Точка зрения 15 мая 2017 г. 15:14

Долгосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия
© РИА Новости. Алексей Дружинин

Interfax-Russia.ru – Санкции, сырьевая зависимость, коррупция, теневой сектор и приграничные конфликты вошли в список основных угроз экономике России.

О необходимости разработки стратегии экономической безопасности президент РФ Владимир Путин заявил почти два года назад. В декабре прошлого года проект соответствующей стратегии на период до 2030 года одобрил Совет безопасности РФ.

Тогда глава государства, принимавший участие в заседании Совбеза, особо подчеркнул, что Россия при выработке долгосрочной экономической стратегии должна учитывать участившееся использование методов экономического и санкционного давления. "Экономические ограничения, давление, санкции все чаще используются в политических целях, под видом политических целей, часто просто в конкурентной борьбе. Мы должны учитывать эти тенденции и превентивно реагировать на эти риски и угрозы", - заявил Путин.

По словам президента, "наш главный фундаментальный ответ заключается в том, чтобы наращивать свой собственный экономический потенциал, не закрываться при этом от мировой экономики, а повышать свою эффективность". "Это даст нам ресурсы для развития, для решения социальных задач", - добавил он.

Глава государства обратил внимание на то, что сейчас наблюдаются "глубокие масштабные процессы в мире, формируются новые центры мирового экономического роста, с каждым годом возрастает конкуренция за рынки, технологии и капиталы".

В связи с этим он отметил важность принятия долгосрочной стратегии экономической безопасности, подчеркнув, что в этом документе "определены важнейшие направления нашей работы по обеспечению суверенитета страны в экономической, технологической, финансовой сферах".

"Еще совсем недавно казалось, что эти документы не нужны будут вовсе, но, судя по тому, что происходит, нам необходимо думать и о тех угрозах, о которых мы поговорим", - заметил президент.

Со своей стороны Минэкономразвития выделило четыре основных вызова для экономической безопасности РФ.

"Среди основных вызовов и угроз, которые рассматриваются в стратегии экономической безопасности, во-первых, рассматривается динамика мировой экономики с точки зрения нестабильности мирового роста, нестабильности глобальных финансовых рынков, которые оказывают влияние на все экономики мира. Второй момент связан с усилением глобальной конкуренции - страны в условиях замедляющегося мирового экономического роста активно борются за рынки и за свое экономическое пространство, здесь тоже очень серьезные вызовы для Российской Федерации. Третья группа вызовов связана со структурными ограничениями роста внутри страны - это вопросы человеческого капитала, вопросы инвестиционной активности и так далее. Четвертая группа вызовов связана с устойчивостью инфраструктуры, в том числе финансовой, транспортной, энергетической и других инфраструктур к внешнему воздействию и к внутренним проблемам", - перечислил журналистам министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года президент РФ утвердил 15 мая. Документ в частности определяет "вызовы и угрозы" экономической безопасности страны.

Среди основных факторов риска в стратегии в частности названы "использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям".

Авторы документа признают, что финансовая система РФ подвержена глобальным рискам, а информационная инфраструктура финансово-банковской системы уязвима.

Еще один фактор риска - "исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями, отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики".

В числе угроз российской экономике также отмечены "повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики".

Не является благоприятным фактором и усиление дифференциации населения по уровню доходов.

В качестве одного из методов борьбы с экономическими угрозами власти РФ намерены отладить механизм "принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и физических лиц и отраслей экономики РФ".

Наряду с этим планируется повысить эффективность государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием.

Одной из главных задач названа также "оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики".

Следующий приоритет - "юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны РФ (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне".

Государство намерено также продолжить борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

В числе главных задач по обеспечению безопасности экономической деятельности названы и "противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики РФ". В документе отмечается, что это относится в первую очередь к оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

Кроме того, авторы документа считают необходимым повысить уровень безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

Помимо этого в числе задач называют необходимость предотвращения рейдерских захватов в хозяйственно-финансовой сфере, "осуществляемых, в том числе, с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием РФ".

В числе основных задач реализации развития национальной финансовой системы в стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года авторы документа указывают, в частности, "приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области"; "расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров"; а также важность "развития Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей".

Реализация стратегии намечена в два этапа. На первый (до 2019 года) запланированы разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера, а также совершенствование механизмов их мониторинга. Второй этап (до 2030 года) подразумевает собственно выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Итогом реализации утвержденной стратегии должны стать "обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще