Эксклюзив 16 марта 2018 г. 11:37

Председатель комитета Госдумы по международным делам Л. Слуцкий: "Россию вынуждают хлопнуть дверью. Такого "подарка" не будет!"

Председатель комитета Госдумы по международным делам Л. Слуцкий: "Россию вынуждают хлопнуть дверью. Такого "подарка" не будет!"
© РИА Новости. Григорий Сысоев

Россия сегодня живет под давлением санкций и информационным натиском Запада. Каков ресурс ее возможностей в этой ситуации? Какие сигналы идут от друзей и оппонентов? Что в силах парламентской дипломатии? Каковы возможности депутатов в сирийском урегулировании и решении "проблемы КНДР"? На эти и другие вопросы "Интерфаксу" ответил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Кстати, нашумевшую "тему домогательств" мы также затронули.

– Леонид Эдуардович, такое впечатление, что весь мир сегодня против России. По крайней мере, западный. Вашингтон заявил о поддержке позиции Лондона в связи с произошедшим в Солсбери. Такие же сигналы поступили из ряда европейских столиц. У вас есть свое объяснение этому?

– На мой взгляд это связано не с "сюжетом", а с его носителями, которые стараются приучить мировое сообщество, в том числе через авторитетные международные организации, к тому, что их позиция по любому "досье" едва ли не автоматом является истиной в последней инстанции. Речь, в первую очередь, о США. И подобного рода ситуаций за последние годы были десятки. При этом в информационном пространстве, а затем и в политическом, раздувается миф, что Россия - едва ли не главная угроза мировой цивилизации. Когда это непрерывно вдалбливается в сознание людей, достаточно далеких от наших реалий, безусловно, пропагандистская компания, причем многолетняя, приносит свои плоды.

Но отчасти мы и сами виноваты в том, что находимся в непростой, с информационной точки зрения, ситуации. В начале 90-х мы "за ненадобностью" отстегнули тот уникальный аппарат пропаганды и контрпропаганды – едва ли не лучший на планете на тот момент, который был в советское время. Нас в мире не слышно. Поэтому разного рода заокеанские "агитки" - заведомо антироссийские, шаблоны заполняют мировое информационное, а затем и политическая пространство. Отсюда и впечатление - весь мир против России. Что, конечно, не так.

Совершенно очевидно: нам необходимо расширять свое информационное влияние. И мы должны призывать правительство России обратить на эту проблему внимание и побудить его принять меры по наращиванию культурного, гуманитарного и информационного присутствия РФ в мире.

– Но не большее ли влияние на восприятие России оказывают иные вещи? Например, послание президента Федеральному Собранию - та его часть, где речь, по сути, шла о военном противостоянии? Реакция Запада была четкой, там сразу заявили, что и у них есть оружие, способное стереть с лица земли российские города.

– Мы ни на кого не собираемся нападать и – как это может показаться нашим оппонентам – не бряцаем оружием. Россия – миротворец. И наша помощь Сирии в освобождении ее территории от террористов, деятельность там созданного Минобороны РФ уникального центра по примирению враждующих сторон - тому подтверждение. С одной стороны - тысячи спасенных жизней, а с другой - США с их планами разбомбить правительственные здания в Дамаске, что значит погубить сотни, а может, и тысячи людей. Мы видим, что администрация Дональда Трампа продолжает линию Барака Обамы, ставя своей целью во что бы то ни стало уничтожить Башара Асада.

– Задача Москвы - не допустить этого? В связи с чем возникает вопрос: не спровоцирует ли это политическое противостояние прямое военное столкновение России и США на территории Сирии?

– Это то, чего нужно любой ценой избежать. И мы ни в коем случае не позволим себе развязать какое-то военное противостояние первыми. Более того - противостояние надо повернуть вспять. Это задача архиважная, ничего более важного не существует. Мы не можем вести мир к третьей мировой войне. Именно потому мы предлагаем партнерство во всем, в том числе в военной науке, в операциях, направленных на достижение мира в Сирии. Но, к сожалению, движения навстречу со стороны США практически нет. Мы же хотим, чтобы 2018 год стал переломным в преодолении основных противоречий между двумя крупнейшими ядерными державами. Чтобы Москва и Вашингтон снова нашли общий язык.

Кстати, политическое руководство многих стран Европы уже понимает необходимость быть с Россией, архаичность и вывернутость принятых Евросоюзом санкций в отношении нашей страны.

– Россию обвиняют в причастности к отравлению экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери, причем не только Лондон. Сирия с противоречиями по поводу режима Башара Асада остается точкой высокого напряжения и острых разногласий. Украина с Донбассом. Можно ли на этом фоне говорить об изменении тенденции?

– И тем не менее. Процессы - более глубинные. Не все на поверхности. Первого июля этого года начнется австрийское Председательство в Евросоюзе, и мы рассчитываем, что станет возможным рассмотрение вопроса о пересмотре санкций, принятых против России.

В этом вопросе мы будем тесно взаимодействовать с австрийскими коллегами. И думаю, что бы и как бы ни говорили скептики, у нас есть шансы на пересмотр этого абсолютно неоправданного решения.

А что касается "фона", то Россия всегда сверяет свои действия с национальными интересами и международным правом. Наши западные партнеры, обвиняя Москву в тех или иных "прегрешениях" сами порой преступают черту; и последние события в Солсбери с последовавшим в адрес России шквалом бездоказательных обвинений - свежий, но не единственный тому пример. Нет убедительных фактов, одни домыслы, но уже назначены виновные, объявлено о высылке из Лондона 23-х российских дипломатов и сворачивании сотрудничества по ряду направлений.

Мы обязаны принять адекватные меры реагирования на возмутительные действия Лондона в связи с ситуацией по Скрипалю, и, безусловно, пойдем на адекватные меры - рассмотрим вопросы высылки части аккредитованных в России британских дипломатов, ограничения сотрудничества с Лондоном. Но ответ должен быть без перебора. Следует сохранить возможность дальнейшего диалога, мы не должны "трогать" гуманитарные контакты". Уверен, инцидент в Солсбери не подорвет возможности партнерства с теми, кто в Великобритании здраво оценивает ситуацию - а такие силы есть в обеих палатах британского парламента, в политическом истэблишменте страны, в научной среде, в обществе в целом. У нас с ними тесные контакты, которые мы собираемся сохранять.

Понятно, что полного разрыва отношений Москвы и Лондона очень хотели бы "стратегические друзья" России, а на самом деле – ее оппоненты в Вашингтоне и ряде европейских столиц. Но мы не должны поддаваться на провокации, цель которых – чтобы мы всюду и повсеместно хлопнули дверью. Думаю, что мы не сделаем такого подарка нашим оппонентам.

– "Не хлопать дверью" - это принципиальная установка? Она действует и в других ситуациях? Недавно прокатилась информационная волна по поводу рассмотрения, якобы, Москвой вопроса о выходе из Совета Европы, в том числе в связи с неучастием с 2014 года российской делегации в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы из-за лишения права голоса.

– Не мы хотим уйти, хлопнув дверью. А нас - как страну - хотят выдавить с международных площадок. И за этим стоит США, влияние которых на европейские международные структуры весьма сильно. Мы же, в том числе через возможности парламентской дипломатии, стараемся донести до партнеров свою повестку и поддержать тем самым официальную дипломатию, которая в Российской Федерации традиционно является очень сильной.

Так, в ближайшее время в рамках парламентской дипломатии делегация Госдумы поедет в Сирию. Это будет знаковая поездка, мы намерены встретиться с президентом страны Башаром Асадом; я не исключаю, что в поездке примут участие наши коллеги из зарубежных парламентов. Возможно посетим зоны деэскалации, территории, откуда террористические группировки уже вытеснены. С нами будут члены сирийского парламента. Мы сейчас находимся с ними в постоянном контакте.

В Сирии сейчас ответственный период – этап активного конституционного процесса. Усилия международного сообщества приблизили этот этап политического развития страны. Считаю, Астанинский и Женевский форматы оказались весьма удачными. Теперь механика конституционного процесса с Женевской и Астанинской площадок должна перекочевать внутрь самого сирийского обществах. И в этой связи принципиально важным является создание на базе сирийского парламента специальной конституционной комиссии. Кстати несколько представителей парламента Сирии прибывают сегодня-завтра в Россию для наблюдения за выборами президента.

– Когда планируется эта поездка?

– Сроки уточним чуть позже.

– Ранее сообщалось о готовящейся также по линии "группы дружбы" Госдумы и парламента КНДР поездке в Пхеньян. Она состоится?

– Начну с того, что в Москве на площадке Государственной Думы может в ближайшей перспективе состояться встреча парламентских делегаций КНДР и Республики Корея. Контакты с обеими странами ведем непрерывно. В том числе и по этому поводу. И реакция с обеих сторон позитивная. Эта встреча стала бы "парламентским измерением" межкорейского диалога. Надеюсь, что это произойдет достаточно быстро - ясность по срокам появится в обозримом будущем.

Хочу обратить внимание на то, что у России конструктивные отношения и с Республикой Корея и с КНДР. Если парламентарии обеих стран соберутся на площадке Госдумы, чтобы обсудить реальные, практические вопросы, в том числе имеющиеся противоречия, думаю, это серьезно довооружит подвижки официальной дипломатии Сеула и Пхеньяна по налаживанию диалога. Что касается поездки российских парламентариев в КНДР, то она готовится. Не исключаю, что в короткое время мы сформируем делегацию достаточно высокого уровня, которая может встретиться с главой государства и именно ему - как лицу, принимающему решения - донести модель парламентского измерения диалога между Пхеньяном и Сеулом. Контакты по нашей линии представителей двух Корей будут и на предстоящем международном парламентском форуме, который пройдет 4-5 июня в Москве.

– Не могу не спросить, поскольку в последние дни тема широко обсуждается: Вы, не признавая справедливость обвинений некоторых журналисток в домогательствах и видя в этом провокацию, все же 8 марта извинились перед женщинами, кому вольно или невольно причинили "любые переживания". Считает, тема закрыта?

– Не закрыта. Но воздерживаюсь от любых комментариев по этой теме до решения комиссии по депутатской этике, которая разрешит ситуацию тем или иным образом.

– А представили в комиссию свое объяснение, как она того требует?

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще