Точка зрения 13 октября 2015 г. 16:52

Финальный отчет

Interfax-Russia.ru – Совбез Нидерландов озвучил причины катастрофы малайзийского Boeing в Донбассе. У российской стороны есть своя версия крушения.

Долгое расследование

Совет по безопасности Нидерландов (СБН) 13 октября обнародовал окончательный доклад по итогам расследования причин крушения малазийского самолета Boeing-777, произошедшего 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. На борту разбившегося авиалайнера находились 283 пассажира - граждане, как минимум, 10 стран (Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии) - и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Расследование катастрофы возглавили Нидерланды. В этой стране проводят два параллельных расследования. Одно из них - под эгидой Совета по безопасности Нидерландов - нацелено на выявление технических причин катастрофы. В этом расследовании участвуют представители России, Малайзии, США, Великобритании, Австралии и Нидерландов.

В то же время параллельно генпрокуратура Нидерландов проводит уголовное расследование крушения авиалайнера, призванное выявить конкретных виновных в трагедии. В этом процессе задействованы следователи из Нидерландов, Малайзии, Бельгии, Австралии и Украины. Представители России в этом расследовании не участвуют.

По предварительным данным, опубликованным в сентябре прошлого года, самолет "распался в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством объектов высокой энергии, которые проникли в самолет извне".

Россия в качестве возможной версии катастрофы рассматривала наличие в небе над Донбассом украинского самолета Су-25, который мог атаковать пассажирский лайнер. Однако это предположение не совпало с данными имитировавшего трагедию эксперимента, проведенного концерном ПВО "Алмаз-Антей". Эксперты концерна доказали, что малайзийский Boeing был уничтожен зенитной управляемой ракетой из комплекса "Бук-М1". Данные этого эксперимента в начале августа передали голландской комиссии.

В СБН подтверждали, что международная группа специалистов изучает ряд деталей, возможно, имеющих отношение к ракете, выпущенной из зенитного ракетного комплекса "Бук", однако, как отмечали в ведомстве, пока "нельзя сделать вывод о том, что существует причинно-следственная связь между частями и падением самолета рейса MH-17".

В Совете посчитали, что "эти детали имеют особый интерес для уголовного следствия, поскольку они, возможно, могут пролить больший свет на причастных к крушению MH-17". При этом Генпрокуратура Нидерландов тогда не подтвердила обнаружение на месте трагедии фрагментов ракеты ЗРК "Бук".

Правда, в сентябре представитель прокуратуры Нидерландов Вим де Брюн признался "Интерфаксу", что международная группа следователей-криминалистов, расследующая крушение малайзийского Boeing на востоке Украины, склоняется к тому, что авиалайнер был сбит с земли из ЗРК "Бук".

В сентябре в СМИ также появилась информация о том, что в телах жертв крушения самолета были обнаружены металлические элементы, которые, предположительно, имеют отношения к ЗРК "Бук". Представитель прокуратуры Нидерландов заявил "Интерфаксу", что в настоящий момент эти фрагменты изучают, но пока рано делать выводы об их принадлежности.

Окончательный вариант доклада по итогам расследования причин крушения Boeing-777 был представлен СБН на авиабазе Гильзе-Рейн. Там в специальном ангаре проводилась реконструкция малайзийского лайнера.

Международная группа экспертов, ведущая расследование причин крушения авиалайнера, пришла к выводу, что Boeing был сбит ракетой ЗРК "Бук". Причем, ракета была выпущена с территории площадью 320 кв. км на востоке Украины.

Точное местонахождение ЗРК "Бук" не указывается. "Необходима дополнительная судебно-медицинская экспертиза для установления точного места, из которого был осуществлен запуск. Однако такое расследование выходит за рамки мандата Совбеза Нидерландов", - говорится в докладе СБН.

Согласно данным доклада, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. После взрыва ракеты головная часть самолета отделилась от фюзеляжа. Затем самолет развалился на части. Обломки лайнера были обнаружены на площади более 50 кв. км.

Эксперты обнаружили в телах пилотов авиалайнера "высокоэнергетичные фрагменты" ракеты. На фрагментах, обнаруженных в обломках кабины самолета, выявлены следы краски от боеголовки ракеты ЗРК "Бук".

Кроме того, в докладе уточняется, что катастрофа произошла в условиях, когда Украина не закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий на востоке страны.

При этом глава СБН Чиббе Юстра, представляя доклад, подтвердил, что российские власти подвергли сомнению данные о том, что лайнер был сбит ракетой ЗРК "Бук". Однако, указал он, СБН отверг доводы российской стороны.

Российская версия

Ранее в этот же день в Москве свою версию трагедии озвучили на пресс-конференции представители ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей", который является производителем систем "Бук". Поскольку данные первого эксперимента не были приняты во внимание голландской комиссией, концерн принял решение о проведении второго, более масштабного натурного эксперимента.

"Эксперимент состоялся 7 октября этого года. Условия его проведения были идентичны выводам, представленным в проекте итогового отчета голландской комиссии, то есть, ракета была взята 9М38М1 с двутаврами (поражающие элементы, имеющие сечение, близкое по форме к букве "Н" - ИФ) и стрельба из района населенного пункта Снежное", - рассказал гендиректор концерна Ян Новиков.

По его словам, ввиду отсутствия списанных самолетов типа Boeing-777 в эксперименте использовался самолет Ил-86, фюзеляж которого аналогичен по конструкции и основным параметрам фюзеляжу Boeing-777.

И, отметил Новиков, результаты второго натурного эксперимента, имитировавшего трагедию с уничтожением малайзийского авиалайнера, полностью опровергли выводы голландской комиссии о типе ракеты и месте ее запуска.

"Нами однозначно доказано, что зенитной управляемой ракетой, сбившей малайзийский "Боинг", могла быть исключительно ракета 9М38 комплекса "Бук", запущенная из района южнее населенного пункта Зарощинское", - сказал он. По данным ополченцев, этот населенных пункт по состоянию на 17 июля 2014 года находился под контролем украинских военных.

При этом, по его словам, срок эксплуатации последней партии этих ракет истек в 2011 году. "Последняя ракета такого типа была выпущена в Советском Союзе в 1986 году. Решением генерального конструктора ракеты окончательный и безопасный срок эксплуатации данного типа ракет с учетом всех продлений был определен в 25 лет - у нас есть протоколы по этому поводу - после чего их использование было запрещено, и ракеты были сняты с вооружения российской армии", - отметил Новиков.

Он подчеркнул, что каждое слово, каждый озвученный вывод концерн подтвердил как результатами математического моделирования, так и натурными экспериментами. "Огромный объем накопленных данных - а здесь представлена их только небольшая часть - мы готовы передать как в международную комиссию по расследованию причин катастрофы, так и в Европейский суд, который рассматривает наш иск", - сообщил Новиков.

Глава концерна выразил надежду, что предоставленные материалы помогут сформировать объективные выводы о причинах трагедии в небе над Украиной.

Он напомнил, что версия о крушении Boeing-777, связанная с пуском ракеты 9М38 ЗРК "Бук", разрабатывается концерном в связи с ограничением его торговой деятельности. Если появится сторона, которая захочет опровергнуть данные концерна и предоставить соответствующую материальную базу, то "Алмаз-Антей" готов будет провести повторные натурные эксперименты. Но делать это для подтверждения чистоты своих данных компания не будет, заявил Новиков.

"Единственным непонятным для нас после этих двух экспериментов остается наличие поражающих элементов ракеты 9М38М1 в форме двутавра среди вещественных доказательств, приобщенных к материалам расследования", - добавил глава концерна.

Выводы концерна "Алмаз-Антей" относительно причин гибели в небе Украины малайзийского авиалайнера убедительны, но остается вопрос о типе поразившей его ракеты, считает контр-адмирал запаса, экс-начальник 4-го управления Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Михаил Чекмасов.

По его словам, проведенный концерном натурный эксперимент, "отвергая версию голландской стороны о применении двутавра, ставит вопрос: может, ракета была другого типа?". На уточняющий вопрос, имеется ли в виду ракета типа "воздух-воздух", Чекмасов ответил: "Да".

Между тем, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров еще накануне обратил внимание на многочисленные нестыковки в ходе расследования под эгидой Нидерландов причин катастрофы малазийского Boeing-777 в небе над Донбассом.

"Вокруг этого (расследования) продолжается какая-то возня. Буквально на днях как сенсацию вдруг сообщили "новость" о том, что были обнаружены обломки самой ракеты (не головной ее части) в телах погибших. Сколько же нужно было "обнаруживать", чтобы сказать об этом только сейчас? Отказались разговаривать с представителем корпорации "Алмаз-Антей", хотя, по главной версии и утверждениям следователей, самолет был поражен ракетой, которую производит эта корпорация. С ним вообще не говорили", - сказал он, отметив, что не будет перечислять многие и многие странности в этом расследовании.

Вместе с тем в Нидерландах продолжается отдельное уголовное расследование крушения малайзийского авиалайнера. Ожидается, что итоги этого расследования будут обнародованы не ранее начала 2016 года.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще