Эксклюзив 31 января 2018 г. 11:36

Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Е.Сибирцева: "Если опыт записи в первые классы по микроучасткам окажется успешным, в следующем году мы расширим их количество"

Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Е.Сибирцева: "Если опыт записи в первые классы по микроучасткам окажется успешным, в следующем году мы расширим их количество"

             С 1 февраля в Екатеринбурге стартует запись детей в первые классы. Ежегодно процедура вызывает немало вопросов со стороны родителей будущих школьников. В этом году она претерпела некоторые изменения. О том, какие новшества ждут горожан при записи детей в первые классы, как решить проблему фиктивных прописок при зачислении, как бороться с подростковой преступностью в школах в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

            - Екатерина Александровна, в ближайшие дни в Екатеринбурге стартует запись в первые классы. Сколько первоклашек ожидаете в этом году, сколько мест для них запланировано в школах?

            - По нашим оценкам ожидается 19 тыс. с небольшим первоклассников. Мы запланировали уже 19,5 тыс. мест, они будут открыты 1 февраля. Если будет необходимость увеличить, то до 20 тыс. есть резерв.

            - В этом году жители города смогут выбирать из нескольких школ. Как это будет происходить? Кого коснутся новшества?

            - Родители смогут выбрать из списка желаемых школ одну по ряду микроучастков. То есть мы объединили территории и предоставили выбор школ для родителей. Так, если в выбранной школе они получат отказ, то смогут подать заявление в другую школу по данному микроучастку, не дожидаясь 1 июля.

            Если бы у нас осталась старая схема распределения, тогда, если ребенок получает в одной школе отказ, то до 1 июля мы его не можем принять не по месту прописки. В результате семья не может спланировать отдых. Кроме того, образовательным организациям трудно планировать расходы на закупку учебников и школьной мебели, организацию и подготовку помещений школы, если до 1 июля нет понимания, сколько детей к ним придет. Поэтому хотелось бы завершить основной этап набора по закрепленным территориям до 1 июля. Я думаю, что к 1 апреля мы уже будем понимать всю картину по большинству школ города и будем знать, где у нас остаются свободные места, куда будут приходить дети не по прописке.

            - Сколько школ города попало в эти укрупненные микроучастки?

            - Таких объединенных участков у нас 29. В них совокупно входят 69 школ. А всего у нас 156 школ ведет прием в первые классы. Если данный опыт окажется успешным, то мы в следующем году расширим количество таких микроучастков.

            Кстати, в этом году реализуется уже второй этап перераспределения сети, в прошлом году таких участков было четыре. И, в общем, достаточно хорошо эта практика себя зарекомендовала.

            - То есть по опыту прошлого года уже были положительные отзывы от родителей?

            - Да, были. Ведь получается, если человек получает отказ, например, 15 февраля в желаемой школе, ему не надо ждать до 1 июля, чтобы подать документы в соседнюю школу. Это снижает тревожность со стороны родителей и делает более определенным будущее ребенка.

            - И, тем не менее, каждый год 1 февраля родители оккупируют школы, устраивают дежурства...

            - Давайте не будем преувеличивать. В прошлом году у нас очередь была только около гимназии N39. Я приезжала, разговаривала с родителями, мы все спокойно обсудили, всех успокоили. Было несколько человек, которые до утра стояли, чтобы попасть первыми, потому что портал госуслуг работал нестабильно примерно в течение двух часов. Однако отмечу, что заявления, поступившие с портала, имеют больший приоритет, нежели стояние около школы, поскольку по времени подаются раньше, чем открываются приемные комиссии школ и МФЦ. Поэтому нет никакого смысла формировать эти очереди накануне или в ночь поступления, так как подтвердить оригиналами поданное с портала заявление можно в течение пяти рабочих дней.

            -Какие прогнозы на этот раз? Может быть, никто не выйдет к школам?

            - Конечно, это будет во многом зависеть от успешной работы портала госуслуг. Очень хочется надеяться, что "Ростелеком" выполнит те самые обязательства, которые на него возложены по обслуживанию данной услуги в электронном виде. Тем не менее, 1 февраля все школьные приемные комиссии будут работать с 8:00 до 19:00, чтобы всех взволнованных родителей принять, успокоить и снять напряженность в наиболее "горячих" точках.

            - Еще один больной вопрос для родителей – фиктивные прописки. В 2017 году в городе после зачисления в первые классы было возбуждено 8 уголовных дел по факту фиктивной прописки. Как можно бороться с этим явлением?

            - Если есть у нас закон, который приравнивает сегодня права детей, имеющих постоянную и временную регистрацию, то, к сожалению, другой вариант регламентов в существующем законодательном поле не возможен.

            Наверное, нужно вносить изменения либо в законы о регистрации, которые подразумевают какие-то приоритетные права детей по постоянной регистрации, либо надо менять порядок приема в образовательные организации, обеспечивая, например, поэтапную возможность подачи документов. То есть сначала подают дети, которые постоянно проживают на данной территории, для них должен быть выделен какой-то период времени - две недели, месяц может быть. Затем дать возможность подать документы детям по временной прописке, после - на свободные места.

            - На местном уровне есть возможность внести такие изменения?

            - Нет, мы такими полномочиями не обладаем. Изменения порядка приема в образовательные организации - это федеральные полномочия. На уровне субъектов есть возможность внесения изменений в закон об образовании Свердловской области. Но он порядок приема не определяет. Он может только предоставить льготы, например, для детей-инвалидов, опекаемых или родители которых являются инвалидами, а также тех, у кого старшие братья и сестры учатся в данной школе.

            Мы с таким предложением совместно с депутатом городской думы Дмитрием Сергиным уже выходили на Законодательной собрание Свердловской области, но пока безрезультатно. Наши региональные законодатели считают, что это тоже полномочия федерации. Но здесь хотя бы возможно какое-то обсуждение этого вопроса.

            - Тем не менее, планируете ли еще каким-то образом совершенствовать систему записи в первые классы?

            - На местном уровне можно только переформатировать сеть и перерезать микроучастки. Мы проанализируем опыт этого года и посмотрим, что можно изменить. Мы должны понять, насколько данная возможность выбора нескольких школ оправдывает себя.

            Однако главное сегодня - сосредоточиться на другом вопросе, на создании новых школьных мест. Нужно больше строить школ, больше реконструировать, ремонтировать.

            - Сколько школ появится и будет реконструировано в этом году?

            - У нас сегодня активно реконструируется школа N1 на ВИЗ-бульваре. До конца 2018 года мы ждем ее открытия. Вступила в реконструкцию школа N80, там в этом году начнутся активные работы. На капитальный ремонт встает еще одна школа Кировского района на улице Комсомольской. Это здание, в котором находился Уральский гуманитарный институт. Также откроет двери в этом учебном году вторая очередь школы N23 в микрорайоне Академический, там будет большое здание на тысячу мест.

            Новые места у нас появляются, но потребность города сегодня существенно больше.

            - Финансирования для такой масштабной работы хватает?

            - Конечно, очень хочется понимания и внимания к нашим проблемам бюджетов всех уровней: местного, регионального и федерального. Стоимость строительства новой школы на тысячу мест - это миллиард рублей. Для муниципалитета это очень существенные вложения, учитывая, что наш фонд сегодня по учреждениям составляет более 600 зданий в сети: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования. Все они нуждаются в обслуживании, в ремонтах.

            Без поддержки региона нам все эти вопросы не решить. Поэтому мы работаем в тесном контакте с министерством образования, там понимают эту проблему.

             - Довольно остро в последнее время стоит вопрос безопасности в школах. Вспомним случаи нападения детей на одноклассников и учителей в Перми и Бурятии. Какая работа ведется в этом направлении? Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

            - Эта проблема достаточно сложная. Решать ее нужно комплексно. Усиление охраны где-то, наверное, необходимо, потому что у нас не во всех школах работают частные охранные предприятия. Поэтому именно родители сегодня принимают решение об организации дополнительных мер охраны. Тем не менее, у нас во всех учреждениях образования установлены тревожные кнопки, работающая пожарная сигнализация. Во всех зданиях образовательных организаций, где есть техническая возможность, установлена система контроля доступа (всего более 130 зданий) и видеонаблюдение, регулярно проверяется и восстанавливается целостность ограждений. Штатные расписания образовательных организаций включают в себя ставки сторожей и вахтеров.

            Сегодня у нас не стоят металлоискатели в школах, у нас нет колючей проволоки по периметру. Школа – это не тюрьма. Ребенок, который учится в этой школе, должен иметь возможность туда зайти без унижения, без обыска. Основная проблема в том, что необходимо проводить профилактику и на раннем этапе выявлять агрессию среди подростков.

            - В чем должна заключаться эта профилактика?

            - Мы сейчас работаем над тем, чтобы у нас к 1 сентября во всех школах появились ставки психологов. Сейчас они есть примерно в 80% школ. Также мы планируем увеличить к новому учебному году количество педагогов дополнительного образования, чтобы обеспечить занятость детей в большей степени внутри образовательной организации.

            Кроме того, в каждой школе должна быть разработана система профилактической работы. Мы должны выстроить эффективную систему обратной связи для того, чтобы каждый сигнал о неадекватном поведении ребенка не оставался без ответа, чтобы этот сигнал фиксировал кто угодно – другой ребенок, родитель, учитель, руководитель образовательной организации. Не важно, какой этот сигнал – вызывающее поведение, конфликт, а может быть, ребенок замкнулся в себе, может быть, он долго не посещает школу или еще какие-то проблемы, которые настораживают всех остальных. Вот все эти сигналы должны поступать, условно говоря, в одно окно и должны отрабатываться. У нас в школах есть люди ответственные за получение этой информации.

            Опять же 100% гарантии, наверное, дать не может никто. У школы есть масса конкурентов в части влияния на подростков сегодня. Надо понимать, что мы боремся сегодня с воздействием на детей негатива из СМИ, интернета. Для подростков это зачастую более значимо чем то, что происходит в школе.

            Кроме того, у школы сегодня и инструментов мало, давайте честно скажем. Даже организовать общественно полезный труд – субботник, дежурство по классу или школе, генеральную уборку – не всегда легко и просто. Можно и другие примеры приводить.

            - Без участия родителей в этом вопросе все-таки не обойтись.

            - Конечно решение данной проблемы - это большая совместная работа. И, мне кажется, главный акцент должен все-таки быть сделан на семье. Очень важно находиться в диалоге с семьей. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители не хотят признавать проблему или взаимодействовать со школой. Поэтому важно повышать уровень доверия друг к другу: внутри школы, внутри семьи.

Беседовала Екатерина Кононова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще