Точка зрения 23 августа 2017 г. 16:45

Легитимные пилоты

Легитимные пилоты
© РИА Новости. Павел Лисицын

Interfax-Russia.ru - Росавиация опровергла информацию СМИ о массовом лишении летных лицензий: все "старые" программы подготовки пилотов по-прежнему легитимны.

Росавиация признала недействительными программы подготовки коммерческих пилотов, действовавшие с 2006 по 2016 год, сообщил утром 23 августа "Коммерсант", ссылаясь на телеграмму ведомства в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации. По данным издания, лицензий могут лишиться около 5 тыс. действующих пилотов.

Через несколько часов после выхода публикации Росавиация опровергла информацию о лишении лицензий.

"Появившаяся в СМИ информация о планируемом аннулировании пилотских свидетельств у летчиков, которые ранее прошли обучение на пилотов по утратившей силу программе подготовки, не соответствует действительности. Подготовка пилотов, осуществлявшаяся на период действий "старых" программ, до августа 2017 года, является легитимной, никаких оснований для аннулирования пилотских свидетельств нет", - сообщили в ведомстве.

Там пояснили, что до августа 2017 года в России действовала старая программа обучения, утвержденная еще в 2006 году. Однако в августе ведомство упразднило эту программу, поскольку "за прошедшее с 2006 года время в гражданской авиации произошли значительные изменения, связанные, прежде всего, со значительным техническим развитием отрасли в сфере конструирования воздушных судов, технике их пилотирования, в вопросах обеспечения безопасности полетов".

В Росавиации также сообщили о разработке новой "Примерной программы учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов гражданской авиации", которую утвердили еще в марте 2017 года.

"При ее составлении был учтены новые требования воздушного законодательства, передовой опыт подготовки пилотов, в том числе зарубежный, проведен многосторонний анализ безопасности полетов и материалов расследовании авиационных событий", - отметили в Росавиации.

В апреле Росавиация аннулировала свидетельства более 400 пилотов. Это стало поводом для петиции российских летчиков в Международную организацию гражданской авиации.

Авторы петиции обвиняли Росавиацию в "произволе" в отношении авиационных специалистов и учебных центров и утверждали, что еще около тысячи свидетельств могут быть отозваны в ближайшее время.

"Действия российских авиационных властей не носят структурированный созидательный характер, направленный на улучшение организации и контроля подготовки авиационных специалистов. У руководителей ФАВТ (Федеральное агентство воздушного транспорта - ИФ) абсолютно нет понимания, в каком направлении движется развитие авиационной отрасли в мире: что для обеспечения безопасности полетов необходимо не бороться с пилотами, а создавать для них современную систему подготовки и повышения квалификации как на базе государственных учебных заведений, так и на базе конкурирующих частных АУЦев (авиационный учебный центр - ИФ)", - сообщалось в петиции.

По мнению авторов петиции, сокращение числа авиационных свидетельств у пилотов началось после катастрофы самолета Boeing 737/500 в Казани в 2013 году.

"Достаточно продолжительное время такие специалисты были востребованы на рынке труда в РФ, но после катастрофы самолета Boeing 737/500 авиакомпании "Татарстан" в Казани в 2013 году ФАВТ, пытаясь прикрыть собственные упущения, проводит карательную политику аннулирования пилотских свидетельств специалистов, зачастую не объясняя причин или пользуясь несовершенством авиационного законодательства, когда один и тот же момент в разных авиационных законах и подзаконных актах РФ трактуется по разному", - говорилось в петиции.

В июне стало известно, что российские пилоты сотнями устраиваются работать в зарубежные авиакомпании. Основной причиной такой миграции тогда называли большую разницу в зарубежных и российских зарплатах.

"Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше", - подтвердил информацию гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.

При этом Савельев сообщил, что "Аэрофлот" не будет принимать на работу уволившихся из авиакомпании пилотов в течение трех лет.

"Мы приняли для себя решение, мы оповестили всех пилотов: кто уйдет из "Аэрофлота", мы назад не возьмем, только через три года", - заявил гендиректор "Аэрофлота".

По словам российского летчика Игоря Сулима, отток летных кадров в Азию начался после банкротства авиакомпании "Трансаэро".

По его мнению, летчики считают работу, в частности, в Китае следующим, более высоким этапом карьеры.

"Посудите сами: за самый короткий срок вы получаете опыт работы в международной компании, изучаете особенности организации полетов за рубежом, уровень английского языка и ваша профессиональная подготовка выходит на новый, ранее недоступный уровень. Ваша ценность как специалиста возрастает в разы", - отмечает пилот.

В свою очередь экс-командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что необходимо менять структуру подготовки пилотов гражданской авиации в России.

"В первую очередь необходимо решать проблему с самими учебными заведениями и качеством получаемого там образования. Сегодня многие частные летные учебные заведения выпускают пилотов с крайне невысоким уровнем знаний, и проблема усугубляется коррумпированной системой выдачи таких дипломатов", - считает Романов.

Он уверен, что наибольшей проблемой для российской авиации является качество образования в подготовительных школах.

"Кто там учит, какую программу преподают, насколько процесс обучения выстроен профессионально и так далее. <...> Чтобы подготовить нормального летчика, нужно минимум лет семь-десять. Например, ранее получить звание пилота первого класса можно было не раньше 30 лет, а то и под 40. Сейчас классность отменили, поэтому выпускник частного училища такой же пилот, как и человек, пролетавший 40 лет", - считает эксперт.

По мнению Романова, это было сделано для экономии, чтобы срезать надбавки за опыт.

"Сейчас нам необходимо менять структуру подготовки пилотов, в противном случае отток специалистов за рубеж усилится. У нас уже ушло порядка 300 летчиков и около 400 собираются отправиться работать в Китай вслед за ними. Причем фактор денег здесь стоит далеко не на первом месте. Многих не устраивает структура подготовки пилотов в гражданской авиации и отношение к опытным летчикам", - говорит Романов.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще