Урал / Эксклюзив 28 декабря 2016 г. 15:34

Гендиректор ОЭЗ "Титановая долина" А.Кызласов: "Это год, когда мы переходили из стартапа в режим нормального функционирования"

Гендиректор ОЭЗ "Титановая долина" А.Кызласов: "Это год, когда мы переходили из стартапа в режим нормального функционирования"

            Особая экономическая зона (ОЭЗ) "Титановая долина" в Свердловской области в 2016 году увеличила число резидентов, в том числе и за счет американской корпорации Boeing. Она вместе с "ВСМПО-Ависма" займется в Верхней Салде черновой обработкой штамповок для самолетов. О перспективах этого проекта, а также о планах по развитию второй очереди в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор ОЭЗ "Титановая долина" Артемий Кызласов.

            - Артемий Игоревич, на днях Boeing и "ВСМПО-Ависма" подписали соглашение о создании совместного производства по обработке титановых штамповок для гражданских самолетов в ОЭЗ "Титановая долина". Это СП компаний станет вторым по счету. Окажется ли оно технологичнее первого? Какая обработка будет на нем производиться?

            - Некоторые детали для Boeing изготавливаются на ВСМПО вначале в виде титановой штамповки, после чего она проходит черновую механическую обработку, в ходе которой снимается примерно 80-85% ее веса. Затем эта деталь подвергается чистовой обработке, а потом идут так называемые финишные операции: определенное напыление, покраска и так далее. В том цехе, который строит Boeing, будет проводиться черновая механообработка. Стружка, оставшаяся после нее, используется вторично. Это выгодно как Boeing, так и ВСМПО, ведь изготовление деталей из данного сырья дешевле, чем из титановой губки.

            В планах у Boeing делать совместно с ВСМПО также и чистовую обработку, а, возможно, даже финишную. Но это пока только планы.

            - Тем не менее, можно ли предположить, когда будет принято подобное решение и сколько средств для этого проекта понадобится?

            - Размер инвестиций, даже примерный, предугадать сложно, все зависит от объемов деталей, нуждающихся в обработке. Что касается сроков, то в 2018 году запустим производство по черновой обработке, год оно будет выходить на проектную мощность. Boeing, посмотрит, как это работает. Принятие решения возможно в конце 2018 года - начале 2019 года.

            - Можете ли Вы озвучить объем инвестиций в уже создаваемое СП Boeing и "ВСМПО-Ависма"?

            - Точный объем пока мы не знаем, данную информацию резидент нам не предоставил. Навскидку могу сказать, что это порядка 5,5-6 млрд рублей. Данное СП дороже открытого в 2009 году Ural Boeing Manufacturing, поскольку на нем более современное оборудование. Оно высокотехнологичное, подобного оборудования в таких объемах в России еще не было.

            - По условиям соглашения, кто приобретал данное оборудование - Boeing или ВСМПО?

            - "ВСМПО-Ависма" построила производственный комплекс, а Boeing покупает и ставит оборудование.

            - Сложно ли было договориться с Boeing об этом СП, учитывая санкции? Усложнила ли внешнеполитическая напряженность процесс переговоров?

            - Она несколько его замедлила, потому что потребовалось большое количество дополнительных согласований и по оборудованию, и в целом по проекту. У корпорации типа Boeing большой горизонт планирования - 30-50 лет. Соответственно, политические размолвки принципиально не влияют на планы, ведь самолеты нужно строить. Такие проекты, как СП с ВСМПО, долго вынашиваются, долго реализуются, но потом функционируют десятки лет.

            Переговоры начались еще до санкций, и тогда же были приняты принципиальные решения. Вопрос состоял в том, какого размера делать совместное предприятие: расширять первое СП либо строить новое производство в "Титановой долине". Наша задача была убедить Boeing во втором варианте.

            - Производство разместится на площадке "ВСМПО-Новые технологии"?

            - Да, и это было понятно изначально, просто мы не могли озвучивать данную информацию. "Коробка" строилась именно под Boeing, с учетом его требований и технических условий.

            - У "Титановой долины" есть еще один потенциальный резидент в сфере самолетостроения - французская компания Figeac Aero, с которой в сентябре возобновились переговоры. В какой они сейчас стадии?

            - Переговоры идут. СП "ВСМПО-Ависмы" и Figeac Aero, в первую очередь, предполагается создать под нужды Airbus. Соответственно, размер этого предприятия будет сильно зависеть от того, производство каких деталей Airbus отдаст Figeac Aero. Полагаю, французы ищут и других клиентов, но основной заказчик - именно Airbus. По нашим не очень оптимистичным, а, скорее, реалистичным оценкам, определенность должна появиться в первом квартале 2017 года. Именно тогда станет понятен объем СП на первом этапе. В зависимости от этого примем решение, будет ли предприятие базироваться в "Титановой долине", либо на площадях ВСМПО. Учитывая процессы, которые происходят внутри Airbus, я бы сказал, что работа идет нормально.

            - Ведутся ли переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о строительстве предприятия для производства компонентов для Sukhoi Superjet 100?

            - Переговоры по созданию предприятия для механообработки титановых изделий для нужд ОАК ведутся уже примерно полгода. Сейчас есть принципиальное понимание у нас, ВСМПО, ОАК и Минпромторга, что производство нужно делать. Но у ОАК существуют мощности на разных предприятиях, они где-то недозагружены, где-то перегружены. Создание единого центра механообработки позволит оптимизировать стоимость деталей для ОАК в целом. Этот процесс движется, но не могу сказать, что виден свет в конце тоннеля. Нужно решить много технических вопросов: переносить ли ОАК оборудование сюда, или продать и купить новое, и так далее. Надеемся, что за первую половину 2017 года мы эти вопросы решим. Участок под ОАК в "Титановой долине" зарезервирован.

            - Какие еще крупные компании проявляли интерес к созданию производства в свердловской Особой экономической зоне?

            - Сейчас готовится два соглашения с компаниями, каждая из которых - своеобразный "boeing" в своей отрасли. Если соглашения будут подписаны, то, можно сказать, что первая очередь "Титановой долины" состоялась, предпринимать серьезные усилия для продвижения ОЭЗ уже будет не нужно. Соглашения могут быть подписаны в первом квартале 2017 года.

            Сами компании и даже отрасли называть не хочу, бизнес зачастую к этому относится очень ревностно. На примере Boeing могу сказать, что даже когда "коробка" была построена, мы не могли говорить, для чего и кого она. И лишь когда начали лить фундамент под оборудование, Boeing объявил, что это их проект.

            - Весной появилась информация, что некоторые резиденты не оправдали ожидания и будут исключены из "Титановой долины". Произошло ли это?

            - Пока нет, процесс идет. Три компании точно под исключение: ООО "Стройдизель-Композит", ООО "Праксайр Титановая долина" и ООО "Синерсис". Процедура (исключения - ИФ) длинная и долгая, в ней задействованы все, включая Минэкономразвития РФ.

            Компании были нормальные, просто не все инвестиционные производства переживают кризисные явления. Именно вложения в инвестпроекты акционеры "режут" в первую очередь, когда думают про оптимизацию.

            По четвертому проекту - ООО "Уральский оптический завод" - вопрос об исключении не решен, существует возможность, что предприятие сможет привлечь соинвестора из Китая.

            На сегодняшний день в "Титановой долине" десять резидентов, еще один придет до конца года - ООО "НордБазальт", которое будет производить композитные материалы, объем инвестиций составит более 2 млрд рублей.

            - Я так понимаю, что из "Титановой долины" даже при желании сложно выйти. А легко ли зайти?

            - Зайти значительно проще, потому что есть, по большому счету, два условия: минимальный объем инвестиций 120 млн рублей и требование делать высокотехнологичную продукцию, либо использовать высокие технологии при производстве. Сама процедура занимает месяца три, а сейчас будет еще быстрее. Процедура расторжения в связи с передачей на региональный уровень части полномочий тоже станет проще.

            - Есть ли очереди из резидентов или их приходится долго искать?

            - Площадка в Верхней Салде достаточно сложная: и местоположение такое, и сам город небольшой, и по инфраструктуре пришлось решать много вопросов. Нельзя сказать, что стоит очередь, но и нет такого, что мы бегаем и просим: придите к нам. Существуют определенные отрасли (машиностроение, авиастроение, оборудование для металлургии), и компаниям, работающим в них, размещаться в "Титановой долине" выгодно. В рамках этих отраслей мы и работаем. К сожалению, они тяжелые в плане принятия решения о создании новых производств.

            - Есть ли понимание, сколько средств и из каких источников будет выделено на "Титановую долину" в 2017 году?

- В этом году из регионального бюджета было выделено лишь 40 млн рублей на выкуп земли у УГМК для формирования второй очереди. В следующем году будет выделено еще 160 млн рублей на эти же цели. Мы построили базовую инфраструктуру, дальше будем смотреть по ситуации в бюджетах всех уровней.

            - Сколько средств "Титановой долине" нужно?

            - В первую очередь уже вложено 2,8 млрд рублей. Для того, чтобы ее закончить, для доделки объектов, необходимых для дальнейшего развития, необходимо порядка 1,5 млрд рублей. Эти средства нужны в течение двух-трех лет, прежде всего, на подключение свободных участков для будущих резидентов. Но, если считать все затраты, а не только самое необходимое, но и крайне желательное (административно-деловой комплекс, гостиница, социальная инфраструктура), общий объем инвестиций в обустройство первой очереди оценивается в 9 млрд рублей.

            Вторая очередь менее дорогостоящая за счет расположения в Екатеринбурге и того, что сама площадка меньше. Оценочная стоимость составляет порядка 3,5 млрд рублей. На следующий год, чтобы получить статус Особой экономической зоны для второй очереди, нужно около 200 млн рублей.

            - Направлена ли соответствующая заявка в Минэкономразвития?

            - Это произойдет на днях. Статус ОЭЗ для второй очереди, думаю, получим в сентябре 2017 года. Процесс не быстрый.

            - Уральский завод гражданской авиации, который станет якорным резидентом второй очереди, сохраняет ли планы по сборке вертолетов и самолетов?

            - Да, планируют собирать малые самолеты L-410, сверхмалые Diamond, вертолеты Bell и Airbus Helicopters. Но по Airbus Helicopters - пока (остается открытым - ИФ) вопрос, какую модификацию выбрать, чтобы не конкурировать с Вертолетами России.

            В целом, по второй очереди, ведется несколько десятков переговоров с компаниями, которые производят либо системы для самолетов и вертолетов, либо элементы салона. Ряд из них на завершающей стадии. Но тяжеловато их вести без статуса ОЭЗ, поэтому мы переговорный процесс сознательно не форсируем. Нет ничего хуже для компании, чем принять решение о новом проекте, а потом сидеть и чего-то ждать.

            - По Вашим прогнозам, если все пойдет хорошо, когда первая и вторая очереди обретут окончательные очертания?

            - Я думаю, что в течение двух-трех лет. Со второй очередью проще, расположение площадки очень удачное. По большому счету, если бы у нас действовал статус ОЭЗ и не существовало бы ограничения по авиастроительному кластеру, то все земельные участки были бы распределены. Уже сейчас желающих на вторую очередь больше, чем земельных участков.

            - Как Вы можете оценить итоги уходящего года для "Титановой долины"? Стал ли он успешным?

            - В этом году резиденты "Титановой долины" инвестировали почти 1 млрд рублей, а общий накопленный их объем достиг 1,55 млрд рублей. Сейчас, даже пока предприятия не начали работать, на два рубля бюджетных денег приходится один рубль частных. Тренд не плохой.

            В целом, год, конечно, был сложным, но перейдено несколько важных рубиконов, к которым мы шли долго.

            Во-первых, мы достроили всю инженерную инфраструктуру, которая позволит резидентам запускать и вести промышленное производство. Во-вторых, появился якорный резидент - Boeing. В-третьих, началась серьезная активность в рамках титанового кластера Свердловской области, из бумажного образования он стал реальным.

            В целом это год, когда "Титановая долина" переходила из стартапа в режим нормального функционирования. В следующем году нужно научиться работать в спокойном режиме с резидентами: синхронизировать с ними стройки, обслуживать их потребности, начать зарабатывать деньги. С 2017 года "Титановая долина" входит в инвестиционно-эксплуатационную фазу.