Эксклюзив 13 декабря 2016 г. 11:20

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Концессионное соглашение по Северному широтному ходу - самое сложное за всю историю России"

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Концессионное соглашение по Северному широтному ходу - самое сложное за всю историю России"

            Задуманный несколько лет назад на Ямале проект по созданию новой железной дороги от Оби до Карского моря, реализация которого по разным причинам откладывалась, наконец-то обрел реальные перспективы. Ямало-Ненецкий автономный округ и "Российские железные дороги" подписали концессионное соглашение по строительству магистрали, в скором времени будет определен пул инвесторов. О том, почему этим проектом заинтересовались Южная Корея и ОАЭ, о поставках оленины в Европу и эксперименте с облигационным займом в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

            - Дмитрий Николаевич, в октябре ЯНАО и РЖД подписали концессионное соглашение по строительству Северного широтного хода (СШХ, железнодорожная магистраль Обская-Коротчаево), согласно которому концессионер за счет собственных и привлеченных средств построит железнодорожную часть мостов с подходами через реки Обь и Надым, а также участок дороги Салехард-Надым. Кто выступит в качестве концессионера?

            - Да, мы подписали соглашение о строительстве СШХ с ОАО "РЖД". Точно такой же документ будет в ближайшее время подписан между РЖД и компанией "Газпром". Эти договоренности определяют участников будущей концессии, она сформируется в правительстве РФ. Также будут определены сегменты финансирования: средства федеральной целевой программы, инвесторов, РЖД, "Газпрома" и субъекта федерации. Это самое, наверное, сложное в России за всю ее историю концессионное соглашение. Стоимость всего проекта составляет ориентировочно 260 млрд рублей. Какую-то часть средств предоставит государство, так называемый капитальный грант, и в зависимости от его объема будет формироваться инвестиционная составляющая. Тогда мы сможем определиться с участниками, которые придут на этот рынок.

            - А можете ли вы озвучить потенциальных инвесторов?

            - Разные варианты прорабатываются. Не исключено и размещение облигаций самой компанией РЖД. Есть компания, которая вложила 650 млн рублей в проектные работы по железной дороге Бованенково-Сабетта. Не исключаем того, что при начале работы над Северным широтным ходом стартует и строительство Бованенково-Сабетта. Синхронизация важна на всех участках.

            В инвестировании в Ямал заинтересованы представители разных иностранных государств. Например, вели переговоры с правителем эмирата Рас-Эль-Хайма шейхом Сауд бин Сакр аль-Касими. Он был у нас в гостях. Обозначил возможность Арабских Эмиратов частично участвовать в строительстве СШХ.

            Недавно состоялась встреча с президентом самой крупной строительной компании в Южной Корее Daelim Industrial Хэ Ук Ли, и он интересовался проектами. Предприятие занимается газонефтехимией, когда оно видит будущие месторождения, ему становится интересно строительство инфраструктуры.

            Еще есть мысли встретиться с японцами. После того как на Дальнем Востоке президент России Владимир Путин встречался с представителями Японии, вижу, что и компания "НОВАТЭК" активно начала вести переговоры с предприятиями и правительством этой страны. Мы также планируем выйти на путь взаимодействия с Японией.

            - Как известно, Ямал готов профинансировать строительство автомобильной части моста через реку Обь. Какова стоимость и сроки проекта?

            - Стоимость автомобильной части моста составляет 8,6 млрд рублей. Регион планирует взять на себя функции финансирования с 2019 года. По графику в следующем году делаем проект, в 2018 году начинаем активное строительство объектов Северного широтного хода, а в конце 2019 года должны приступить к вложениям в автомобильную часть. Первое приближение к открытию - 2022 год.

            - На днях ЯНАО разместил облигационный заем на 20 млрд рублей. Сбор заявок инвесторов, предшествующий размещению, показал, что выпуск пользуется большим спросом, он достиг почти 54 млрд рублей. Есть ли у вас информация, какие основные компании будут выкупать заем?

            - Давайте дождемся самого выкупа. Я точно вам могу сказать, что желающих будет много. Это очень выгодные вложения.

            - Регион в следующем году планирует разместить еще один облигационный заем, но для населения. Ожидаете ли вы столь же высокий спрос?

            - Это эксперимент, он интересен не только для Ямала, но и для всей страны. Такое делаем в первый раз и хотим посмотреть, что получится. Здесь что важно? Есть возможность погашения в любой момент, достойная процентная ставка, выше, чем депозит любого банка. Существует возможность не только для жителей Ямала, но и для всех, для любого гражданина РФ поучаствовать в процессе и инвестировать в крупные арктические проекты.

            Мы исходили из того, что огромное количество денежных средств есть у самого населения. И, если Ямал уверен в своих инфраструктурных проектах и гарантированно может оплачивать свои долговые обязательства, почему бы не попросить людей снять со счетов деньги и разместить их у нас под более выгодный процент? Нам нужны деньги, а людям нужна гарантия, что их вернут на выгодных условиях.

            - Как известно, муниципальное предприятие "Ямальские олени" направит в этом году в Финляндию компании Polarica Oy около 500 тонн оленины. Сколько тонн оленины предполагается поставить в Европу в 2017 году? Будет ли это только компания Polarica Oy?

            - Заинтересованность у других стран есть, но в Финляндию продавать выгоднее, потому что они традиционно покупают мясо с косточкой, а Германия, например, приобретает оленину только для ресторанного бизнеса, просит филе. А так, конечно, желающих очень много. И, кстати, наше соглашение с партнерами не ограничивает нас в объемах поставок. Только в этом году к концу года запрос на оленину со стороны финских коллег вырос, и мы поставили нужные объемы.

            - На следующий год планируете также поставить 500 тонн?

            - Рынок меньше не становится, он, напротив, растет. Появляются новые предложения и запросы на качественную продукцию. Недавно один предприниматель вышел с инициативой создать в Салехарде завод по консервному производству. Продукция из ямальского сырья сейчас производится в Курганской и Тюменской областях. Мы сможем делать её у себя - по-настоящему нашу ямальскую марку от сырья до переработки. Наша тушенка очень востребована, в том числе и в российской армии.

            - Недавно анонсировалось, что Ямал планирует до 2026 года завершить мероприятия по устранению накопленного экологического ущерба от первой волны освоения Крайнего Севера. Сколько средств необходимо для проведения всего объема работ?

            - Этот процесс стоит огромных денег, в общей сложности около 82 млрд рублей! Ликвидировать нужно старые скважины из федеральной собственности, из нераспределенного фонда, заброшенные геологические поселки, технику. Землю рекультивировать. Работы проводятся, но финансирование ограничено. Это подпадает под федеральную программу, и если федерация выделит деньги, то, конечно, будем работать с большей эффективностью и скоростью.

            Но пока мы своими силами при поддержке ТЭКа и волонтерского движения взялись за наши самые северные участки. На острове Белый миссия по сбору завершена. Выходим на остров Вилькицкого. Вы знаете, есть и такие места, которые могут подождать, а есть те, которые совсем близко к населенным пунктам и не очень красиво выглядят. Вот там я пытаюсь путем субботников своими силами произвести утилизацию. Также под особым контролем держим объекты, которые были не совсем качественно законсервированы. Точки, где становится опасно, берем под особый контроль. И нефтегазовые компании в этом смысле, как всегда, проявляют ответственность, хотя это тяжелое наследство и не имеет к сегодняшним компаниям прямого отношения. В Год экологии силы объединим максимально.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще