректор "КосмоКурса" тогда отметил, что техническое задание уже согласовано с Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения (ЦНИИМАШ), в процессе участвовал Исследовательский центр им.М.В.Келдыша и "Роскосмос".

До этого частная космическая компания "КосмоКурс" объявила о начале разработки многоразового комплекса для суборбитальных коммерческих полетов туристов на околоземную орбиту.

Аванпроект первого российского коммерческого космического корабля пообещали подготовить в начале 2017 года. Как пояснял "Интерфаксу" представитель частной космической компании "КосмоКурс", аванпроект - основополагающий этап, "на котором собирается кооперация, выбирается из нескольких вариантов образец самого изделия, которое в дальнейшем пойдет на детальную проработку".

"Кто будет изготавливать "железо", будет решено на более поздних этапах (...) В зависимости от кооперации отдельные составные части самого комплекса будут изготавливаться на предприятиях, для части составляющих мы, возможно, будем развертывать свое производство", - добавил собеседник агентства.

На днях "КосмоКурс" получил лицензию Роскосмоса. Лицензия на осуществление космической деятельности в Российской Федерации позволяет "КосмоКурс" заниматься созданием многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК) для туристических полетов в космос.

В данном проекте за "КосмоКурс" закреплена роль головного разработчика комплекса, а также входящих в его состав ракеты-носителя и космического аппарата. В рамках проекта компания рассчитывает также "на завоевание сегмента рынка суборбитального туризма".

Компания планирует предлагать туристам экскурсию на высоту орбиты Гагарина по незамкнутой траектории. Разрешение на участие в экскурсии претендент получит после проведения трехдневной подготовки и медицинского освидетельствования. Первый полет запланировали на 2021 год. Стоимость одного билета в космос предварительно оценили в $200-250 тыс.

"Космическому туристу будет предложен полет длительностью 15 минут в составе группы из шести человек, в котором каждый сможет находиться в состоянии невесомости в течение 5-6 минут, свободно перемещаясь внутри кабины объемом 30 м в кубе, имея возможность посмотреть на Землю из космоса в персональный иллюминатор", - рассказали в компании.

В компании отмечают, что для работы над проектом готовы к сотрудничеству с партнерами, компетентными в области создания ракетно-космической техники.

Кстати, еще в прошлом году о намерении создавать продукцию для развития космического туризма заявили в екатеринбургском НПО "Автоматики" - одном из крупнейших предприятий России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники, а также системы управления для автоматизации технологических процессов в различных отраслях промышленности. НПО разработало систему управления ракеты-носителя среднего класса "Союз-2".

Генеральный директор предприятия Андрей Мисюра заявлял, что гражданский космос был выбран перспективным направлением для развития предприятия. "Мы понимаем, что в перспективе - причем, в ближайшей - мы будем "уходить" именно в сторону индивидуальных пусков вместо запусков тяжелых ракетоносителей, пилотируемых стартов и космического туризма. Безусловно, НПО "Автоматики" сегодня не является головной организацией по этим вопросам, но, тем не менее, мы создаем задел для создания системы управления, чтобы в новом рынке у нашего предприятия было место", - отмечал он.

Впрочем, представители госкорпораций, Госдумы и правительства РФ неоднократно заявляли о необходимости развития и поддержки космического туризма в России. В РКК "Энергия" рынок космического туризма оценили в $1 млрд.

Как пояснял вице-президент ракетно-космической корпорации Александр Деречин, этот рынок состоит из пяти сегментов по дальности полетов: рынок многоразовых систем (коммерческих космических кораблей крылатой схемы) в объеме $500 млн; рынок пилотируемых полетов на низкую околоземную орбиту и рынок коммерческих космических станций общим объемом $300 млн; а также рынок суборбитальных полетов суммой в $100 млн и рынок полетов в дальний космос - также в $100 млн.

К настоящему времени в космосе побывали семь космических туристов. Причем один из них дважды. Все они совершали орбитальные полеты на российских космических кораблях "Союз". Оператором их полетов была компания Space Adventures. Полеты на околоземную орбиту обходились последним туристам в сумму около $40 млн.

Так, первым официальным непрофессиональным участником космического полета стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он полетел на МКС на борту российского корабля "Союз ТМА-32" 28 апреля 2001 года. В состав экипажа космического корабля также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Полет обошелся Тито в $20 млн, он провел на орбите семь дней и облетел Землю 128 раз.

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая).

Третий космический турист - американский мультимиллионер Грегори Олсен - побывал на МКС 1-11 октября 2005 года.

Первой космической туристкой и четвертой по счету непрофессиональной участницей космического полета на МКС стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари, побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Шаттлворт, Олсен и Ансари заплатили за полеты около $20 млн каждый.

Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft американец венгерского происхождения Чарльз Симони, побывавший на МКС дважды. Первый полет он совершил в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. На МКС он выполнял эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). За этот полет Симони заплатил больше своих предшественников - $25 млн.

Второй раз он летал с 26 марта по 8 апреля 2009 года в составе 16-й экспедиции. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла до $35 млн.

Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот. Полет проходил с 12 по 24 октября 2008 года. За путешествие в космос он заплатил около $30 млн.

Седьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте, совершивший полет 30 сентября - 11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около $35 млн.

После 2009 года из-за прекращения полетов американских шаттлов и увеличения нагрузки на российские корабли по доставке грузов, космонавтов и астронавтов на МКС Россия была вынуждена свернуть программу космического туризма.

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман. Ее полет планировался на сентябрь 2015 года. Предполагалось, что он продлится десять дней. Певица прошла подготовку в российском Звездном городке. Однако в середине мая 2015 года Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

Дублером певицы был определен японский бизнесмен и "большой поклонник космоса" Сатоши Такамацу. Его полет на МКС может состояться после 2018 года – до этого времени все экипажи уже укомплектованы.

Дополнительную возможность для развития космического туризма России может дать отказ NASA от продления контракта на доставку астронавтов на МКС. Летом прошлого года ряд СМИ со ссылкой на руководителя NASA Уильяма Герстенмайера сообщили, что агентство не планирует продление контракта с Роскосмосом на доставку астронавтов к МКС после 2019 года, однако окончательное решение еще не принято.

Тогда эксперты назвали заявление NASA предсказуемым и связали его с подготовкой к запуску собственных пилотируемых кораблей - в США сразу три компании - Lockheed, SpaceX и Boeing - одновременно занимаются разработками пилотируемых кораблей. Планировалось, что первый пилотируемый полет на собственном новом корабле астронавты смогут осуществить уже в 2017 году.

Вместе с тем, как считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев, американские суборбитальные полеты не помешают российскому космическому туризму.

По мнению эксперта, суборбитальные и орбитальные полеты ориентированы на различные клиентские группы. "Одно дело - орбитальный полет, предполагающий нахождение на орбите на протяжении нескольких дней, возможность почувствовать себя частью экипажа. Другое - суборбитальный полет, который можно лишь условно отнести к космическим. В этом случае речь идет о подъеме на высоту чуть выше 100 км и пребывании там несколько минут", - пояснял он "Интерфаксу".

В том числе, по его словам, орбитальный и суборбитальный полеты различаются как по условиям подготовки потенциальных туристов, так и по ценовому диапазону. Так, отмечал Моисеев, суборбитальные полеты могут стать более рентабельным продуктом с точки зрения бизнеса за счет более низкой цены, в то же время орбитальный полет предполагает поиск особенного человека, с одной стороны способного оплатить достаточно дорогостоящее путешествие, с другой стороны достаточно любознательного и интересующегося наукой.

При этом эксперт обращал внимание на то, что идея суборбитальных полетов не получила развития в России и находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, по его словам, если это направление начнет набирать популярность на Западе и станет успешным, это может стимулировать бизнес активнее инвестировать в эту сферу в России, что даст толчок к развитию этого направления.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще