Челябинская область в ближайшее пятилетие окажется в центре масштабных международных и экономически проектов. В 2020 году в Челябинске пройдут международные саммиты Шанхайской организации содружества и БРИКС. До 2025 года регион совместно с Екатеринбургом планирует построить высокоскоростную магистраль, которая сократит время поездки между областными центрами до одного часа. О том, как продвигается реализации проектов и какие перспективы ожидают в будущем Челябинскую область, агентству "Интерфакс-Урал" рассказал губернатор Борис Дубровский на Петербургском международном экономическом форуме.
- Борис Александрович, сначала поделитесь с нами впечатлениями от работы на Петербургском международном экономическом форуме. Что уже удалось сделать за первые два дня работы?
- Первые результаты уже есть. В четверг (24 мая) мы подписали соглашение о сотрудничестве с Нижегородской областью, на следующий день - с нашими соседями, Курганской областью. Прошла системная встреча с новым министром природных ресурсов (Дмитрием Кобылкиным - ИФ), я попросил его максимально быстро включиться в работу по нашему региону. Челябинск и Магнитогорск попали в список городов, где, в соответствии с новыми майскими указами (президента РФ - ИФ), нужно навести порядок, решить экологические проблемы. Мы ожидаем достаточно много инициатив от Минприроды. Особенно ждем нашего совместного проекта - закона об управлении качеством атмосферного воздуха за счет системы квотирования. С этой инициативой мы выходили на Госсовет еще в 2016 году, сейчас она обретает форму закона. Для его применения нужно будет выработать правоохранительную практику. Нарабатываться эти практики будут у нас, мы становимся единственным в стране пилотным регионом. Берем на себя такую смелость - получить опыт, который затем можно будет тиражировать в другие регионы. Нам кажется, что этот эксперимент будет успешным.
А вообще на форуме было очень много интересного и важного, можно с увлечением обсуждать это довольно долго.
- Премьер-министр подписал распоряжение о включении в транспортную стратегию проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург-Челябинск. Сегодня в Минтрансе РФ все это обсуждается. Какие вопросы предстоит решить в первую очередь, есть ли понимание по источникам финансирования проекта, инвестициям, срокам?
- Сейчас мы находимся на стадии рассмотрения заявки нашего "Хозяйственного партнерства УВСМ" в Минтрансе РФ, до 30 сентября должны получить их ответ. Надеемся, что он будет положительным. Мы на это работаем, в обосновании проекта показали самые значимые эффекты, которые ожидаем в случае его реализации.
Прежде всего, эта дорога станет ключевым условием для создания агломерации Екатеринбург-Челябинск. По масштабности, а это 4 млн человек, агломерация станет третьей в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. На самом деле это уникальная история: два города-миллионника в непосредственной близости друг к другу. В процессе эксплуатации дороги появляется мобильность, а значит общий рынок труда и другие агломерационные эффекты. Мировая практика это подтверждает.
Кроме того, мы получим эффект уже на стадии строительства. На мой взгляд, проект позволит крупным компаниям Челябинска и Магнитогорска надолго загрузить себя заказами и сформировать компетенции, которые могут быть интересны в долгом периоде времени. От этого появится и налоговый эффект, который частично можно будет рассматривать как инвестиции для будущего концессионера ВСМ.
Я думаю, такой стратегический инвестор появится сразу, как только будут приняты решения о концессии: в каком виде будет обеспечена возвратность инвестиций, сроки окупаемости и так далее.
Пока стоимость проект оценивается в 350 млрд рублей. Предложение, которое мы отправили в Минпром, такое: 50% - капитальный грант государства, остальные в долях - деньги концессионера, инвестора и заемные ресурсы. Возвратность инвестиций - 30 лет. То есть у концессионера должны быть длинные деньги и возможность их привлекать. Проект очень интересный. Я думаю, что насущность ВСМ в России уже назрела, и мы скоро от разговоров перейдем к практике.
- Первый вице-президент Российских железных дорог (РЖД) Александр Мишарин на одном из совещаний говорил, что РЖД готова приступить к строительству, как только региональные власти выделят под этот проект землю. В Челябинской области решен этот вопрос?
- Теперь, когда Дмитрий Анатольевич (Медведев - ИФ) подписал распоряжение о включении ВСМ в транспортную стратегию, можно выводить земли из оборота и переводить их в другую категорию. Этим занимается Росжелдор, мы будем всячески участвовать. Непосредственно к выделению земель мы приступим, когда получим положительное заключение по концессии. Тогда будет проведена оценка трассы, появится понимание, что надо выкупить, а что выделить.
- А что вы думаете о возможности включения Кургана в этот проект?
- Я думаю, что может это стать каким-то следующим этапом. Я бы хотел, чтобы это произошло, мне бы это тоже нравилось. Но сейчас каких-то юридических схем или конструкции у нас нет. Мы пока обсуждаем только агломерацию Челябинск-Екатеринбург. Думаю, в перспективе это произойдет и с Курганом, и с Тюменью. Если говорить о том, какие дальнейшие шаги мне кажутся перспективными, то мы с большим интересом смотрим на дорогу Челябинск - Астана. Это наша приграничная территория, и региону она дала бы хорошие перспективы. На мой взгляд, это стоит просчитывать. Но пропасть невозможно преодолеть в два прыжка. Мы наметили для себя прыжок и пытаемся его сделать, долететь до того края.
- Сегодня имеется пять инвесторов проекта строительства ВСМ, в том числе "Русская медная компания", Челябинский трубопрокатный завод, "РВМ-Капитал". Какие еще компании проявляют интерес либо выразили готовность войти в проект?
- Сейчас мы предлагаем войти в проект Российским железным дорогам. Понятно, что РЖД здесь ключевой игрок, мы и так активно совместно работаем. Для нас это взаимодействие постоянное и очень эффективное. С Александром Сергеевичем (Мишариным, первый вице-президент РЖД - ИФ), я много советовался, когда задумывался этот проект. Вообще в какой-то степени именно он увлек меня этой идеей. Когда она у меня возникла, я пошел с ним поговорить и понял, что проект реален и имеет большую пользу.
Вообще же к увеличению числа участников Хозяйственного партнерства мы не стремимся, новый игрок не принесет нам новых компетенций. Нам нужно, чтобы пришел игрок другого масштаба, не просто финансовый, а стратегический партнер. Тот, кто станет концессионером. Скажем так, купит Хозяйственное партнерство и начнет продвигать проект, может быть, войдет в переговоры с правительством. А мы будем ему всячески помогать в рамках своих компетенций, сопровождать проект, чтобы в 2021 году начать стройку, а к 2024 году уже ее заканчивать. Мы же надеемся, что Екатеринбург выиграет конкурс на проведение у себя ЭКСПО-2025. Это придаст нашим усилиям по реализации проекта ВСМ дополнительный импульс. Потому что часовой трафик между Челябинском и Екатеринбургом (расчетное время проезда по ВСМ - ИФ) позволит часть гостей ЭКСПО принимать в Челябинске. Поэтому дорога нам нужна.
- Хотелось бы еще спросить о подготовке к саммитам ШОС и БРИКС. Ранее озвучивалось, что общий объем инвестиций в объекты к саммитам, которые планируется до 2020 года построить в Челябинске, оценивается в 40-50 млрд рублей. Какую долю занимают частные инвестиции, кто самые крупные инвесторы? Какой объем финансовой помощи ожидается из федерального бюджета?
- Мы сформировали заявку на 50 млрд рублей, чтобы показать, сколько федеральных средств требуется на подготовку проведения саммитов в Челябинске. Мы показали, что 20 млрд привлекается частных инвестиций, 20 млрд - из бюджета региона и 10 млрд - федеральных ресурсов. Часть этих средств есть в различных федеральных программах, но более позднего периода. Например, на реконструкцию челябинского аэродрома в федеральной программе предусмотрено выделение 3 млрд рублей в 2019-2020 годах, мы просим их перенести на 2018-2019 годы. По дорогам мы, как город-миллионник, уже третий год участвуем в программе "Безопасные дороги". На 2019-2020 годы просим увеличить наше финансирование с 1 млрд в год до полутора миллиардов. Чтобы мы тут все отшлифовали, сделали красиво и празднично.
Еще просим дополнительных денег на строительство современного общежития для Южно-Уральского госуниверситета. В нем можно будет разместить 1,5 тысячи гостей, а потом его займут студенты. Это приемлемое решение, чтобы не строить гостиниц, которые затем могут оказаться невостребованными. И вообще мы хотели бы максимально реализовать практику - не строить ничего избыточного. Чтобы после завершения саммитов не возникало вопросов: "А что теперь со всем понастроенным делать?".
- Ожидаете ли вы значительных улучшений экологической ситуации в Челябинске к началу саммитов?
- Это очень важный для нас вопрос, и его мы тоже будем решать с участием федеральных ресурсов. Например, мы просим перенести на текущий год выделение средств федеральной программы "Чистая страна" на рекультивацию челябинской городской свалки, она дает немалую долю вредных выбросов. Чтобы получить деньги, мы тоже должны выполнить ряд условий, в первую очередь остановить эксплуатацию свалки, сделать проект рекультивации. В частности, вчера с Дмитрием Кобылкиным я об этом говорил, когда обсуждалось, с чем мы придем в ближайшее время.
С Михельсоном (Леонид Михельсон, председатель правления ПАО "НОВАТЭК" - ИФ) мы на форуме обсуждали совместный проект по переводу общественного транспорта Челябинска на газомоторное топливо, чтобы уменьшить выбросы автотранспорта. Также будем мотивировать жителей переходить на газомоторное топливо за счет снижения транспортного налога. Мы разработали соответствующий законопроект и скоро направим его к рассмотрению в Законодательное собрание области.
Кроме того, хотим увеличить долю электротранспорта, будем закупать новые трамваи.
Еще нужно делать дорожные развязки, чтобы пробки уменьшить. Ну и проблему Коркинского разреза, конечно, нужно решать.
Безусловно, будем активно работать с промышленниками, природоохранные мероприятия необходимо продвигать ускоренными темпами.
Улучшение качества воздуха - это один из главных результатов, который мы ожидаем по итогам подготовки к саммитам. До этого времени мы должны переломить ситуацию.