Точка зрения 22 июня 2015 г. 17:50

Угнали или забрали

Interfax-Russia.ru – Запутанная история с возможным угоном на Урале старого Як-52, в которой замешаны известный пилот-спасатель и физик-ядерщик, стала поводом для возбуждения уголовного дела.

Необычный авиаинцидент произошел в Тюменской области. Два московских пилота рано утром тайно вылетели с аэродрома ДОСААФ на частных самолетах Gardan и "Як-52". Через 200 км пилот "Яка" совершил аварийную посадку, бросил самолет, пересел к товарищу в Gardan, оба улетели. Следственные органы по факту угона "Як-52" возбудили уголовное дело, а сами участники данной истории через своих знакомых заявляют, что они самолет не угоняли, а купили.

О несанкционированном вылете со взлетно-посадочной полосы в Ишиме в 3:15 утра 21 июня двух самолетов сообщила пресс-служба СУ на транспорте СКР УрФО. По данным ведомства, аварийно сев на аэродроме в городе Ялуторовск, самолет столкнулся с инженерно-техническими сооружениями. ДОСААФ России сообщает о том, что причиной аварийной посадки стала остановка двигателя в полете, в результате посадки самолет получил незначительные повреждения. По данным источника "Интерфакса" в экстренных службах региона, при посадке у Як-52 не вышло шасси, и он совершил жесткую посадку "на брюхо".

Пилот не пострадал, он пересел в Gardan GY-80-160, который скрылся в неизвестном направлении. "Говорить об угоне самолетов нельзя", - заявляли агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе следственного управления на транспорте, подчеркнув, что "ведется проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение".

Через несколько часов следователи квалифицировали действия пилотов как угон. Так, тюменский следственный отдел на транспорте СУ СКР возбудил уголовное дело по ст.211 УК РФ "Угон воздушного судна". "Неустановленное следствием лицо, находясь на территории охраняемого аэродрома (…) неправомерно завладело воздушным судном Як-52, принадлежащим Ишимскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ России", - заявило ведомство.

Личность "неустановленного следствием лица" вскоре также стала известна. По некоторым данным, за штурвалом "Яка" находился научный сотрудник научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ Илья Кудряшов, который в свободное от научной деятельности время летает на самолете. Его коллегой оказался известный пилот, одно время участвовавший в спасательных работах, инструктор Рамас Шермардини.

О том, куда они улетели после вынужденной остановки в Ялуторовске, официальной информации нет. Прокуратура заявляла, что предполагаемых угонщиков задержали во Владимирской области, но затем эти данные не подтвердились.

Курсант Рамаса Шермардини Николай Воропаев написал в соцсетях, что Илья Кудряшов вышел на связь, он не задержан, добровольно дает показания. "Сели во Владимирской области, сейчас оба в Москве", - пишет Николай Воропаев.

Как он рассказал Interfax-Russia.ru, самолет никто не угонял, напротив, пилоты оказались потерпевшими в данной ситуации. "Они договорились о покупке самолета, который раньше принадлежал ДОСААФ России, но в 1990-е годы был приватизирован, (находился - ИФ) у частного лица. Месяца два-три вели переговоры. Сложилась такая ситуация, что частное лицо самолет продало, но ДОСААФ считает, что самолет принадлежит им, так как записан на них, и сообщило об его угоне", - заявил Николай Воропаев.

По его словам, деньги за "Як-52" уже были заплачены, но его владельцы пытались задержать и "Як", и Gardan. "Они (пилоты – ИФ) поняли, что если сейчас не улетят, то по формальным причинам, из-за отсутствия каких-то бумаг у них отберут оба самолета", - добавил Николай Воропаев.

На страничке "угонщика" Ильи Кудряшова его знакомые выражают поддержку. "Все правильно сделали, иначе долго забирали бы купленный вами Як-52, теперь это известно общественности, и правоохранительные органы быстрее разберутся с продавцами-мошенниками", - пишет один из сочувствующих. "Очень похоже на подставу. Человек, занимающийся наукой, работающий в серьезных организациях и мечтающий о полете в космос не мог пойти на столь глупый поступок", - полагает еще один знакомый.

На профильном форуме поступок пилотов тоже вызывает скорее одобрение, чем осуждение. "Один продает, а второй не хочет продавать. Что делает любой досаафовец - начинает вставлять палки в колеса", - делится своим видением ситуации один из посетителей авиафорума.

Но есть и те, кто сомневается в правоте этих пилотов. "Каковы бы не были мотивы, но они нарушили закон, а значит нужно отвечать. На их действия в УК РФ есть вполне конкретная статья и вину определит суд, а не участники данного форума", - отмечает один из старожилов форума.

Информацию об отсутствии необходимых документов Interfax-Russia.ru подтвердили в Тюменской транспортной прокуратуре. "Пилоты прилетели в Ишим еще 17 июня, у них были проблемы с документами на самолет Gardan", - заявили в ведомстве. В соцсетях знакомые пилотов пишут, что, действительно, Gardan зарегистрирован в Великобритании, то есть в России на учете не стоит и по закону эксплуатироваться не может. "То же самое что с авто, когда оно на учете не стоит. Ездить вроде можно, но можно налететь на неприятности с сотрудниками", - констатирует знакомый пилотов.

Между тем, ДОСААФ опровергает факт продажи "Як-52" московским пилотам и заявляет, что самолет зарегистрирован в территориальном управлении Росимущества как федеральная собственность и внесено в Госреестр воздушных судов государственной авиации.

"По этой причине он не мог быть продан сторонним организациям", - подчеркивается в сообщении организации. Там же говорится, что данный самолет уже выслужил установленные сроки службы.

Сейчас проверяется комплект технической документации, уточняются заводские номера самолета, двигателя и других агрегатов. Для расследования создана комиссия ДОСААФ России, которая вылетает в Тюмень.

Также в сообщении ДОСААФ отмечается, что экипаж подавал заявку на вылет самолетов, но не получил ее подтверждения. Сейчас, по данным ДОСААФ, проводятся следственные действия в отношении экипажей самолетов и руководителей авиационных организаций в Ишиме и Тюмени.

Со стороны региональных представителей ДОСААФ хоть какой-либо комментарий Interfax-Russia.ru получить не удалось. Телефоны ишимского авиаклуба все время заняты, в тюменском региональном отделении ДОСААФ комментарий оперативно предоставить не смогли.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще