Воронеж. 7 апреля. ИНТЕРФАКС-ЦЕНТР - Специалисты Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) совместно со студенческим конструкторским бюро и научно-производственным предприятием "Интерполярис" (Воронеж) разработали проект межорбитального буксира, сообщил помощник первого проректора, заместитель завкафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакса" в Воронеже в среду.
По его словам, в настоящее время сделан опытный образец, в ближайшее время будут проведены огневые испытания, после которых планируется перейти к разработке и изготовлению серийного аппарата.
"Мы его назвали "БОРИС" - блок орбитального размещения искусственных спутников. На его платформе может располагаться какая-либо полезная нагрузка, например, космические спутники. Попадая на определенную высоту, данный разгонный блок выводит космические аппараты на нужную орбиту", - рассказал Шматов.
"По техзаданию были обозначены три целевые орбиты - 800 км, 1,5 тыс. км и окололунная орбита. В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка - это тот двигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую", - отметил он.
"В составе установки лежит жидкостно-ракетный двигатель. Данный разгонный блок спроектирован нами для применения в составе ракетоносителя сверхлегкого класса", - пояснил Шматов.
Он добавил, что одной из особенностей разгонного блока является разработанный жидкостно-ракетный двигатель, технология изготовления которого состоит из аддитивного метода производства, то есть это полностью напечатанный двигатель.
"У ВГТУ и компании "Интерполярис" есть совместный патент на данный двигатель. В составе охлаждения двигателя мы используем развитую поверхность теплообмена", - сказал Шматов.
"Также он имеет платформенную структуру, которая состоит из базовой части и переменной, которая может меняться в зависимости от расстояния, на которое он летит. Применяя разгонный блок в связке с ракетоносителем сверхлегкого класса, мы выполняем самую главную функцию - это оперативность запуска полезной нагрузки и доставка ее на целевую орбиту", - отметил представитель вуза.
По его словам, в настоящее время если какому-то заказчику необходимо разместить спутник в космосе, сначала необходимо обратиться в Роскосомос и дождаться очереди на загрузку ракетоносителя. В случае применения ракетоносителя сверхлегкого класса с новым разгонным блоком, можно повысить оперативность с полугода до нескольких недель, добавил Шматов.
Говоря о сроках, он отметил, что с разгонным блоком на предсерийное производство планируется выйти через 2-3 года, а с ракетоносителем сверхлегкого класса все сложнее, так как это проект со значительным привлечением инвестиционных средств.
В свою очередь, ассистент кафедры ракетных двигателей ВГТУ, руководитель студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники Татьяна Башарина отметила на пресс-конференции, что разработанный блок обладает несколькими особенностями.
"Помимо выведения полезной нагрузки на целевые орбиты непосредственно с опорной орбиты, размерность разгонного блока позволяет осуществлять индивидуальное довыведение полезной нагрузки на орбиту назначения. Также особенность в компонентах используемого топлива. У нас используется этиловый спирт и кислород. В уже существующих отечественных межорбитальных буксирах используется токсичные компоненты топлива. Наше техническое решение является инновационным и экономичным", - сказала она.
Башарина подчеркнула, что в России подобных разгонных блоков нет.
"Есть аналоги, например, разгонный блок "Тор". Двигательную установку для него производит КБ "Арсенал", но у них в качестве маршевого двигателя используется твердотопливный ракетный двигатель. Это существенное отличие, с точки зрения орбитального маневрирования их мощности достаточно скудные", - рассказала эксперт.
"В нашем случае использование жидкостного ракетного двигателя, а в перспективе даже электро-реактивного двигателя, позволит осуществлять самые разнообразные орбитальные маневрирования", - добавила она.
Башарина также отметила, что диаметр разгонного блока составляет 1 метр, вес образца с заправленными топливными баками - около 65 кг. Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 150 кг полезной нагрузки с орбиты 500 км высотой до 800 км.