Точка зрения 25 декабря 2015 г. 18:46

Бомба для аэробуса

Interfax-Russia.ru – Российский авиалайнер взорвали над Синаем, вероятнее всего, с помощью пластиковой взрывчатки С-4. Египетские власти считают, что никакого теракта на борту авиалайнера не было.

Аэробус А321 компании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел катастрофу 31 октября на 24-й минуте полета на севере полуострова Синай вблизи населенного пункта Эль-Хасна. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Пассажирами рейса были граждане РФ, Украины и Белоруссии.

Спустя почти две недели директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что катастрофа российского самолета в Египте произошла в результате теракта: на борту самолета была взорвана бомба мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Такие выводы были сделаны на основе того, что на личных вещах пассажиров, багаже и обломках самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 октября, эксперты обнаружили "следы взрывчатого вещества иностранного производства".

По данным "Коммерсанта", обследуя обломки A321, эксперты ФСБ обнаружили часть фюзеляжа с пробоиной в обшивке диаметром примерно метр на метр, края которой были выгнуты наружу. Образоваться она, согласно выводам экспертов, могла в результате применения взрывчатого вещества высокой бризантности (способность взрывчатых веществ при взрыве воздействовать на преграды - ИФ), изготовленного в заводских условиях. Такие вещества, например тротил или пластит, используются обычно в военных целях.

Как сообщил источник издания, близкий к следствию, взрыв произошел не в багажном отделении самолета, которое размещается под пассажирским салоном, а, предположительно, в самом салоне. Эпицентр взрыва якобы находился в конце салона, где располагаются хвостовые шпангоуты.

По предварительной версии, бомба могла быть заложена под пассажирское сиденье у окна. Ее срабатывание привело к разрушению шпангоута и разгерметизации салона, которая имела характер взрывной.

Самолет, от которого первым делом оторвалась хвостовая часть, развалился в воздухе - его обломки нашли на территории длиной 13 км и шириной около 5 км, а люди, находившиеся на его борту, погибли практически мгновенно от резкого перепада давления.

Фото якобы использовавшейся на А321 бомбы опубликовали в журнале Dabiq, который издается запрещенным в России движением "Исламское государство". Фотографию взрывного устройства перепечатало американское издание Daily Beast.

Как утверждают авторы материала, взрыв на борту российского лайнера над Синаем был произведен с использованием устройства, помещенного в банку из-под газировки. Издание также приводит цитату боевиков, которые якобы заявили, что решили взорвать самолет, узнав о множестве нарушений правил авиационной безопасности в аэропорту Шарм-эш-Шейха. При этом никаких подтверждений тому, что именно это взрывное устройство сработало в самолете, не приводится.

Между тем, источник, знакомый с ситуацией, сообщил "Интерфаксу", что бомба, погубившая российский аэробус А321 в небе над Египтом, была изготовлена из материалов, используемых при промышленном производстве боеприпасов.

"Вероятно, это была одна из разновидностей пластита", - отметил собеседник агентства, не указав более точной характеристики устройства.

По его словам, после того, как были обнаружены практически все обломки самолета и останки тел погибших, эксперты провели более 60 различных исследований, в том числе, спектральный анализ, "который подтвердил, что на борту А321 было заложено взрывное устройство".

"По всей видимости, оно было приведено в действие с помощью часового механизма", - предположил источник. По его словам, "организаторы теракта прекрасно понимали, что чартерный рейс может задержаться, как это часто бывает, поэтому, скорее всего, взрывчатку на борт пронесли сотрудники аэропорта Шарм-эш-Шейха после того, как стало известно точное время вылета".

"Расчет террористов оказался точным, бомба взорвалась, когда самолет набрал высоту, - сказал собеседник "Интерфакса".

Он отметил, что версия о теракте "возникла практически сразу".

"Однако она рассматривалась наряду с остальными, поскольку нужно было получить стопроцентное подтверждение первоначальных предположений специалистов", - сказал источник.

В свою очередь, по словам источников "Коммерсанта", скорее всего, взрывное устройство было изготовлено на основе C-4 (Си-4). Эту взрывчатку разработали в США в середине 60-х годов прошлого века, а сейчас ее разновидности производят во многих странах мира, что серьезно затрудняет поиск участников теракта.

Вместе с тем официальную информацию по ходу расследования катастрофы российского А321 на Синае может предоставлять только Египет.

"Как государство, проводящее расследование, так и все государства, участвующие в расследовании, имеют права и обязанности. Только египетские авиационные власти могут предоставлять официальную информацию. Мы можем предоставлять техническую информацию, только с явного согласия египетской стороны. У нас есть определенные права - получать всю информацию. Есть и, обязанности - мы не можем разглашать эту информацию без явного согласия египетских властей", - заявил журналистам заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов.

Он также объяснил невозможность публикации данных с "черных ящиков" до завершения расследования требованиями международного законодательства.

"Международным законодательством запрещена публикация части информации - записи бортовых магнитофонов, информация полученной от тех или иных лиц. Это делается, чтобы создать ненаказательную среду и привлечь людей к тому, чтобы они свободно делились информацией. Наша задача - получить как можно больше информации. Мы можем получить только на основании конфиденциальности", - сказал он.

По его словам, право выбора направления расследования крушения российского А321 на Синае также принадлежит египетским властям. Морозов уточнил, что участники расследования в настоящее время ведут "интенсивные консультации" по дальнейшей работе.

"На данном этапе в расследовании принимает участие Ирландия, Франция и Германия, идут интенсивные консультации по порядку дальнейшего проведения расследования", - сказал зампред МАК.

Он пояснил, что предварительный отчет о ходе расследования катастрофы российского А321 на Синае авиационные власти Египта должны опубликовать в течение 30 дней после трагедии.

"Второй срок - это год. Если в течение года расследование не заканчивается, то выпускается некий пресс-релиз, справка, информация с объяснением хода расследования причин и прочее", - добавил он.

К середине декабря Египет завершил подготовку предварительного доклада по расследованию обстоятельств крушения российского пассажирского лайнера.

"Комитет по техническому расследованию на данный момент не нашел ничего, что указывало бы на незаконное вмешательство или террористические действия", - говорилось в заявлении министерства гражданской авиации этой страны, выдержки из которого привели европейские СМИ.

Комитет продолжит устанавливать причину крушения самолета, на данный момент эксперты устанавливают данные о техническом состоянии самолета до крушения, отмечалось в заявлении.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще