Точка зрения 15 декабря 2016 г. 19:18

Скользкий путь

Скользкий путь
© РИА Новости. Владимир Смирнов

Interfax-Russia.ru – Официальные ледовые переправы открылись на Урале. Несмотря на их наличие, люди прокладывают свои дороги через реки и иногда такие поездки заканчиваются трагически.

Ледовые переправы через многочисленные реки официально каждый год открываются в регионах Уральского федерального округа, но жители зачастую игнорируют безопасный путь через лед, предпочитая быстрее проехать по самостоятельно проложенной трассе. Однако, по словам спасателей, подобный самостоятельный путь может стать последним, ведь иногда лед не выдерживает тяжести машины и, если она ушла в воду, шансов выжить почти не остается.

Официальные переправы полностью безопасны. Как рассказал Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу Вадим Симоненко, ежегодно в регионе открывается порядка 80 переправ, из них примерно половина межмуниципальные, половина – технологические, то есть эксплуатирующиеся частными компаниями.

"Если организация в прошлом году сдавала переправу, а в этом году она не нужна, то ее открывать не станут. Пока открыто 12 переправ, из них восемь межмуниципальные, четыре технологические", - отметил Вадим Симоненко.

Он сообщил, что перед открытием переправы специалисты измеряют толщину льда, проверяют состояние подъездов, наличие средств спасения. Также среди требований к переправам значится наличие дорожных знаков и организация двухполосного движения. На больших переправах протяженностью более 50-60 метров обязательно наличие круглосуточного дежурства персонала.

"Часто на переправе приходится дополнительно намораживать лед, но это зависит от погоды", - уточнил руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ХМАО.

В Тюменской области открыто четыре переправы, планируется открыть еще пять. Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Тюменской области Сергей Юсько сообщил Interfax-Russia.ru, что чаще всего люди гибнут на несанкционированных переправах.

"Стоит, например, деревня на берегу, человеку нужно на другую сторону и не хочется ехать до моста или ближайшей переправы - едут по льду. Самое опасное, когда лед тонкий, то есть осенью и весной. Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) старается выявлять такие переправы и закрывать их – просто распиливают лед. Но переправа выявляется, когда дорога накатана, а единичные случаи переезда по льду невозможно предотвратить", - подчеркнул Сергей Юсько.

Он также отметил сложности патрулирования территории зимой.

"Летом проще, делается это на моторных лодках. Зимой сложнее, инспекторы стараются объезжать места у рек на автомобилях, но всю территорию не объедешь", - констатировал руководитель пресс-службы тюменского ГУ МЧС.

Он заявил, что постоянно проводятся профилактические беседы, сходы граждан в деревнях, где им рассказывают об опасности выхода на лед, размещается информация в местных газетах.

"Работа ежедневная. Но, зная наш народ, легко представить, как все происходит", - добавил Сергей Юсько.

О постоянной профилактике рассказал и руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ХМАО Вадим Симоненко.

"Профилактика ведется, но не всегда действует. ГИМС проводит рейды на побережьях, где много рыбаков. Я сам участвовал в таких рейдах. Приезжаем на лодочную станцию, рядом гаражные боксы. Люди стоят со снегоходами, навигация закрыта, только-только начал вставать лед, сверху на нем вода, значит, он опасен. Мы подходим, вручаем водителям снегоходов памятки, инструктируем их. Они заверяют, что не выедут на лед. Но только мы отошли на сто метров, смотрим, поехал! И с ним ничего не сделаешь", – рассказал Симоненко.

По его словам, в результате уже в этом году снегоход ушел под лед и погибли люди. А несколько лет назад грузовик МАЗ провалился на уже закрытой для проезда ледовой переправе.

"Водитель выжил, но этот МАЗ потом вытаскивали недели три, не знаю уж, какое его техническое состояние оказалось после всего этого", - напомнил руководитель пресс-службы регионального ГУ МЧС.

Он отметил, что обычно шансы выжить, если река более-менее глубокая и машина полностью ушла под лед, невелики.

"Их почти нет. Кто-то покрепче продержится минуту, а у кого-то может остановиться сердце", - подчеркнул Вадим Симоненко.

По его словам, неприятные или даже трагические случаи происходят, если вовремя не завершить навигацию. Например, в этом году катер вмерз в лед посреди реки вдалеке от цивилизации.

"Люди ждали помощь полтора суток. Добраться до катера попытался вездеход на воздушной подушке, но не получилось. На место был снаряжен вездеход, к нему на прицепе – болотоход и два снегохода. Сначала ехали, сколько могли, на "Урале", потом спустили болотоход, а затем на снегоходах", - вспомнил представитель МЧС.

Он также рассказал, что в начале сезона льдом прорезало резиновую лодку, но все спаслись. За неделю до этого случилась похожая ситуация, но тогда людям удалось выбраться на остров и пришлось долго ждать помощи.

"Дороги туда нет, спасатели приплыли на лодке, на дворе ночь, людей искали часа четыре, потому что темно и ничего не видно. Нашли, но пока одного передавали скорой, он умер, вероятнее всего, от переохлаждения. Второй оказался здоров", - добавил Вадим Симоненко.

Он также отметил, что люди, провалившись под лед, не всегда извещают об этом МЧС.

"Часто проваливаются рыбаки, тут же вылезли, отогрелись в машине. Спасения не потребовалось, поэтому о таких случаях нам неизвестно", - заключил руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ХМАО.

Универсальный совет, что делать, если оказался в машине, уходящей в ледяную воду, только один: не допускать таких ситуаций и не рисковать понапрасну, несанкционированно переезжая реку. А вот определенные "рецепты спасения" для пешеходов существуют. Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу, нельзя выходить на лед в темноте, в туман, сильный снегопад.

Необходимо проверить прочность льда, пытаясь пробить его палкой на расстоянии полметра перед собой.

"Если с одного удара лед пробивается, необходимо поворачивать обратно и отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда", - советуют спасатели.

Они рекомендуют точно так же поступать при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин. Безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне.

Кроме того, на замерзший водоем стоит взять с собой прочный шнур с большой глухой петлей и грузом на конце. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду другу, а петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

Если же лед не выдержал, спасатели советуют не барахтаться, а постараться лечь грудью на кромку льда, передвигаться лежа. Добравшись до берега, немедленно раздеться, выжать одежду и снова надеть.

"Если сильный мороз, то снимать и выжимать одежду нельзя, можно замерзнуть", - предупреждают спасатели и советуют избегать таких ситуаций, в которых бы данные советы пригодились.

Обозреватель Иван Козликов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще