Урал / Эксклюзив 15 июня 2018 г. 09:50

Исполнительный директор аэропорта "Кольцово" А.Пискунов: "Трансферные перевозки – драйвер нашего роста"

Екатеринбургский аэропорт "Кольцово" (входит в холдинг "Аэропорты регионов" группы "Ренова" Виктора Вексельберга), увеличивший пассажиропоток до 5,4 млн пассажиров в год, получил к Чемпионату мира реконструированную взлетно-посадочную полосу (ВПП) и новые стоянки для самолетов. В дни мундиаля аэропорт примет десятки чартеров с тысячами футбольных болельщиков. О том, нужна ли аэропорту третья ВПП, о конкуренции с соседними авиаузлами, способах привлечения авиакомпаний и расширении пассажирских терминалов за счет багажных отделений в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал исполнительный директор "Кольцово" Алексей Пискунов.

Исполнительный директор аэропорта "Кольцово" А.Пискунов: "Трансферные перевозки – драйвер нашего роста"

- Алексей Борисович, в Екатеринбурге начинаются игры Чемпионата мира по футболу. Сколько человек примет аэропорт в эти дни?

- В дни чемпионата "Кольцово" дополнительно примет порядка 50 тыс. человек. Запланировано 303 дополнительных рейса, в том числе 151 чартер. Екатеринбург будет связан авиасообщением со всеми городами, принимающими матчи ЧМ.

- Как "Кольцово" готовился к этому событию?

- Была проведена большая работа. Строить новые терминалы, как в некоторых других аэропортах, не потребовалось, но мы сделали внутренние улучшения: пункты пропуска были дооснащены кабинами паспортного контроля – вместо 30 их стало 45; открыли еще один пункт контроля во входной группе здания аэровокзала; увеличили площади и количество досмотровых аппаратов для предполетного контроля. Все это позволит сократить время, которое тратит пассажир на эти процедуры.

В международном терминале расширили "накопитель" и открыли зал повышенной комфортности вместимостью более ста пассажиров. Предыдущий зал, рассчитанный на 50-60 пассажиров, нам не нравился, мы его считали временным. Во внутреннем терминале также открыли второй зал повышенной комфортности.

Учитывая, что в дни чемпионата возрастет количество рейсов, арендовали дополнительные перронные автобусы, которые могут понадобиться, если самолеты будут обслуживаться на отдаленных стоянках. Так что опасений, что чего-то не предусмотрели, у нас нет.

Работа аэропорта была отработана во время тестовых матчей: линии для автобусов, маршруты движения клиентских групп, варианты приема пропуска команд. Немаловажной задачей станет выполнение настоятельной рекомендации FIFA развести между собой группы болельщиков, чтобы избежать возможных конфликтов. Людей проведут через разные входные группы и по разным маршрутам.

- В марте этого года в рамках подготовки к ЧМ была введена реконструированная по федеральной целевой программе вторая взлетно-посадочная полоса. Увидели ли вы эффект от ее ввода?

- Первая ВПП сделана из асфальтобетона, новая – полностью из бетона, ее характеристики выше – например, коэффициент сцепления, что особенно актуально зимой и в переходные месяцы. ВПП-2 пока имеет первую категорию ИКАО, то есть на нее можно садиться, если кромка облаков не ниже 60 м, а видимость превышает 800 м. Параметры второй категории вдвое ниже, и мы начали работу по повышению категории полосы. Уже есть защищенный проект. Требуется дооснастить ВПП оборудованием. Это достаточно серьезная работа, я надеюсь, что она будет завершена в текущем году, тогда у нас появится возможность принимать самолеты в худших метеоусловиях, чем сейчас.

- Ввод ВПП-2 позволил увеличить пропускную способность аэропорта с 18 операций взлета-посадки в час до 28. Достаточно ли этого аэропорту?

- Эта цифра имеет много условностей и зависит как от уровня подготовки диспетчеров, так и от схем маневрирования. Максимальный параметр работы двух ВПП (они у нас зависимые между собой, то есть на них нельзя одновременно садиться) может достигнуть 40 операций взлета-посадки в час. В настоящее время госкорпорация ОрВД ведет работу по увеличению пропускной способности.

В "Шереметьево" тоже две зависимые полосы, аэропорт выполняет до 60 операций, но это предел, поэтому они и строят третью ВПП.

- А нужна ли "Кольцово" третья ВПП, особенно в свете того, что Екатеринбург может выиграть право на проведение выставки ЭКСПО-2025?

- На сегодняшний день и на ближайшие годы, наверное, нет. Вряд ли нам удастся обосновать такие инвестиции государства, вот когда придем к пассажиропотоку "Шереметьево", тогда и можно вести речь о новой полосе. Но генплан развития аэропорта, который нам готовила Lufthansa Consulting, подразумевает третью ВПП. И это правильно даже не только с точки зрения пассажиропотока, но и для резервирования аэропортовых земель. Я знаю много примеров, когда аэропорту нужно развиваться, а рядом уже есть газопроводы, железные дороги, населенные пункты. Но, к счастью, мои предшественники сохранили резерв территорий для развития "Кольцово".

- Раз речь зашла об инвестициях государства, расскажите, пожалуйста, что еще было сделано по федеральной программе?

- Количество мест стоянок для самолетов увеличено с 50 до около 70. Почему я не называю точную цифру: количество мест меняется в зависимости от типов воздушных судов, но, в среднем, можно сказать, что 20 дополнительных мест стоянки федеральная целевая программа нам обеспечила. Это наше хорошее конкурентное преимущество, позволяющее принимать и транзитные самолеты, и большое количество воздушных судов. Когда в ноябре 2015 года открывался "Ельцин-Центр", мы смогли разместить все самолеты, несмотря на то, что часть аэродрома была закрыта на реконструкцию. Но это был серьезный для нас экзамен, тогда в сутки прибыло более 200 воздушных судов, в том числе борт N1. Справились. А сейчас аэродром завершен в своей финальной на ближайшие годы конфигурации.

- ФАС недавно утвердила новые ставки сборов на услуги "Кольцово". В среднем обслуживание авиакомпаний подорожало на 4,5%-5%, с 2019 года – подорожает еще на столько же. Являются ли данные тарифы экономически взвешенными, либо аэропорт предпочел бы более высокие тарифы?

- Тарифы регулируются государством и с 2010 года не меняются, лишь индексируются ежегодно на 4-5%. И, поверьте, на стоимость авиабилета это не влияет. В среднем доля аэропортовых сборов в себестоимости рейса меньше 15%. Сейчас произошла очередная индексация. Пока у нас нет оснований для роста тарифных ставок. Но, в общем-то, и задача такая, и мировая практика показывает, что доля доходов от неавиационной коммерции – от точек питания, парковки, различных сервисов – должна быть равной или превышать доходы от авиационной деятельности.

- Холдинг "Аэропорты регионов", в который входит "Кольцово", опосредованно оказался под санкциями США. Чувствуется ли их влияние?

- Нет. Наша внутренняя политика предусматривает, что мы не должны зависеть от одного поставщика, предположим, программного обеспечения. Есть европейские, американские бренды по обслуживанию техники, но и в России открылось множество производств. Оборудование делают и в Юго-Восточной Азии, и в Турции. Мы свои телетрапы покупали у немецких производителей, кстати, не американцев, хотя они тоже предлагали, но их продукция почему-то плохо показала себя в морозы, а сейчас новые аэропорты выбрали китайские телетрапы. Качество не хуже, цена нормальная. А США и их союзники летают в "Кольцово" и будут летать.

- Предлагаю вернуться к вопросу развития аэропорта. Ранее шла речь о строительстве дополнительного международного терминала площадью 60-70 тыс. кв.м., что удвоит пропускные возможности "Кольцово" до 16 млн пассажиров в год. Принято ли решение о строительстве?

- Если Екатеринбург не выиграет право на проведение ЭКСПО-2025, то, наверное, пока не будем строить новый терминал, поскольку резерв существующих площадей существенный. За стойками регистрации в аэропорту есть багажное отделение, созданное много лет назад. Сейчас ведется серьезная работа по проектированию в новом месте багажного отделения с системами досмотра, а высвободившиеся площади мы используем под увеличение внутреннего и международного терминалов. Это будет реализовано в ближайший год. В 2019 году работу, думаю, завершим.

- Какой объем инвестиций понадобится?

- Скажу, что стоить это будет очень дорого. Понадобится закупить системы обработки багажа с современной системой его сортировки, считывателем и так далее, плюс программное обеспечение – это сотни миллионов рублей.

- Насколько увеличится пропускная способность терминалов?

- Вначале в полтора раза, но в конечном результате постараемся увеличить вдвое. Начнем с международного терминала, затем сделаем внутренний. Пока проект находится на этапе подготовки техзадания на строительство и монтаж новой системы обработки багажа.

- В прошлом году "Кольцово" обслужил 5,404 млн пассажиров, что на 26% больше, чем в 2016 году. Каков прогноз по пассажиропотоку на этот год?

- По итогам пяти месяцев уже есть прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18,5%. К концу года ожидаем подойти к цифре 5,7 млн пассажиров.

- За счет чего планируете этот и последующий рост?

- Екатеринбург является серьезным транзитным узлом между Европой и Азией, видим рост трансфера по сравнению с прошлым годом в полтора раза.

Приведу очень яркий пример развития аэропорта нестоличного города – это Атланта в США с населением порядка 450 тыс. человек, но у аэропорта Атланты пассажиропоток почти 100 млн пассажиров в год! И не важно, что город находится в стороне от "караванных путей", просто многие авиакомпании создали там базу, инфраструктуру и летают через этот аэропорт. Это хороший пример, которым, в принципе, мы можем воспользоваться.

У нас тоже есть базовая авиакомпания "Уральские авиалинии", у нее отличная инфраструктура по техническому обслуживанию воздушных судов. У нас есть ангар для деловой авиации, который может использоваться для выполнения различного вида регламентных работ, ремонта воздушных судов, в качестве зимней автостоянки, когда очень холодно, и так далее.

Да, в "Кольцово" пока еще не вся инфраструктура, но мы ее создаем для обеспечения трансфертного потока. Боремся за сервис и качество. Конкурентные преимущества - это время обслуживания воздушных судов, наличие техники, комфортных залов, короткое время стыковки и так далее. Мы уже сейчас комфортны для авиакомпаний, но нужно и дальше совершенствоваться.

- Изъявляли ли другие авиакомпании, кроме "Уральских авиалиний", желание базироваться в екатеринбургском аэропорту? Готовы ли вы их принять?

- Да, готовы обеспечить условия. В свое время были планы с "Трансаэро". Они хотели выполнять чартеры и сократить часть расходов, связанных с залетом в Москву. Также есть такое понятие как линейные технические станции, которые расположены в "Кольцово". Это сертифицированные помещения, арендуемые авиакомпаниями, где можно выполнять определенные виды обслуживания. Такие станции есть у "Ямала", "ЮТэйра" и других. У "Аэрофлота" здесь огромное представительство, есть свои инженеры и авиатехники.

- После кризиса 2014 года из аэропорта ушли несколько иностранных компаний, в том числе немецкая Lufthansa, итальянская AlItalia, арабская Air Arabia и так и не вернулись. На ваш взгляд, почему они не спешат возобновлять полеты из "Кольцово"?

- Оснований говорить, что рейсы в Екатеринбург были убыточными для Lufthansa, нет. Мы ведь следили за загрузкой, она составляла более 80%, то есть это нормальный рентабельный рейс. Вопрос, почему ушли, возникал у всех. Претензий к нам они не предъявляли, не говорили, что их что-то не устраивает. Скорее, уход был связан с перестройкой внутренних процессов компании.

Но вакуум тут же заполнился, к нам начала летать авиакомпания Finnair. Она создала из аэропорта "Хельсинки" хаб и удачно организовала оттуда разлет по странам Европы. Да, престижно видеть на перроне хвост самолета с надписью Lufthansa, с другой стороны, "Уральские авиалинии" с развитием трансфера в Азию и Европу существенно расширили географию аэропорта.

- Проявляют ли авиакомпании заинтересованность в рейсах в Екатеринбург, прощупывают ли почву?

- Да, они постоянно следят за спросом на том или ином направлении, а у нас есть система мотивации для них. Когда авиакомпания открывает новый маршрут, то для его раскатки может получить льготы по тарифам.

Когда "закрыли" Турцию, все поехали в Грецию и тут же греческие компании заявились на чартерные перевозки, помогая нашим компаниям возить туристов. С иностранными перевозчиками несколько сложнее, чем с российскими, поскольку количество рейсов и даже ценовая политика регулируются межправительственными соглашениями.

- "Кольцово" неоднократно входил в число лучших аэропортов России. Но в последние годы хороших региональных аэропортов стало больше: открылся новый пассажирский терминал в Перми, новый аэропорт в Ростове-на-Дону, планируется строительство нового терминала в Челябинске. Чувствуете ли вы возрастающую конкуренцию между аэропортами? Как планируете удерживать число рейсов авиакомпаний?

- Мы рады за наших соседей, здорово, что строится новое! Но у каждого свой пассажир. Пускай они улучшают условия для своего пассажира, а мы для своего. Однако драйвер нашего роста, повторюсь, это трансферные, а также межрегиональные перевозки, без них мы быстро достигнем "потолка".

Беседовала Александра Качалова