Точка зрения 1 июня 2016 г. 14:20

Деньги возвращаются

Деньги возвращаются
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – "Период охлаждения" ввели для клиентов страховых компаний. Центробанк РФ обязал страховщиков возвращать деньги за навязанную страховую услугу.

С 1 июня вступил в силу так называемый "период охлаждения" – период времени на раздумье, в течение которого граждане смогут отказаться от навязанных им при заключении того или иного договора дополнительных страховых услуг (например, добровольное страхование жизни и здоровья при получении кредита в банке или КАСКО при оформлении полиса обязательного автострахования).

Соответствующее указание Банка России которое предусматривает 5-дневный срок для отказа от навязанной услуги, вышло в свет еще в конце прошлого года. А сегодня страховщики готовы приступить к работе по новым правилам.

Отметим, что в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже поднимался вопрос о необходимости "периода охлаждения" в случаях с автостраховками. А Центробанк в мае прошлого года лишал Росгосстрах возможности заключать договоры ОСАГО на полгода, отмечая существенное увеличение жалоб на навязывание дополнительных услуг при покупке полисов ОСАГО.

Кстати, в действующем законодательстве предусмотрено наказание для страховщиков за отказ выдавать полис автогражданской ответственности и навязывание дополнительных услуг. По ст.15.34.1 КоАП РФ недобросовестным предпринимателям грозит штраф в размере 50 тыс. рублей. Кроме того, компании, нарушающие права потребителей, могут лишиться права оказывать соответствующие страховые услуги на основании решения Банка России.

Но это наказание планируется ужесточить. В Госдуме уже одобрили в первом чтении законопроект, предусматривающий повышение штрафов за навязывание услуг для юридических лиц до 500 тыс. рублей, а для физических - до 5 тыс. рублей.

Указание сверху

"Период охлаждения" применяется в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая", - отмечается в документе Банка России.

Для расторжения договора страхования и возврата денег клиенту нужно будет написать письменное заявление в страховую компанию.

Страховщики обязаны оговаривать возможность страхователя отказаться в течение 5 дней от выбранного продукта добровольного страхования.

В документе также сказано, что в течение 90 дней с момента вступления в силу указанного документа страховые компании должны будут привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам в соответствие с новыми требованиями.

Если страхователь захочет досрочно расторгнуть договор страхования, то страховщик имеет право удержать часть страховой премии, если договор страхования уже вступил в силу и действует. В этом случае страховщик недоплатит клиенту сумму, которая "набежала" с момента начала договорных отношений до момента их прекращения. Кроме того, страховщик обязан известить клиента о досрочном расторжении договора.

Также страховщик должен предусмотреть условие возврата страховой премии. Здесь все зависит от выбора самого страхователя – захочет ли он получить свои деньги наличными или по безналу. Главное, что срок возврата не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.

Новые правила распространяются на договоры страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика. Также документ касается страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), страхования имущества граждан, страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхования гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта, страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; страхования финансовых рисков.

Кстати, требования, опубликованные ЦБ РФ, не распространяются на некоторые случаи осуществления добровольного страхования. В частности, "на осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности, на осуществление добровольного страхования, предусматривающего оплату оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи и (или) оплату возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию".

Не возвратят страховку и в случае "добровольного страхования, являющегося обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации".

До недавнего времени отдельные компании предлагали клиентам "период охлаждения" согласно внутренним регламентам в добровольном порядке при кросс-продажах страховых продуктов.

Тотальная защита

Кстати, граждан решили защитить не только от навязчивых страховок. В середине мая текущего года профильный комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил законопроект, меняющий систему перехода граждан из негосударственных пенсионных фондов (НПФов) и защищающий их от недобросовестного маркетинга фондов.

Поправки в закон N75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусматривают, что заявление о переходе (досрочном переходе) из одного НПФа в другой гражданин будет направлять в фонд, с которым у него заключен действующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Как отметил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев на заседании комитета, такое изменение позволит снизить количество злоупотреблений при переводе пенсионных накоплений граждан из одного фонда в другой, которые сейчас возникают из-за простоты этой процедуры.

"Граждане сейчас имеют возможность написать заявление о переходе из одного НПФа в другой через любого уполномоченного агента - ломбард, салон сотовой связи, где им предлагают подать заявление, и при указании номера паспорта и СНИЛС оно будет считаться полным для перевода средств. При этом ни агент, ни новый НПФ понятия не имеют о том объеме средств, который, в случае положительного результата управления предыдущим фондом, гражданин потеряет при переходе", - сказал он.

Как пояснил "Интерфаксу" советник главы Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов, с прошлого года существуют две формы перехода граждан из НПФа: срочный - в этом случае перевод средств (сумма внесенных пенсионных накоплений и накопленный за этот период инвестдоход) в другой НПФ или в Пенсионный фонд возможен только через 5 лет; досрочный - когда человек пишет заявление, в следующем году его накопления переводятся в другой фонд, но в этом случае человек теряет инвестдоход за последний год. Этот пятилетний срок связан с введенным 5-летним горизонтом инвестирования НПФов.

"Для нас эти поправки в закон принципиальны. Если раньше переход человека из фонда в фонд не был связан с потерей денег, а инвестдоход даже за один год - это потеря денег, то сейчас человек должен четко понимать, что он теряет при переходе", - сказал Валерий Виноградов, отметив, что ассоциация надеется на принятие этого законопроекта до конца года.

Он отметил, что в соответствии с законопроектом, фонд, из которого уходит гражданин, обязан в доступной форме проинформировать его о тех потерях, которые он может понести в связи с досрочным переходом.

"Фонд должен будет убедиться в том, что условия перехода клиент понял абсолютно точно. Сделать это человек будет должен не в момент подачи заявления. Тем самым клиенту предоставляется своеобразный "период охлаждения" для обдумывания своего решения", - отметил Виноградов.

Кроме того, законопроект направлен на минимизацию случаев неправомерного перевода накоплений из фонда в фонд.

"Упрощенный способ выполнения перехода приводит к тому, что возникают случаи мошенничества. Мы имеем письма граждан, где они жалуются и заявляют о намерении судиться с РФ на предмет того, что их права не были достаточным образом защищены, когда, как они утверждают, кто-то написал за них заявление, используя номера СНИЛСа и паспорта, и они потеряли инвестиционный доход. Для нас эта проблема сейчас уже встала достаточно жестко", - сказал Алексей Моисеев.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще