Точка зрения 26 мая 2016 г. 17:18

До Луны другим маршрутом

До Луны другим маршрутом
© РИА Новости. Владимир Сергеев

Interfax-Russia.ru – РКК "Энергия" предлагает инновационный проект полетов на Луну, реализация которого обойдется на треть дешевле, чем предложенных ранее.

Создание пилотируемого транспортного корабля (ПТК) нового поколения является одним из приоритетов Федеральной космической программы. Его разработкой занимается Ракетно-космическая корпорация "Энергия". Серия новых транспортных кораблей станет продолжением развития российских технологий освоения космоса и позволит России продолжить работу человека на околоземной орбите и обеспечить необходимые условия для пилотируемых полетов к Луне.

ПТК нового поколения предназначен для доставки людей и грузов к Луне и на орбитальные станции, находящиеся на околоземной орбите. Корабль станет многоразовым, для его создания используют новейшие технологии, порой не имеющие аналогов в мировой космонавтике.

В частности, возвращаемый аппарат ПТК будет выполнен из композиционных материалов, предусмотрен многоразовый стыковочный агрегат. Современное бортовое электронное оборудование позволит более эффективно решать задачи сближения и стыковки корабля, повысить безопасность экипажа на этапах выведения и спуска на Землю.

Численность экипажа ПТК составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции - до 1 года.

Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна 14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата - 9 тонн. Длина корабля - 6,1 метра. Номинальная перегрузка при спуске - 3 g. Для выведения корабля на орбиту планируется использовать ракету-носитель тяжелого класса "Ангара-А5В".

Создание нового российского пилотируемого транспортного корабля, получившего имя "Федерация", в "железе" начнется летом этого года после завершения разработки конструкторской документации.

По словам генконструктора РКК "Энергия" Евгения Микрина, в июне должен завершиться этап разработки технической документации. "После этого должен быть заключен еще один контракт, который позволит приступить к изготовлению узлов и агрегатов корабля, разработке программного обеспечения", - рассказал журналистам представитель РКК " Энергия".

Причем, отмечал Микрин, несмотря на то, что до первого запуска корабля "Федерация" осталось пять лет, РКК "Энергия" ждет очень жесткий график работ: "Времени не так много. Сейчас готовится пятилетний график работ (по кораблю " Федерация" - ИФ-АВН), в течение месяца-двух он будет утвержден".

Первый пуск корабля "Федерация" в беспилотным варианте запланирован на 2021 год, а первый запуск с космонавтами на борту планируется на 2023 год.

Наряду с этим РКК "Энергия" разработала инновационный проект полетов на Луну. Новый проект транспортной системы, получивший название "Рывок", существенно удешевляет полет пилотируемого корабля.

"Затраты на миссию многоразового пилотируемого корабля "Рывок" на треть ниже затрат на миссию пилотируемого транспортного корабля "Федерация", - рассказал сотрудник корпорации Юрий Макушенко, представляя проект на международной научной конференции "Пилотируемое освоение космоса".

Согласно представленному им докладу, система "Рывок" должна базироваться на Международной космической станции (МКС) и курсировать от нее к окололунной международной платформе, доставляя к Луне грузы и космонавтов, ранее прилетевших на МКС кораблями серии "Союз".

Средством разгона с первой до второй космической скорости должен служить модернизированный разгонный блок "ДМ", запускаемый с помощью ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" и стыкующийся с "Рывком" на околоземной орбите. При возвращении с окололунной орбиты корабль "Рывок" должен раскрывать "зонтик" площадью 55 квадратных метров для торможения в атмосфере Земли.

Предельная масса комплекса составляет 11,4 тонны, время перелета с земной орбиты к Луне - до 5 суток. При этом средство доставки корабля "Рывок" к МКС в докладе автора не упоминалось.

В качестве преимуществ системы "Рывок" по сравнению с планами отправки на Луну корабля "Федерация", Макушенко отметил отсутствие необходимости создания сверхтяжелой ракеты-носителя или ракеты-носителя тяжелого класса с водородным топливом.

Кроме того, в числе достоинств новой системы - отсутствие сертификации ракеты "Ангара-А5" для пилотируемых полетов, поскольку она не будет задействована при старте самих космонавтов с Земли. Все это существенно снижает затраты и уменьшает сроки создания отечественной транспортной системы.

Кстати, вопрос экономии играет не последнюю роль при выборе дальнейшего развития программы пилотируемых полетов. В конце января бюджет федеральной космической программы был вновь урезан до 1,4 трлн рублей. Как следовало из презентации проекта ФКП, представленного "Роскосмосом", из программы на 2016-2025 годы был вынесен проект создания Космического ракетного комплекса (КРК) с возвращаемой первой ступенью. Теперь его создание планируют завершить лишь к 2030 году.

Также сдвигаются на пять лет - с 2030 до 2035 года - предполагаемые сроки первого пилотируемого полета на Луну российской сверхтяжелой ракеты-носителя с космодрома Восточный. Согласно предыдущей версии ФКП, создание "ракеты-носителя ключевых элементов и технологий сверхтяжелого класса" должно было обеспечить возможность осуществления пилотируемых полетов на Луну к 2030 году.

Вместе с тем проекты космических исследований в РФ не закрываются из-за экономического кризиса. "Нам удалось сохранить лунную программу, не пилотируемую, а программу исследований автоматических космических аппаратов. В это десятилетие запланировано пять полетов на Луну", - отмечал директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

Наряду с этим ведущие мировые космические агентства (ЕКА, NASA и Роскосмос) по-прежнему обсуждают перспективу создания Международной лунной станции. Над проектом работает международная экспертная группа, цель которой - определить, как будет протекать международное сотрудничество в космической сфере после прекращения работы Международной космической станции.

Как заявлял глава корпорации "Роскосмос" Игорь Комаров, эксплуатация МКС будет продолжена до 2024 года. На заседании правительства РФ в марте он рассказывал, что в этот период предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые находятся в высокой степени готовности на производстве, дополнив их системами, которые обеспечат автономность полета.

По его словам, в случае принятия соответствующего решения, будет обеспечена возможность создания на основе этих модулей российской орбитальной станции.

Глава Роскосмоса пояснил, что эксплуатация МКС до 2024 года позволит проводить эксперименты не только в интересах социально-экономической серы, но и обеспечить отработку ряда перспективных технологий космических систем, которые необходимы для реализации программ освоения Луны и дальнего космоса.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще