Точка зрения 28 декабря 2016 г. 20:26

Под "крылом" "Ростеха"

Под "крылом" "Ростеха"
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – На основе "Уралвагонзавода" "Ростех" создаст единый бронетанковый холдинг. Эксперты положительно оценивают это решение, но отмечают ряд возможных сложностей.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче 100% акций корпорации "Уралвагонзавод" (УВЗ), принадлежавших Росимуществу, в собственность госкорпорации "Ростех". Данное решение связано с намерением российских властей создать единый бронетанковый холдинг. По мнению специалистов, такие изменения пойдут на пользу УВЗ, однако не понятно, будут ли отделены гражданское и военное производство и как это сделают.

Слухи о передаче УВЗ "Ростеху" появились в октябре. Тогда газета "Ведомости" сообщала, что вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонку, написал президенту письмо, в котором выразил недовольство работой "Уралвагонзавода". Согласно публикации, необходимость кадровых перемен Рогозин объяснял сложным финансово-экономическим положением предприятия и угрозой выполнения гособоронзаказа. По данным газеты, вице-премьер предложил передать компанию госкорпорации "Ростех". Ни "Ростех", ни УВЗ, ни секретариат Рогозина эту информацию не комментировали.

Позже, 26 декабря, "Уралвагонзавод" отчитался о досрочном выполнении гособоронзаказа.

"Уходящий год был тяжелым, но успешным. Мы перевыполнили все взятые нами обязательства. Досрочно сдали гособоронзаказ, исполнили все заказы по линии "Рособоронэкспорта"", - подчеркивал гендиректор УВЗ Олег Сиенко.

За несколько дней до этого корпорация поделилась планами по выпуску вагонов на 2017 год: в следующем году УВЗ поставит российским и зарубежным заказчикам 14,5 тыс. грузовых вагонов - это примерно на 45% больше по сравнению с текущим годом. А в этом году выпуск вагонов, по сравнению с 2015 годом, увеличен еще существеннее - почти в три раза.

Несмотря на это, глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов 27 декабря, за несколько часов до опубликования указа президента, рассказывал, что УВЗ находится в очень тяжелом финансовом положении.

"Нужно провести финансовое оздоровление, там достаточно большие долги. Прежде всего, они образовались из-за того, что образовалась компания "УВЗ-Логистик", которая сама себе покупала вагоны, поскольку РЖД их не покупало в течение двух-трех лет подряд. Это было сделано для того, чтобы не останавливать производство", - говорил глава "Ростеха"

Он подчеркивал, что основную часть долга УВЗ можно закрыть продажей "УВЗ-Логистик".

"Надо прийти и посмотреть, что там есть. Когда передадут, мы проведем аудит. Пока это взгляд со стороны. (…) Пока говорить о том, что мы будем делать дальше с "УВЗ", рано. Как только решение примут, тогда и будем обсуждать", - констатировал Чемезов.

Он добавлял, что объединить проблемные "Курганмашзавод" (предприятие концерна "Тракторные заводы", которое переходит в "Ростех") и УВЗ в один холдинг возможно благодаря их схожей компетенции - бронетехнике.

Ближе к вечеру 27 декабря был опубликован указ президента РФ Владимира Путина о передаче акций УВЗ "Ростеху". На переходный период отведено полтора года.

По мнению экспертов, это решение было спровоцировано финансовыми проблемами "Уралвагонзавода". Главный аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов полагает, что передача УВЗ "Ростеху" является стратегическим ходом, позволяющим предприятию спасти план гособоронзаказа.

"Шаткое финансовое положение УВЗ, когда уже индивидуальные предприниматели подают иски о признание банкротом, не вселяют оптимизма", - уточнил Interfax-Russia.ru Алексей Антонов.

Главный редактор журнала "Арсенал отечества" Виктор Мураховский отметил в разговоре с Interfax-Russia.ru, что к долгам, накопленным "Уралвагонзаводом", привели колебания на рынке гражданской продукции, а рентабельность военных заказов, с которыми у предприятия проблем не было, законодательно ограничена, поэтому с ее помощью не удалось покрыть издержки.

"Финансово теперь предприятию станет проще, поскольку "Ростех" не рыночная корпорация, а особая государственная структура, вопросов о банкротстве в принципе не стоит. Даже номинальная угроза банкротства предприятия снимается с повестки дня", - подчеркнул Виктор Мураховский.

Однако основным озвученным мотивом передачи УВЗ в "Ростех" стали планы по созданию единого "бронетанкового холдинга". "Ростех" поможет УВЗ в кризисный период для гражданского производства, а кооперация военных заводов создаст единый "бронетанковый холдинг", - написал вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем микроблоге в Twitter.

На самом УВЗ положительно отнеслись к происходящим процессам. Представитель предприятия сообщил "Интерфаксу", что в компании приветствуют объединений бронетанковых активов, и в "недавно принятой советом директоров стратегии развития корпорации "Уралвагонзавод" до 2025 года как раз и шла речь о построении мощного диверсифицированного холдинга".

Эксперты также относятся к созданию холдинга положительно, однако с определенными оговорками.

"Это позволит обеспечить и загрузку мощностей, и оптимизацию расходов, и концентрацию ресурсов для решения наиболее важных задач. Холдинг объединит весь цикл разработки и производства бронетанковой техники, сервисное обслуживание и ремонт", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.

Главный редактор журнала "Арсенал отечества" Виктор Мураховский в свою очередь заявил, что создание такого холдинга станет существенным шагом в продвижении УВЗ в сторону лидерства в мировом танкостроении.

"Но в период реорганизации, на него отведено 18 месяцев, будут определенные сложности в управлении финансовыми потоками, кадрами и так далее. Плюс к этому на УВЗ лежит обязанность выполнения гособоронзаказа. "Ростеху" придется вникать в особенности всех процессов: кадровых, финансовых, административных и даже технологических", - отметил Виктор Мураховский.

По его словам, озвучивалась идея отделить друг от друга гражданское и военное производство, но сделать это вряд ли удастся.

"Если мы посмотрим на сам "Уралвагонзавод", где на одной площадке делают и танки, и вагоны, то увидим, что в административном плане эти потоки разделить можно, а в технологическом – нет, просто потому, что многие технологические переделы, особенно на начальном этапе, одинаково используются в танкостроении и в вагоностроении. Взять их и обособить, тем более разнести на разные площадки, физически, на мой взгляд, просто невозможно", - заявил главный редактор журнала "Арсенал отечества".

Главный аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов также говорит, что "Ростех", вероятнее всего, будет перестраивать предприятие под оборонные заказы с целью закрыть дыру в деятельности продукции гражданского назначения.

"Возможно, полностью откажется от этой деятельности (производства вагонов – ИФ) в обозримом будущем с учетом падания грузоперевозок и товарооборота", - предположил Алексей Антонов.

Он добавил, что позиция генерального директора УВЗ Олега Сиенко ясна: отделить оборонку от гражданки невозможно. Но дальнейшее будущее Сиенко в УВЗ тоже не очевидно. Руководитель "Ростеха" Сергей Чемезов не стал отвечать журналистам, будет ли отправлен в отставку глава УВЗ в случае передачи предприятия "Ростеху".

Обозреватель Александра Качалова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще