О перспективах развития международного детского центра "Артек", современном состоянии систем дополнительного образования детей, профессионального самоопределения молодежи, инновационных образовательных проектах и программах, а также об изменениях в российской системе подготовки и переподготовки педагогических кадров рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов.
- Вениамин Шаевич, сейчас много стали говорить о дополнительном образовании детей. С чем это связано, что-то изменилось?
- Дополнительное образование детей – особая сфера. В последние годы в школах активно развиваются дополнительные образовательные услуги: есть школьный театр, различные студии, кружки. И все же остается еще огромное поле интересов, которое школа в силу разных причин не всегда может удовлетворить. Поэтому дополнительное образование детей развивается и за стенами школьных зданий, и это необходимо поощрять.
Именно дополнительное образование в силу своей мобильности, гибкости, универсальности и своего предназначения позволяет нам – взрослым – пробуждать творческие способности детей, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Сегодня наряду с устоявшимися направлениями активно появляются новые перспективные программы и проекты дополнительного образования, связанные с современными информационными технологиями. Сюда можно отнести электронное и дистанционное обучение, обучение с использованием социальных сетей, использование игровых технологий, в том числе сетевых, проектная деятельность, социальные практики и др.
В качестве примера можно привести детский город мастеров "Мастерславль" - крупнейший в России интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 15 лет. Это воссозданная мини-модель российского города со своей инфраструктурой. На площадке 6 тыс. кв. м. расположились 70 мастерских, где обучают в игровой форме 150 профессиям.
Не менее интересны такие проекты, как ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач), программа "Лифт в будущее", проекты "Дети учат детей", "Булки не растут на деревьях", которые призваны помочь подросткам в их профессиональном самоопределении.
- А что сегодня делается для успешной профориентации и профессионального самоопределения молодежи?
- Со временем меняются не только профессии и направления профориентации, но и ее смыслы. Мне кажется, сегодня правильнее говорить о помощи подростку и молодому человеку в личностном самоопределении: необходимо понять, кто он больше от природы – гуманитарий, технарь, исследователь или его влечет практика, и дать ему возможность попробовать себя в разных ролях. А к профессии он обратится уже ближе к поступлению в профессиональное учебное заведение.
Это обусловлено тем, что профессии и их востребованность меняются и обновляются с каждым годом все быстрее. Тем не менее, с помощью работодателей мы возрождаем практику наставничества, сотрудничества колледжей с предприятиями, где молодые люди могут получить практические знания непосредственно от профессионалов.
В прошлом году был проведен первый в России чемпионат WorldSkills Russia, где на одной площадке соревновались в профессиональном мастерстве юниоры и рабочие высшей квалификации. Результат проведения чемпионата именно в таком формате превзошел все ожидания. Программа JuniorSkills - ЮниорПрофи дала старт новым подходам к профориентации и основам профессиональной подготовки школьников.
В апреле этого года в Самарской области прошел полуфинал национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в Приволжском федеральном округе. Благодаря повышенному интересу работодателей к молодым профессионалам в регионе увеличилось число ребят, которые выбирают среднее профессиональное образование. А в мае в Казани был финал соревнований, который стал международным. Это свидетельствует о том, что интерес к рабочим профессиям у молодежи растет, а работодатели готовы принимать на работу хорошо подготовленную молодежь. Они крайне заинтересованы в профессиональных кадрах.
Сегодня задача профориентации включена в сферу дополнительного образования. Для ее решения мы и выстраиваем коммуникации с работодателями. Недавно создан межведомственный совет по вопросам социального партнерства в сфере образования, защиты детства и молодежной политики. В него вошли все ведущие предпринимательские ассоциации и представители пяти партнерских министерств. Возглавили совет министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов и президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Задача совета – создать четкую и продуктивную систему взаимодействия в сфере профориентации, в подготовке современных кадров для нашей экономики.
- Как реализуется программа развития международного детского центра "Артек", и какие изменения ожидаются в системе детского отдыха?
- В июне мы праздновали 90-летний юбилей "Артека". "Перезагрузка" "Артека" как международного детского центра практически уже состоялась. В лагере проведен самый масштабный ремонт за последние 50 лет: произведены работы по реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, объектов учебно-вспомогательной инфраструктуры, в том числе спортивной, обслуживающей, инженерной и транспортной.
Кроме того, к 2020 году в "Артеке" будут построены и реконструированы объекты перспективного развития международного детского центра. "Артек" сохранил прекрасный парк, а все остальное нуждается в серьезной перестройке.
Нам необходимо сохранить замечательные традиции, которые были в "Артеке", и добавить к ним самое современное и качественное содержание. В итоге это должна быть обновленная, удовлетворяющая всем современным требованиям международная образовательная площадка для детей и молодежи из разных стран, приезжающих сюда за новым опытом, знаниями, возможностью интересного и полезного отдыха, общения и оздоровления.
Что касается планов, то уже в этом году более 18 тыс. детей посетят "Артек". Через пару лет эта цифра удвоится за счет строительства новых зданий. До 2020 года количество детей, ежегодно отдыхающих в "Артеке", увеличится более чем в семь раз. Это предусмотрено программой развития центра на 2015-2020 годы, утвержденной распоряжением правительства РФ.
Уверен, что "Артеку" будет возвращен титул самого лучшего на Земле места для отдыха детей. Справедливости ради отмечу, что всероссийские детские центры "Орленок", "Смена", "Океан" не менее значимы для дела развития и оздоровления детей.
- Вениамин Шаевич, образовательным учреждениям, особенно в регионах, необходимы инновационные проекты и программы, новые интересные идеи для развития творчества детей, школьников и молодежи. Где с ними можно ознакомиться, получить консультации?
- В разных регионах нашей страны были и есть свои интересные идеи, программы в сфере образования и творчества. В связи с этим появилась задача - объединить креативную, думающую молодежь, сформировать единое информационное поле для школьников и молодежи, вовлеченной в инновационное и техническое творчество, способствовать его популяризации и развитию, особенно среди детей в возрасте 14-18 лет. А их лучшие достижения в этой сфере предлагать к распространению и внедрению в целом по стране.
Эту возможность мы реализовали, создав Московский международный салон образования, который уже дважды открывал свои двери для всех желающих россиян, а также участников и гостей из-за рубежа. Московский международный салон образования стал не только экспертной дискуссионной площадкой, но и местом, где демонстрируются все передовые технологии и средства по организации и поддержке образовательного процесса.
Также в рамках работы салона состоялось представление новой концепции проведения всероссийского конкурса научно-технического творчества молодежи "НТТМ". Здесь была представлена выставка современных форматов творчества молодежи и серия интерактивных мероприятий с участием школьников и студентов.
Одна из активностей стенда "НТТМ" – увлекательная лабораторная работа по электронике "Лазертаг" собрала большое количество детей и взрослых. Запомнился проект калининградских школьников "Автоматизированная система "Умный класс". Вызвали интерес показательные соревнования "Go Moscow". Его участники за четыре дня спроектировали и построили легкий городской самокат на базе набора узлов, предоставленных организаторами соревнований. Во время соревнований студенты прошли полный цикл производства изделия: от создания концепции до изготовленного опытного образца, а затем этапа динамических испытаний на специально смоделированной трассе.
Во время работы салона можно было ознакомиться с реализованными проектами воочию, а не на бумаге, потрогать своими руками, задать вопросы, получить консультации профессионалов и найти то, что будет интересно преподавателям и детям. Поскольку салон образования будет работать ежегодно, то и возможности ознакомиться со всеми новинками в образовательном процессе и достижениями в творческой сфере, безусловно, есть у всех желающих.
- Как Вы оцениваете уровень подготовки кадров в сфере образования, что, по Вашему мнению, необходимо сделать в области подготовки и переподготовки педагогических кадров?
- Внедрение новых программ в образовательный процесс сопровождается масштабной переподготовкой и повышением квалификации учителей. За последние годы многое сделано для того, чтобы мотивировать педагога на качественный труд. В частности, заметно вырос уровень средней заработной платы, профессия учителя снова становится престижной. Как результат - улучшилось качество абитуриентов, поступающих в педвузы. Оказывает свое влияние и утвержденный профессиональный стандарт педагога, в котором четко и понятно прописаны требования к учителям.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в последнее время появляются различные дополнительные программы, которые предлагают ведущие университеты страны. В частности, РАНХиГС предлагает новую программу для обучения педагогов и руководителей образовательных учреждений "Управление образованием в регионе". Эта программа имеет свою специфику, поскольку более четко ориентирована на запросы субъектов Российской Федерации.
Нам важно помочь руководителям различных уровней развивать мировые и российские тенденции в сфере образования, уметь оценивать место и состояние собственной системы, понимать, как выявлять и поддерживать лучшие практики в своих регионах, а также уметь разрабатывать программы и проекты в этой сфере.
Считаю, что эти программы будут интересны и полезны руководителям системы образования в регионах. В целом это принесет пользу и детям, поскольку грамотный педагог и руководитель – это объект интереса детей, уважения и готовности учиться у него. К уже сказанному могу добавить, что учитель должен учиться в течение всей жизни, чтобы всегда идти в ногу со временем и быть проводником для тех, кого он учит.