Точка зрения 27 марта 2014 г. 17:39

Новые права со старыми категориями

Interfax-Russia.ru - Водительские права нового образца начнут выдавать с 1 апреля, однако автошколы смогут начать готовить водителей по-новому не раньше осени.

Приказ МВД России от 9 января "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России", опубликованный в "Российской газете" 21 марта, частично меняет внешний вид водительских удостоверений. Уже с 1 апреля в водительских удостоверениях появятся новые категории, подкатегории и отметки.

Поменять облик водительских удостоверений потребовалось в связи с тем, что с 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки в федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Именно эти поправки ввели новые категории и подкатегории для водителей.

Так, новая категория "М" введена для управления мопедами и легкими квадрициклами. При этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет. Причем, тем, у кого есть "права" любой категории, открывать категорию "М" и сдавать экзамены на нее не нужно – им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения.

Кроме того, в рамках уже существующих категорий ("A", "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE") введены подкатегории - теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения как "A1", "В1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E".

Категория "А1" даст право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не превышающим 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью не более 11 кВт. В свою очередь "В1" потребуется для вождения трициклов и квадрициклов. С подкатегорией "С1" можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не превышает 7,5 тонн, а с подкатегорией "D1" – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя. Подкатегории "С1Е" и "D1Е" предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий "С1" и "D1" с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Все эти обозначения теперь будут отражены в водительском удостоверении.

В ГИБДД отмечают, что введение подкатегорий в соответствии с новыми требованиями Конвенции о дорожном движении облегчит процесс обучения и получения водительских удостоверений, поскольку желающим управлять, например, небольшими грузовиками и автобусами не обязательно будет проходить курс обучения для управления соответственно большегрузными автомобилями и автобусами вместимостью более 16 посадочных мест.

Впрочем, тем, у кого уже есть водительские удостоверения переживать не стоит - обязательного обмена водительских удостоверений не предусматривается. Заменить водительское удостоверение будет необходимо только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в водительских удостоверениях категории сохранятся. Если у водителя есть, например, категория "С", то категория "С1" ему не потребуется – он и так может управлять и теми, и другими автомобилями.

Также закон теперь разрешает сдачу экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей теперь появится соответствующая отметка – в разделе "Ограничения" будет ставиться обозначение "АТ" (управление только автомобилем с "автоматом"). "Ограничения" - это последний столбец в таблице на оборотной стороне документа, в него также ставятся ограничения, например, для водителей-инвалидов "только с ручным управлением" и др. Однако, если в будущем водитель захочет пересесть на "механику", ему необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач.

Помимо российских "прав" немного изменится и вид международного водительского удостоверения. В нем также появятся новая категория и подкатегории, а также новые отметки. В частности, ограничение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач, например, для категории "В", будет записываться в следующем виде: "В – automatic transmission only".

Между тем, с получением новой категории и ряда подкатегорий в водительских "правах" могут возникнуть проблемы. Так, формально, уже с 5 ноября 2013 года сесть за руль скутера или мопеда можно только с водительскими правами, иначе придется платить штраф – 800 рублей. Хорошо, если "права" уже есть, причем любые. Однако, по статистике, большинство водителей скутеров – это подростки. Как правило, у них водительских удостоверений нет вообще, а получить права с категорией "М" невозможно.

Дело в том, что к моменту вступления закона в силу соответствующих программ обучения в автошколах не было, да и в ГИБДД не был утвержден порядок приема экзаменов у скутеристов. В прошлом году для решения этой проблемы в МВД даже подготовили специальный документ.

"Первый замначальника ГИБДД Владимир Швецов разослал нормативный циркуляр документов во все регионы на снисхождение к лицам, управляющим скутерами и мопедами без прав. Де-юре, - штрафовать обязаны. Но в данной ситуации иного выхода нет", - отмечал председатель правления "Гильдии автошкол" Сергей Лобарев.

Со своей стороны известный правозащитник Леонид Ольшанский настаивал на неправомерности какого-либо наказания за управление скутером или мопедом без водительского удостоверения. "Нельзя штрафовать за отсутствие того, чего в природе нет, и это, в случае возникновения подобной ситуации на дороге, необходимо донести до инспектора", - убежден адвокат.

В свою очередь учебные заведения по подготовке водителей были обеспокоены другой проблемой. Практический экзамен на двухколесном транспортном средстве в условиях городского движения – это потенциальный риск. И не только для сдающего на права курсанта.

"Кто будет нести ответственность за этого водителя? Он не на контрольных педалях! Работник Госавтоинспекции? Страховой агент? Или учебная организация? И как определить, если он, к примеру, попал в ДТП, я его плохо подготовил, или он проигнорировал какой-то пункт правил?" – задавал правомерные вопросы заведующий учебной частью "Центральной автошколы "Безопасность" Сергей Блинов.

В автошколах рассчитывали, что к началу нового мотосезона недоработки будут устранены, и все вопросы разрешатся. Однако ни примерных программ подготовки водителей соответствующих категорий и подкатегорий, а также документа, который бы устанавливал правила приема экзамена по ним, по-прежнему нет.

Еще в прошлом году разработкой новых стандартов обучения занималось министерство образования и науки РФ, но "разработка" не прошла согласование, и проект вернулся в Минобрнауки.

Новые программы обучения и соответствующая нормативно-правовая база должны были быть подготовлены к январю 2014 года. Вместе с тем, как выяснила "Российская газета", сроки разработки затянулись, поэтому новые правила обучения смогут заработать не раньше осени.

Дело в том, что изначально Минэкономразвития призывало разработчиков направить проект приказа о программах обучения водителей в автошколах на общественное обсуждение, но такое решение было принято лишь после того, как новые стандарты не прошли согласование в Минюсте.

Поскольку новые программы устанавливают требования к автошколам в отношении автомобилей или учебных площадок, то экспертное сообщество должно проанализировать, насколько они реальны, и будет ли достаточен срок для того, чтобы участники рынка успели их выполнить.

Есть риск, что требования, которые предъявлены в проекте приказа к автошколам, не все смогут быстро выполнить - у небольших школ процесс может занять больше времени. А возможно, кто-то даже уйдет с рынка. Кроме того, выполнение новых требований может увеличить стоимость подготовки водителей.

Автошколы России также обратились с просьбой не принимать приказ без широкого обсуждения и учета замечаний. Главная, с точки зрения специалистов, занимающихся подготовкой водителей, ошибка, на которой построены программы, - установленная законодательством норма о том, что подготовка водителей - это профессиональное обучение. Получается, что ежегодно более двух миллионов человек в автошколах страны получают профессию "водитель", хотя работают потом по этой профессии менее 20%.

Согласно проекту программы обучения, водителю легкового автомобиля и мотоцикла необходимо изучать устройство транспортного средства в течение 40 часов, устранять различные неисправности, вникать в принцип работы коробок переключения передач. А еще водителю нужно знать уравнение тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы.

Также у представителей автошкол возникли вопросы к требованиям по оснащению учебной площадки, на которой "в целях имитации реальных условий движения на закрытой площадке или автодроме должен оборудоваться перекресток, пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки и иные технические средства организации дорожного движения, а также наноситься разметка в соответствии с требованиями ГОСТ".

Таким образом, новых правил обучения в автошколах по-прежнему нет. Поэтому с 1 апреля удостоверения нового образца выдавать начнут, но отметки в подкатегориях ставить не будут, пока не приняты соответствующие стандарты обучения.

Вместе с тем, не будут пока выдавать удостоверения нового образца водителям скутеров, так как у ГИБДД нет возможности принимать экзамены у кандидатов на категорию "М". Правда, и штрафовать водителей скутеров без водительских удостоверений российские инспекторы пока не будут. После того, как программа подготовки заработает, езда на скутере без "прав" будет наказываться штрафом от 5 до 15 тыс. рублей с помещением транспортного средства на спецстоянку.

"Программа подготовки водителей существует, она утверждена министерством образования, но пока не зарегистрирована в Минюсте и не действует", - рассказал журналистам начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД РФ Александр Борисов.

Кроме того, в удостоверениях нового образца не будут торопиться ставить отметку об автоматической трансмиссии. Борисов пояснил, что проект документа, разрешающего кандидатам в водители сдавать экзамены на автомобилях с "автоматом", пока находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. После того, как он будет утвержден правительством, соответствующие отметки будут ставиться в "правах" тех водителей, которые учились ездить и сдавали экзамен на автомобиле с АКПП.

Представитель ГИБДД затруднился назвать сроки начала приема экзаменов на автомобилях с "автоматом", так как это находится в ведении правительства, но напомнил, что после того, как соответствующий документ будет утвержден, обладателей таких "прав", замеченных за рулем машин с механической коробкой передач, будут наказывать так же, как за управление автомобилем без водительского удостоверения: им грозит штраф от 5 до 15 тыс. рублей и помещение автомобиля на спецстоянку.

Борисов отметил, что новое удостоверение соответствует Венской конвенции и должно признаваться во всех странах, подписавших ее. В то же время, при поездках за рубежом российским водителям необходимо иметь удостоверения международного образца, так как формально его наличие обязательно для любого водителя, пользующегося автомобилем в зарубежных странах, и сотрудники дорожной полиции любой страны-участницы Венской конвенции могут его потребовать.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще