Россия / Точка зрения 24 января 2017 г. 16:46

Смотрели российское

Interfax-Russia.ru – Год российского кино завершился на мажорной ноте: кассовый сбор по российским фильмам установил рекорд и превысил 8,5 млрд рублей.

Смотрели российское
Фото официального сайта "Централ Партнершип"

Общий кассовый сбор по российским фильмам в прошлом году установил рекорд и составил 8,6 млрд рублей, а самым кассовым фильмом в долларовом исчислении года стал "Викинг", заработав в прокате $23,3 млн (более 1,4 млрд руб.).

"Абсолютный сбор составил по российскому кино 8,6 млрд рублей. Это рекорд за время работы российского кинематографа после 1991 года", - сказал Владимир Мединский, подводя итоги Года российского кино на пресс-конференции.

Он отметил, что в прошлом году выросла и доля российского кино. Она составила 18,5%. При этом министр пообещал следить за тем, чтобы премьеры зарубежных и российских фильмов не пересекались. Эта практика уже была введена для повышения конкурентоспособности отечественных картин.

"Надо раздвигать время для отечественных кинопремьер. Как мы раздвигаем время для наших лучших наиболее перспективных фильмов, мы и дальше будем системно это делать. (...) Мы не позволим, чтобы 12 апреля, в День космонавтики, когда у нас несколько отличных фильмов сделано, чтобы этот день занимали какие-нибудь очередные "Три икса-29", - подчеркнул Владимир Мединский.

Помимо этого Владимир Мединский рассказал и о развитии кинотеатров в регионах. Министр отметил, что в прошлом году из бюджета министерства культуры Фондом кино было распределено финансирование на создание 437 новых кинозалов в 70 субъектах РФ. На сегодняшний день открыты уже 174 кинозала в 51 субъекте РФ. При этом глава Минкультуры анонсировал продолжение программы и уточнил, что порядка тысячи новых кинотеатров могут быть открыты в ближайшие два года в России.

"Программа эта будет продолжаться. Она показала свою эффективность и будет расширена в 2017 и 2018 году. (...) Мы надеемся, что около тысячи новых кинозалов к концу 2018 года нам удастся открыть", - добавил Владимир Мединский.

Популяризировать российское кино министр предлагает с детства. Ранее Владимир Мединский выразил надежду, что Минобрнауки РФ поддержит инициативу преподавания в школах истории российского кино.

"Я надеюсь, что министерство образования поддержит нашу программу популяризации российского кино и преподавания истории российского кино в увязке с литературой, с историей, в школах", - сказал Владимир Мединский.

Он отметил, что эта программа разработана в деталях, создано соответствующее методическое пособие и целый курс видеоуроков, получены права на бесплатный показ лучших российских фильмов в школах.

"Всячески поддерживаем ваш курс на то, чтобы больше в школе преподавалось истории, истории российской культуры, истории искусств, было больше трудового обучения. Мне кажется, что история кино была бы хорошим дополнением к литературе и истории в наших школах", - добавил министр, обращаясь к главе Минобрнауки Ольге Васильевой.

Самым кассовым российским фильмом 2016 года стал "Викинг" Андрея Кравчука. Фильм вышел в широкий прокат накануне Нового года и рассказывает о жизни великого князя Владимира - крестителя Руси. Главную роль в нем сыграл актер Данила Козловский. Также в ленте снялись Светлана Ходченкова, Игорь Петренко и Владимир Епифанцев. Права на фильм купили более 60 стран.

"Кассовые сборы фильма "Викинг" к концу третьей недели проката составили 23,3 млн долларов. До этого момента лидером по общим сборам среди российских картин в 2016 году был "Экипаж" Николая Лебедева, заработавший 22,8 млн долларов (1,5 млрд руб. - ИФ)", - сообщили в пресс-службе Роскино. При этом фильм впервые в истории отечественной киноиндустрии вошёл в топ-10 лидеров кассовых сборов мирового кинопроката.

"Замечательно, что десятки стран оценили качество картины и приобрели права на показ "Викинга", тем самым признав не только его кинематографические достоинства, но и проявив большой интерес к русской истории. Безусловно, зарубежный прокат позволит улучшить финансовые результаты картины", - отмечал продюсер фильма Константин Эрнст.

Особого внимания в 2016 году удостоилась картина "Рай" Андрея Кончаловского. Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2016 года в рамках основного конкурса 73-го Венецианского международного кинофестиваля.

Черно-белый "Рай" Кончаловского, в котором в главной роли снялась его супруга Юлия Высоцкая, получил на кинофестивале в Венеции Серебряного льва за лучшую режиссерскую работу и был включен в шорт-лист премии "Оскар" в номинации "лучший иностранный фильм", однако не попал в итоговую пятерку. Ранее сценарий фильма признали лучшим на кинофестивале в Аргентине.

Сюжет кинокартины разворачивается во время Второй мировой войны и строится вокруг судьбы русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления Ольги, арестованной и затем попавшей в концлагерь, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС Хельмута, которые увлечены ею.

Смотрели российское

Впрочем, Год российского кино не обошелся без скандалов. Осенью 2016 года на экраны вышел фильм "28 панфиловцев" Кима Дружинина и Андрея Шальопы. При этом уникальность фильма заключается в том, что первоначально основная часть средств на его производство была собрана путем краудфандинга с участием нескольких десятков тысяч человек. Еще примерно треть бюджета фильма составили средства, выделенные министерствами культуры России и Казахстана. Но при этом в экспертных кругах достоверность ленты была раскритикована.

С критикой фильма выступил теперь уже бывший директор Госархива Сергей Мироненко. В июне 2015 года он в своей статье и публичном выступлении подверг сомнению подвиг героев-панфиловцев. В частности, в статье он написал, что "бой под Дубосеково был, но там участвовало 100 бойцов, а не 28", а в ходе выступления заявил, что история о панфиловцах - "один из мифов, насаждавшихся государством".

В ответ на это Владимир Мединский призвал руководство Госархива "заниматься своей профессией и не давать собственных оценок архивным документам".

В марте 2016 года Сергей Мироненко, проработавший в Госархиве со дня его основания в 1992 года, ушел в отставку с должности директора.

Позднее министр культуры отозвался о скептиках, которые ставят под сомнение историю о 28 героях-панфиловцах, поскольку она, по его словам, является символом подвига народа в Великой Отечественной войне.

"Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже, если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже, если бы не было Панфилова, даже, если бы не было ничего - это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые", - сказал министр.

Кассовые сборы картины, вокруг которой разгорелось столько споров, превысили 385 млн рублей, а критики в целом положительно оценили фильм . Режиссер фильма Андрей Шальопа был удостоен премии Российского военно-исторического общества (РВИО) "За верность исторической правде".

Но скандал вокруг фильма о панфиловцах оказался не единственным. В ноябре 2016 года экс-прокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская, известная своими монархическими взглядами, сообщила, что обратилась лично к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой провести проверку по фильму "Матильда" режиссера Алексея Учителя. В нем, по мнению Поклонской, содержатся оскорбляющие чувства верующих сцены. Фильм, созданный при поддержке государства, повествует об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Он выйдет на экраны во втором полугодии 2017 года.

В Московском патриархате также критически отозвались о фильме "Матильда".

"Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом?" - заявил глава Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в интервью "Российской газете".

Он выразил мнение, что часть зрителей воспримет фильм как реальную историю.

"Немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России. А главное, чего невозможно уразуметь: неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры. Или все же правы те, кто говорит: ничего личного, просто бизнес. Не хочется так думать", - заявил он.

При этом сам режиссер ленты Алексей Учитель рассказал, что трейлер к фильму "Матильда" монтировали прокатчики, а в самой картине были соединены исторические факты и художественный вымысел.

"В таких фильмах всегда непросто - какова мера фантазии. Как и все игровые фильмы, эта картина, безусловно, невозможна без соединения исторических фактов и художественного вымысла", - рассказал он в интервью "Российской газете".

Обозреватель Валерия Сорокина

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook