Эксклюзив 14 ноября 2017 г. 14:41

Директор программы изучения России и Евразии Carnegie Endowment for International Peace Ю.Румер: "Приветствую готовность Казахстана выступить посредником в решении острых международных кризисов"

В столице Казахстана завершилось третье заседание Астанинского клуба – международной дискуссионной площадки по проблемам Евразии. В течение двух дней около семидесяти экспертов и политиков из нескольких десятков стран мира обсуждали проблемы политического и экономического развития Евразии. Новая роль США в различных странах и регионах Евразии с приходом президента Дональда Трампа, взаимодействие Вашингтона, Москвы и Пекина в условиях меняющейся вовлеченности американской администрации в дела АСЕАН, Центральной и Южной Азии были ключевыми темами состоявшейся дискуссии. О соперничестве и сотрудничестве США, России и Китая в Евразии, процессах интеграции на мегаконтиненте, роли в этом Казахстана и значении Астанинского клуба как новой глобальной дискуссионной площадки мы поговорили с директором программы изучения России и Евразии Carnegie Endowment for International Peace Юджином Румером.

- Ситуацию в Центральной Азии часто обсуждают с точки зрения теории "новой большой игры". Насколько применимой она остается для региона или сегодня можно говорить, что прагматизм и экономическое сотрудничество преобладают над теориями игр?

- Экономический прагматизм в Центральной Азии возьмет верх в том случае, если в регионе будут создаваться условия для инвестиций, развития бизнеса. Сейчас страны региона взяли курс в этом направлении. Яркий пример - создаваемый в Казахстане Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА). Этот центр призван стать инвестиционным хабом не только для Казахстана, соседних стран Центральной Азии, но и Закавказья, ЕАЭС, Ближнего Востока, Монголии и Европы. Хочется верить, что создание возможностей для прихода в Казахстан крупнейших финансовых и инвестиционных компаний, развитие и финансирование новых масштабных инвестиционных проектов, а также вовлечение молодежи в развитие финансового сектора Казахстана, создадут позитивный мультипликативный эффект не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. Такого рода прорывные проекты должны стать основой для стабильного экономического развития региона в будущем. Неслучайно, что этому проекту уделяет большое внимание президент Казахстана.

- Участники заседаний Астанинского клуба подчеркивали, что для решения мировых проблем странам следует поддерживать диалог. В последние годы Казахстан выступает инициатором такого диалога по наиболее острым международным кризисам. Как вы оцениваете эти усилия страны?

- На фоне усиливающегося в мире кризиса доверия между странами, который ведет к снижению эффективности методов традиционной переговорной дипломатии, отрадна готовность Казахстана взять на себя ответственность и выступить посредником в решении наиболее острых международных кризисов. Примеров тому немало. Астана предложила участникам переговоров по ядерной программе Ирана свои посреднические усилия в момент, когда сделка, казалось, близка, но для ее заключения необходимо было согласовать множество нюансов. Другой пример – посредничество Казахстана в межсирийском урегулировании и готовность предоставить площадку для переговоров в момент, когда ситуация в Сирии была раскалена до предела. Значимы инициативы казахстанских властей в области ядерного нераспространения. Важную роль медиатора президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сыграл в урегулировании российско-турецких противоречий осенью 2015 года.

Я не посвящен в детали переговоров по всем этим острым глобальным проблемам, но сам факт вовлеченности Казахстана в их урегулирование сыграл положительную роль. При этом и для самой Астаны, как, впрочем, и соседних стран и регионов, ядерная сделка с Ираном, стабилизация ситуации в Сирии важны с точки зрения собственной безопасности.

Хотел бы также отметить, что важной платформой для экспертного сообщества стали заседания Астанинского клуба. Здесь ведущие эксперты из различных стран мира встречаются за круглым столом, чтобы выслушать альтернативные точки зрения. Участвуя в заседаниях экспертного клуба, я не всегда согласен с тем, что говорят мои коллеги из других стран, но с интересом слушаю разные мнения. Услышать и попытаться понять своего оппонента – это уже большой вклад в решении проблемы.

Очевидно, что Казахстану удалось занять уникальное место в экспертном сообществе, что подчеркивает востребованность Астанинского клуба как площадки и определяет уровень интереса международных экспертов к заседаниям клуба.

- В последние два года президентства Обамы появился новый формат сотрудничества Центральная Азия + США (С5+1). Он позволил возобновить диалог стран не только с Вашингтоном, но и друг с другом. Администрация Трампа пока его игнорирует. Означает ли это, что формат С5+1 больше не востребован?

- Диалог между странами Центральной Азии, несомненно, нужен. Но и в форме С5+1 Вашингтон не выступал как доминирующая сторона. После смены руководства в Узбекистане наметилась готовность стран региона обсуждать самые сложные и спорные проблемы по делимитации границ, водопользованию и энергетической безопасности. Кроме того, появляются новые сферы, где странам региона выгоднее взаимодействовать и развивать связи, будь то экономика, транспортные коммуникации или вопросы безопасности внешних границ. Хочется надеяться, что тенденция на сотрудничество всех пяти стран Центральной Азии друг с другом будет долгосрочной.

Думаю, что другим странам следует активнее взаимодействовать с центральноазиатскими странами на двусторонней и многосторонней основе. Общих сфер для развития и укрепления такого сотрудничества достаточно. При этом если страны региона сочтут нужным создать некое общее интеграционное объединение, внешним силам не следует вмешиваться, как то влиять на этот процесс. Нужна центральноазиатская интеграция? Хорошо. Почему бы и нет?

- На фоне снижающейся заинтересованности Дональда Трампа в Центральной Азии, в соседнем Афганистане он, наоборот, увеличивает американский военный контингент. Чем обоснован такой подход?

- Что касается американского подхода к урегулированию ситуации в Афганистане, то о нем сложно судить после того, как президентом США стал Дональд Трамп. Глава государства неоднократно заявлял о своей новой стратегии в Афганистане, однако ее пока никто не видел. Недавно он заявил, что увеличит сохраняющийся в этой стране контингент американских военных. Однако речь идет о незначительном увеличении, которое несопоставимо с количеством американских военных в период активных действий Международных сил содействия безопасности. Отсюда неясна цель нынешнего увеличения и новые задачи военных США в Афганистане.

- Китай – один из основных экономических партнеров стран Центральной Азии. Однако это непростой партнер, особенно в свете сохраняющихся противоречий вокруг Южно-Китайского моря. Как сотрудничество с Пекином может повлиять на развитие и позиции в мире Центральной Азии?

- Руководство КНР готово вкладывать и уже вкладывает огромные финансовые ресурсы в регион. При этом за этими инвестициями в регион, в отличие от инвестиций других стран, стоит большая идея, предполагающая комплексное взаимодействие по целому спектру экономических, культурных и других вопросов. На мой взгляд, эта идеи такого же или сравнимого масштаба отсутствуют в отношениях США и России со странами Центральной Азии.

Не думаю, что сохраняющиеся противоречия вокруг Южно-Китайского моря создадут негативный фон для сотрудничества стран Центральной Азии с Китаем. Скорее позиции Китая сегодня даже укрепляются еще сильнее не только в этом регионе, но в АСЕАН, Южной Азии. Это происходит в силу того, что США выходят из многих международных торговых соглашений и ставят все на коммерческую двустороннюю основу, тем самым подрывая свои позиции. У России также отсутствует стратегическое видение региона, что снижает потенциал страны в отношениях с ним.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще