Точка зрения 2 ноября 2012 г. 17:06

Борьба за знания

Interfax-Russia.ru – Минобрнауки РФ опубликовало рейтинг эффективности работы российских государственных вузов. В "черный список" попали РГГУ, МАРХИ и Литинститут им. Горького.

Чтобы оценить развитие людей, живущих в той или иной стране, ООН ежегодно публикует "Индекс развития человеческого потенциала". Один из его параметров – образованность населения конкретной страны. В этом рейтинге Россия занимает 66 место (всего же позиций 187), и если брать в расчет, например, продолжительность школьного образования, россиян можно отнести к категории "высокоразвитых".

Согласно другому рейтингу, составленному "Организацией экономического сотрудничества и развития", больше всего людей с высшим образованием живет именно в РФ. Хотя, это и не говорит о качестве полученного ими образования.

Кстати, именно этот факт давно не дает покоя российским властям. Еще в июле 2012 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать специальную программу реструктуризации либо снятия с рынка неэффективных государственных вузов, заметив, что этот шаг облегчит жизнь перспективным учебным заведениям. Кроме того, после такой "зачистки" планируют увеличить финансирование сильных вузов, повысить зарплаты преподавателям (на 200% к 2018 году по отношению к средней зарплате по региону), сохранив при этом нужный объем качественного бесплатного образования.

Проект программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы был утвержден еще осенью. Общий объем ее госфинансирования составит 3 трлн 991 млрд рублей. Программа объединяет несколько подпрограмм, в том числе развития образования, вовлечения молодежи в социальную политику, системы оценки качественного образования и информационной прозрачности. Кстати, одним из ее итогов должно стать включение пяти российских вузов в международные рейтинги.

Чтобы повысить качество высшего образования, сначала решили провести мониторинг деятельности вузов – проверка затронула около 1,5 тыс. учебных заведений и их филиалов. В марте 2013 года Минобрнауки РФ должно представить в правительство предложения по реорганизации вузов, которые не соответствуют стандартам. А уже в мае программа реструктуризации будет полностью утверждена.

"Сейчас проводится оценка эффективности высшего профессионального образования. В нашей стране немало учебных заведений, которые ни по материально-техническому состоянию, ни по преподавательскому составу фактически до статуса высшего учебного заведения не дотягивают. Это сильно обесценивают нашу систему высшего образования", – отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Учебные заведения оценивали по 50 критериям, а как поступить с наиболее проблемными вузами, решит специальная комиссия. Так вузу, попавшему в "черный список", может быть оказана целевая поддержка на устранение недочетов или его могут присоединить к сильному учебному заведению. В худшем случае набор студентов в вуз будет прекращен.

Впрочем, по мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Александра Рыбакова, не прошедшие переаттестацию вузы нужно не закрывать, а перепрофилировать в средне-специальные учебные заведения.

"Министерство образования анонсирует программу, согласно которой будет проведена переаттестация высших учебных заведений и будет сокращено порядка 20% вузов. Хотелось бы, чтобы они не исчезли. Важно перепрофилировались их на подготовку специалистов со средне-специальным образованием. Важно эти вузы сохранить, чтобы сохранить материальную базу этих учебных заведений", – заявил вице-президент торгово-промышленной палаты.

Деятельность учебных заведений эксперты оценивали по нескольким ключевым показателям: качеству образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности вуза и имеющейся у него инфраструктуры.

"Мы будем здесь исходить из двух принципов. Первый - отраслевой: высшие учебные заведения, которые работают на развитие каких-то отраслей экономики, важных для России, должны так или иначе существовать, и мы им будем помогать. Второй принцип - региональный: в каждом субъекте РФ должно быть высшее учебное заведение. Эти два фактора обязательно будут учитываться при принятии решения", - пояснил министр.

Официальные результаты мониторинга были опубликованы 1 ноября и для многих оказались неутешительны: так самым проблемный оказался Северо-Кавказский федеральный округ, в котором 45% вузов признаны неэффективными (11 из 13 вузов). Немного лучше ситуация обстоит в Центральном округе, к которому относятся и московские вузы. Кстати, у 20 из 59 московских вузов эксперты обнаружили признаки неэффективности. В "черный список" попали даже известные учебные заведения – например, Московский государственный технический университет "МАМИ", Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный педагогический университет и Литературный институт им. Горького.

"Мы объединили вузы, которые не смогли преодолеть пороговые значения по 4 критериям из 5, в группу вузов с признаками неэффективности. Окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить их позиции, будут принимать рабочие группы, куда в обязательном порядке включены представители регионов, т.к. именно они лучше всего представляют ситуацию на местах", – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Впрочем, в педагогической среде раскритиковали не только программу "Развитие образования", но и ключевые критерии мониторинга, итоги которого станут "началом конца" для некоторых учебных заведений. К тому же многие не понимали, как по указанным критериям оценить творческие вузы. Например, актерское мастерство в театральном вузе преподают профессиональные актеры, которые прославились своими ролями и не имеют ученых степеней.

По мнению Российского профсоюза студентов, мониторинг вообще характеризует лишь экономические способности ректоров проверенных вузов, поскольку среди его критериев нет такого, который отражал бы качество подготовки студентов.

С ними солидарен и президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

"Рейтинг, составленный на основе проведенного Минобрнауки "мониторинга", нельзя считать справедливым или объективным, поскольку за определение "эффективности" работы того или иного вуза взяты совершенно неверные критерии. Тем более, если говорить о вузах творческой ориентации. Именно в силу неудачности выбора критериев оценки деятельности и неграмотности проведения этого, так называемого "мониторинга", в число "неэффективных" попали 20 московских вузов", - рассказал Interfax-Russia.ru президент Всероссийского фонда образования.

Он пояснил, что главным показателем эффективной работы учебного заведения во всем мире является качество подготовки выпускников и их востребованность у работодателей.

По мнению эксперта, эффективность работы вуза нельзя оценить по среднему баллу ЕГЭ, который многие специалисты считают необъективным. Количество иностранных студентов – также спорный пункт.

"Да и с используемыми площадями явно перегнули. Потому что в огромном прекрасно оборудованном здании можно не подготовить ни одного толкового специалиста. А в маленькой комнатке известного мастера (особенно это относится к мастерам искусства) можно подготовить целую плеяду творческих личностей и высококлассных специалистов", – заявил собеседник Interfax-Russia.ru.

Также президент Всероссийского фонда образования раскритиковал пункт доходности вуза, пояснив, что учебное заведение "вообще не должно заниматься зарабатыванием каких-либо средств".

"Наличие в ВУЗе докторов и кандидатов наук тоже не может являться критерием оценки его деятельности. Особенно в условиях России, где соответствующие дипломы запросто продаются в интернете и в каждом переходе метро. И поэтому нигде в мире не признаются", – заявил Сергей Комков.

Кроме того, эксперт пояснил, что после проведения мониторинга перед Минобрнауки встанет непростая задача, ведь закрыть неэффективные вузы можно, только если учебное заведение лишится лицензии и аккредитации.

"Но и оказать финансовую помощь "неэффективным" вузам не получится. Потому что бюджетом на 2013-2014 годы предусмотрено снижение расходов на всю систему образования в целом. В целом же, проведя подобного рода "мониторинг" и сделав его достоянием гласности, Минобрнауки уподобился унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. А все выявленные недостатки являются в первую очередь виной деятельности самого министерства", - рассказал Сергей Комков.

Несмотря на реакцию экспертов, Минобрнауки намерено ежегодно проводить мониторинг государственных учебных заведений и бороться с откровенно слабыми вузами. По самым приблизительным подсчетам, после первой такой проверки по всей стране закроется около 20% учебных заведений – это не только вузы, но и их филиалы. И хотя чиновники уверяют, что все это не отразится на жизни студентов (которых собираются переводить в эффективные учебные заведения), понятно, что с сокращением вузов исчезнут и бюджетные места.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще