Эксклюзив 19 октября 2016 г. 13:46

И.о. руководителя отдела криминалистики Уральского следственного управления на транспорте СКР Н.Сидоров: "Главное техническое средство остается прежним - это голова"

И.о. руководителя отдела криминалистики Уральского следственного управления на транспорте СКР Н.Сидоров: "Главное техническое средство остается прежним - это голова"

             Следователи-криминалисты России 19 октября отмечают свой профессиональный праздник. Сегодня в своей работе они используют самую современную технику, позволяющую даже спустя время рассмотреть в деталях место происшествия, однако считают, что секрет успешной работы не только в техническом оснащении. О работе криминалистов по расследованию крупных и резонансных авиа- и железнодорожных происшествий в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал и.о. руководителя отдела криминалистики Уральского следственного управления на транспорте СКР Николай Сидоров.

            - Николай Геннадьевич, расскажите в чем специфика работы следователя-криминалиста?

            - Работа следователя-криминалиста отличается от работы следователя принципиально. Сотрудниками отдела криминалистики проводится систематическая работа по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы, оказывается методическая и практическая помощь в раскрытии и расследовании "текущих" уголовных дел различных категорий, процессуальном закреплении полученных доказательств.

            Мы выезжаем на места происшествия, помогаем в осмотре. Также на следователя-криминалиста возложены обязанности по проведению аналитической работы по различным направлениям деятельности и организации межведомственного взаимодействия.

            - Каких преступлений в настоящее время больше всего в работе следователей-криминалистов следственного управлении на транспорте СКР?

            - Сотрудникам следственного управления чаще всего приходится принимать участие в расследование преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, различных должностных и коррупционных преступлений.

            Особое внимание в работе уделяется обеспечению безопасности предоставляемых населению транспортных услуг. Это, прежде всего, авиаперевозки, экскурсионные полеты и переправы через реки. Здесь достаточно много нарушений. Самоучки без лицензий, не имеющие сертификатов летной годности, катают людей, а потом, через какое то время, мы расследуем авиакатастрофу. Чтобы такого не было, возбуждаем уголовные дела по фактам предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

            Авиапроисшествия происходят ежегодно с различной степенью интенсивности. Крушение самолетов, вертолетов и сверхлегких летательных аппаратов. Как правило, в год происходит около 10 таких происшествий, иногда до 20. Различных авиаинцидентов происходит, конечно, значительно больше.

            - Сотрудникам зачастую приходится выезжать в отдаленные районы регионов для расследования авиапроисшествий. Как происходит сотрудничество с другими ведомствами?

            - Для прибытия на место происшествия в тайге или тундре, например, приходится пользоваться вертолетом, так как по-другому туда просто не добраться. В этом чаще всего помогают органы МЧС, владельцы воздушных судов, которые потерпели крушение.

            Что касается сотрудничества между ведомствами, то отмечу, что есть четкое разделение: авиационное происшествие расследует Межгосударственный авиационный комитет (МАК), авиационные инциденты - расследуют территориальные органы Росавиации. Рассматриваются, как правило, три основные версии: ошибка пилотирования, отказ техники и метеоусловия.

            Конечно, при работе в отдаленных северных территориях традиционно взаимодействуем с органами полиции и МЧС. По авиакатастрофам - с органами Росавиации, комиссией МАК и центрами организации воздушного движения. Когда МАК проводит расследование, на место выезжают высококлассные специалисты, они определяют причины, факторы сопутствующие авиакатастрофе, затем вырабатывают различные рекомендации по разработке или улучшению нормативной базы, чтобы не допустить в последующем подобных случаев. МАК не определяет, кто виноват, а мы в свою очередь уже смотрим, есть ли состав преступления, а также в дальнейшем определяем виновное лицо.

            - В чем особенность происшествий, расследования дел о крушении дельтапланов, мотопланеров или легкомоторных самолетов?

            - Масса таких воздушных судов не превышает 115 кг. Крушения сверхлегких летательных аппаратов происходят достаточно часто.

            Особенность происшествий с данным типом воздушных судов еще и в том, что большая часть из них нигде не зарегистрирована. Если потерпевшее крушение воздушное судно не оформлено официально, то комиссия МАК на такие случаи не выезжает. Поэтому расследование таких крушений целиком ложится на следователя СКР на транспорте.

            - Одно из резонансных дел этого года - крушение вертолета экспедиции "По следам двух капитанов", которое произошло в апреле. Расскажите о роли криминалистов в расследовании уголовного дела?

            - Сразу после получения сообщения об этом следователь-криминалист управления в срочном порядке вылетел на Ямал. Оттуда совместно с другими коллегами, включая представителя комиссии МАК, на вертолете отправился на остров Белый в Карском море для осмотра места происшествия. Времени было в обрез, из-за погодных условий и короткого светового дня "окно" для полета было ограничено. Вертолет также не мог остаться там на ночевку. Поэтому было буквально несколько часов на то, чтобы провести осмотр и изъять необходимые узлы и агрегаты, которые можно было забрать с собой. Забрали также тела погибших. В дальнейшем мы помогали в планировании расследования, назначении и проведении судебной летно-технической экспертизы.

            Как и в большинстве аналогичных случаев, причиной крушения явилась ошибка пилота, не справившегося с управлением в сложных метеоусловиях.

            - Как вы действуете в случае, если происходит катастрофа с большим количеством жертв? Возьмем для примера крушение самолета ATR-72 в аэропорту "Рощино" в апреле 2012 года, когда погибли 33 человека.

            - В данном случае мы всем отделом криминалистики выезжали на место происшествия во главе с руководителем следственного управления. Затем к расследованию подключили следователей нашего управления из регионов. Активно сотрудничали со следственным управлением по Тюменской области. Из центрального аппарата Следственного комитета прибыли следователи. Работа была проведена просто огромная.

            Непосредственно криминалистами потрачено несколько месяцев на работу по данному уголовному делу. Ими были проведены осмотры, обыски в авиакомпании и в обслуживающих организациях, допросы руководства, технического персонала, а также были просмотрены видеозаписи с камер наблюдения. Одна группа следователей осматривала тела в моргах, другая - место происшествия. Работа велась по всем фронтам параллельно. Я лично просматривал все видеозаписи с камер наблюдения. Было видно, как этот самолет на стоянку попал, какие с ним работы проводились, погодные условия - снег шел ночью. Было доказано, что с самолетом никакие противообледенительные работы не проводились.

            - Как работают криминалисты на месте железнодорожных происшествий?

            - По фактам сходов поездов и других подобных инцидентов требуется провести осмотр места происшествия максимально быстро, зафиксировать обстановку с помощью фотосъемки и видеозаписи. Это связано с тем, что железная дорога стратегический объект. Когда происходит сход вагонов, движение на этом участке останавливается. Что значит, допустим, заблокировать Транссибирскую магистраль - это большие убытки, поскольку грузы стоят, люди не могут ехать. Железная дорога старается максимально быстро возобновить движение на данном участке, восстановить рельсы, шпалы и насыпи, убрать мешающие вагоны, тем самым изменяя место происшествия. Поэтому, когда мы проводим осмотр места происшествия, в первую очередь нам главное зафиксировать, как все было, для того, чтобы в последующем установить причину произошедшего.

            Сейчас мы используем панорамную фотосъемку в режиме 3D и получаем сферу, в центре которой находится пользователь-оператор. Любой участок можно приблизить - отдалить, покрутить. Таким образом, в любой момент следователь, а дальше судья при рассмотрении уголовного дела в суде может восстановить обстановку на месте происшествия.

            - Из-за чего чаще всего происходят железнодорожные происшествия?

            - В основной своей массе - это человеческий фактор. Например, если тепловозу перестать подавать энергию он остановится и все, а не упадет, как самолет. А сходы происходят в основном из-за нарушений правил эксплуатации различных инструкций. Существует очень много нормативно-правовых актов, которые регламентируют функционирование железной дороги. Когда эти правила нарушаются, то техника начинает неправильно работать.

            Например, сотрудники отдела криминалистики три года подряд выезжали в Миасс Челябинской области по фактам схода грузовых составов фактически на одном участке дороги. В 2012 году на перегоне "Флюсовая - Сыростан" произошел сход 18 вагонов грузового поезда, ущерб составил более 11 млн рублей. В мае 2013 года на перегоне "Златоуст - Уржумка" сошел электровоз и 16 вагонов головной части поезда. В феврале 2014 года на перегоне "Уржумка - Хребет" сошли 30 вагонов, ущерб РЖД составил более 9 млн. рублей. Основной причиной этих крушений стало ненадлежащее выполнение работ по текущему содержанию и капитальному ремонту пути. Во всех указанных мной случаях следователи-криминалисты выезжали на осмотр места происшествия, помогали в назначении судебных технических экспертиз. В настоящее время эта причина устранена.

            - В работе криминалистов всегда, наверное, есть дела прошлых лет. Какова особенность "старых" преступлений?

            - Работе по раскрытию преступлений прошлых лет уделяется особое внимание. Данная работа находится на постоянном контроле. К примеру, в текущем году удалось раскрыть 25 преступлений прошлых лет различных категорий. Среди них было и убийство, совершенное несколько лет назад в поезде. Преступник долго скрывался по всей России. Конечно, раскрытие таких преступлений со временем усложняется, так как тяжелее установить свидетелей и ход событий, людям сложнее вспомнить, что и как происходило в момент преступления.

            - Используете ли вы в своей работе полиграф?

            - Полиграф в современных условиях применяется все шире и шире. Например, с его помощью проверяются показания допрошенных по делу лиц, имеющие принципиальное значение. В работе с полиграфом имеется много тонкостей. Много зависит от эксперта - полиграфолога, который проводит психофизиологическое исследование (ПФИ). Грамотно проведенный профессионалом, каковым является эксперт отдела криминалистики, опрос позволяет получить ответы о ложности либо правдивости сведений, сообщаемых человеком, его информированности об определенных событиях. В итоге следователь может уже целенаправленно расследовать уголовное дело, не отвлекаясь на проверку бесперспективных версий. Однако прохождение проверки на полиграфе - это добровольное решение.

            Так, полиграфологу в текущем году было дано 73 поручения на проведение ПФИ, из них 23 - это кадровые проверки. То есть по уголовным делам и материалам проверок полиграфолога привлекали 50 раз, из них в 15 случаях люди в последний момент отказывались от исследования.

            - Какое еще современное оборудование помогает вам в раскрытии преступлений?

            - С 2010 года Следственный комитет вкладывал большие средства для оснащения криминалистической техникой следственных подразделений. Каждый следственный отдел оснащен современной цифровой видеокамерой, фотоаппаратами и лазерными дальномерами для измерения расстояний. В самом следственном управлении кримтехники, конечно, в разы больше: крылатые камеры, приспособления для исследования отпечатков пальцев и ладоней, обнаружители скрытых видеокамер, программно-аппаратный комплекс, который предназначен для получения информации с различных мобильных устройств - смартфонов, навигаторов, планшетных компьютеров, цианоакрилатовая камера.

            Кроме того, у нас теперь есть и пневмокаркасный модуль на 6 человек, в котором можно фактически жить зимой на месте происшествия. Есть снегоходы и болотоходы. Однако главное техническое средство, как и десятки лет назад, остается прежним - это голова.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще