Точка зрения 9 декабря 2016 г. 16:18

Проверка для сделки

Проверка для сделки
© РИА Новости. Максим Блинов

Interfax-Russia.ru – Эксперты по санкциям в Минфине США изучают участие трейдера Glencore в покупке доли в НК "Роснефть". В Кремле заявляют, что сделка обеспечена юридической защитой.

О завершении сделки по приватизации 19,5% акций НК "Роснефть" глава компании Игорь Сечин доложил президенту РФ Владимиру Путину вечером 7 декабря. Покупателями и стратегическими инвесторами стал швейцарский сырьевой трейдер Glencore и суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA), которые владеют по 50% в специально создаваемом консорциуме.

Консорциум покупает акции "Роснефти" на собственные и заемные средства, кредит на покупку организует один из крупнейших банков Европы, сообщил Сечин. Под определение вполне подходит и консультант по сделке - итальянский Intesa, но название ни этого, ни какого-либо другого банка в ходе встречи не прозвучало.

По словам Сечина, руководство "Роснефти" провело переговоры с более чем 30 компаниями, фондами, профессиональными инвесторами, финансовыми институтами стран Европы, Америки, Ближнего Востока, АТР. По итогам подписана сделка о продаже части госпакета "Роснефти" за 10,5 млрд евро. Правда, Glencore позже назвала немного другую сумму готовящейся сделки – 10,2 млрд евро.

При этом глава "Роснефти" отметил, что сделка является не портфельной, а стратегической инвестицией, и имеет дополнительные элементы, такие, как заключение долгосрочного поставочного контракта с Glencore, согласование позиций на рынках, а также создание совместного предприятия по добыче с этим консорциумом как на территории России, так и по международным проектам.

"Цена продажи является, с нашей точки зрения, максимально возможной, с минимальным дисконтом, который был предложен инвесторам, в 5% от текущих котировок на бирже от 6 декабря", - сказал глава "Роснефти".

Со своей стороны Путин отметил удачное время для проведения сделки, которая, по его словам, совершена на восходящем тренде стоимости нефти, что, соответственно, отражается и на стоимости самой компании.

По его словам, новые инвесторы "Роснефти" помогут повысить качество корпоративных процедур в компании за счет участия в органах управления НК. "И наших инвесторов, новых участников и акционеров компании "Роснефть" пригласите в Россию. Мы их примем на высоком правительственном уровне", - сказал в завершении встречи президент.

Из сообщения Glencore, распространенного поздно вечером, следует, что компания заплатит только 300 млн евро в форме собственных акций (эквивалент 0,54% "Роснефти"), остальное - это деньги QIA и банковское финансирование. Новое офтейкерское соглашение с "Роснефтью" будет действовать пять лет и увеличит портфель трейдера на 220 тыс. баррелей в сутки, сообщила Glencore.

Позже вечером пресс-служба правительства сообщила о встрече Сечина с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, в ходе которой глава "Роснефти" доложил ему о сделке. В правительстве отметили: "акты правительства и директивы для оформления сделки по продаже пакета акций "Роснефти" подготовлены, они будут выпущены в ближайшее время".

По мнению главы Сбербанка России Германа Грефа, приватизация "Роснефти" прошла успешно. Топ-менеджер отметил, что в сделке приняли участие "очень качественные инвесторы".

"Один - институциональный инвестор, Катарский фонд, другой - компания Glencore, эта компания - наш партнер, мы ее очень хорошо знаем, очень квалифицированная, крупнейшая в мире. Мне кажется, что сделка очень качественная, только можно очень позитивно оценить. Я могу только поздравить команду, которая этим занималась", - заявил Греф.

Вместе с тем, считает он, сделка не упростит выход на рынок других компаний. "Выйти на рынки, боюсь, что легче не станет, потому что это вопрос санкций, а не вопрос приватизации. А то, что это очень крупная сделка, очень успешная, с маленьким дисконтом (...) Для сегодняшней ситуации 5% дисконта - это очень хороший результат", - сообщил глава Сбербанка журналистам.

Между тем, как сообщил в интервью Bloomberg TV специальный посланник США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштейн, сейчас в США изучают сделку по участию трейдера Glencore в покупке доли в НК "Роснефть".

По его словам, США "не обязательно" заблокируют сделку, но проанализирует, нарушает ли она санкции. Сделка с "Роснефтью" определенно "не то, чего мы ожидали", отметил Хохштейн, добавив, что, по его мнению, сделка указывает на то, что России нужны деньги.

О том, что сделку Glencore и "Роснефти" изучат эксперты по санкциям в министерстве финансов США, сообщил на брифинге и представитель Белого дома Джош Эрнест. "Эксперты министерства финансов, ответственные за подготовку и исполнение санкционного режима, внимательно изучат такую транзакцию. Они рассмотрят условия сделки, оценят воздействие санкций на нее", - сказал он.

В ответ пресс-секретарь президента заявил, что сделка по приватизации госпакета "Роснефти" обеспечена надежной юридической защитой.

"Эта сделка осуществляется при весьма активном юридическом сопровождении. И стратегические инвесторы привлекают лучших юристов, и компания "Роснефть" обеспечивает юридическую защиту экономической деятельности, в том числе этой сделки", - подчеркнул Песков.

При этом он отметил, что изучение сделки "кем-то" - "вполне нормально".

Со своей стороны глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев заявил, что в России сделка не требует вынесения на правкомиссию.

"На своевременный запрос компании "Роснефть" ФАС России вынесла заключение о том, что сделка по приобретению 19,5% акций компании не требует вынесения на рассмотрение правительственной комиссии. В соответствии с законодательством компания "Роснефть" должна направить в антимонопольный орган уведомление о совершении сделки в установленный законом срок", - сказал руководитель ФАС.

Позднее Артемьев пояснил журналистам, что "сделка никаким образом не ведет к установлению контроля" иностранных инвесторов.

"Там есть один суверенный фонд, который принадлежит государству, но он не имеет контроля в той структуре, которая контролирует эти 19,5%. Вот есть "Роснефть", вот ее 19,5% акций, над ними есть некая структура, на которую приобретается 19,5% акций, вот в той структуре у Катарского суверенного государственного фонда нет контроля, поэтому у него нет контроля и над этими акциями, поэтому отсюда не возникает требование вот этих 5% (порог доли в добыче, требующий согласования - ИФ)", - рассказал Артемьев.

По законодательству разрешение правкомиссии требуется, если иностранный инвестор намерен приобрести более 50% компании из списка стратегических отраслей, для добывающих отраслей порог составляет 10%. Для иностранных компаний с госучастием нормы жестче - 25% акций и 5% соответственно. QIA является суверенным фондом - принадлежит иностранному государству.

"С точки зрения того, что в антимонопольной сфере, государство как контролировало "Роснефть", так и контролирует, ничего не меняется, структура рынка не меняется", - сказал Артемьев.

Он также сообщил, что все процедуры, связанные с анализом сделки, были завершены некоторое время назад, но ее подробности держались в тайне. "Мы, получив схему, сделку отработали, это все, просто это держалось в секрете, мы об этом не говорили по понятным причинам - чтобы не было инсайда и так далее", - объяснил чиновник.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще