Урал / Эксклюзив 4 октября 2016 г. 12:51

Ректор Тюменского индустриального университета О.Новоселов: "Мы готовим ровно столько инженеров, сколько необходимо нашим партнерам - строительным и нефтегазовым компаниям"

Две трети инженерного состава ТЭК Западной Сибири вышло, по экспертным оценкам, из стен Тюменского индустриального института, позднее ставшего нефтегазовым университетом. В апреле 2016 года университет получил статус опорного вуза. О том, как изменилась образовательная деятельность вуза с получением нового статуса, об участии нефтегазовых компаний в обучении студентов и о необходимости формирования инженерной ментальности в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал ректор Тюменского индустриального университета Олег Новоселов.

Ректор Тюменского индустриального университета О.Новоселов: "Мы готовим ровно столько инженеров, сколько необходимо нашим партнерам - строительным и нефтегазовым компаниям"
Фото сайта Тюменского индустриального университета

- Олег Александрович, недавно вуз сменил статус – стал опорным университетом. Что это значит?

- Мы стали опорным университетом, объединив под одной крышей два университета – Тюменский нефтегазовый и Архитектурно-строительный. Считаем, что это очередной исторический виток, так как в 1971 году строительный институт выделился из состава индустриального института, а теперь вернулся. А Тюменский индустриальный университет возвратил свое историческое имя. Конечно, процесс слияния двух вузов достаточно не простой. Была сложная кропотливая работа с коллективами университетов, но мы ее вытянули - создали единый коллектив.

- Изменилась ли образовательная деятельность вуза после объединения?

- В целом да, но эти изменения вызваны не тем, что мы объединились. Они вызваны требованием времени. Мы услышали, что сегодня нашим партнерам - компаниям строительного и нефтегазового блока – нужны, прежде всего, высококвалифицированные инженеры. Недостаток инженеров в нашем регионе – 40%, а в целом по России – 63%. Причем нужны не просто инженеры, а инженеры новой формации, которые способны работать в команде и управлять междисциплинарными проектами.

Поэтому мы сегодня трансформировали образовательную деятельность. Изменили саму образовательную программу и подходы к ней.

- Расскажите поподробнее, пожалуйста.

- Образовательная деятельность сегодня начинается с довузовской подготовки. Нам это интересно, потому что мы понимаем, что качественного инженера не выйдет без сформированного системного мышления. Для формирования системного мышления помимо фундаментальных математики, физики и химии нам необходимо черчение - то, которое раньше было в школах. Когда самостоятельно делаешь чертежи, начинаешь видеть фигуру в объеме. А компьютер, позволяя внести координаты, отнимает у детей визуализацию, воображение.

Чтобы способствовать развитию будущих абитуриентов, мы пошли в школы. Сначала это было 2-3 школы. Сейчас мы охватываем около 30 школ – назвали наш проект "Школой инженерного резерва". Обучаем ребят физике, математике, химии, но с привязкой к отраслевым вопросам. Если мы говорим о сообщающихся сосудах, то рассказываем еще о том, как это происходит под землей. Таких ребят мы обучаем с 5 по 9 класс. Старшеклассников не привлекаем, так как они заняты подготовкой к ЕГЭ, для них есть специальные курсы. Мы взяли на себя формирование инженерной ментальности и визуализации - школам очень нравится.

Есть еще один проект – участие в профильных классах компаний "Газпром", "Роснефть", СИБУР, которые тоже активно ведут раннюю профориентацию. Мы насыщаем расписание профильных классов, направляем преподавателей. Выпускники этих классов, как правило, поступают в технические вузы.

Ежегодно на базе нефтегазового университета проходит межрегиональная олимпиада юных геологов.

В этом году стартовал всероссийский проект Тюменского индустриального университета "Инженерный резерв России. Построим индустриальное будущее вместе". Всего было подано 328 заявок из разных регионов страны – Крым, Башкирия, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Курганская области, ХМАО, ЯНАО. Победители отборочного тура – 130 ребят - поехали в международный детский центр "Артек". Там, с помощью преподавателей университета, они разрабатывают научно-технические проекты нефтегазовой тематики.

Нам выделили 1 га земли прямо в самом центре Артека. На этой площадке мы взяли обязательство реализовать проект, воссоздающий все процессы в нефтедобыче - от геологоразведки до транспортировки нефти. Будут муляжи, макеты, которые имитируют тот или иной процесс в нефтяной отрасли.

Пропускная способность центра - 30 тыс. школьников, и это самые талантливые ребята нашей страны. Мы, конечно, не будем ломать гуманитариев, но притягивать к себе ребят, которые тяготеют к технике, к инженерной науке, мы заинтересованы.

- Олег Александрович, ваш университет позиционирует себя как первый в стране вуз корпораций. Расскажите, что подразумевается под этим названием?

- Для себя мы определили, что в среднесрочной перспективе до 2020 года мы обеспечиваем стабильное развитие университета как университета корпораций. Что это подразумевает?

Первое, мы готовим инженеров ровно столько, сколько требуется нашим партнерам. А мы сотрудничаем сегодня с такими компаниями как "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", СИБУР. Мы получаем от них заказ, а также рекомендации, каким компетенциям мы должны инженеров научить.

Второе, мы сегодня готовы выполнить задачи компаний в производстве новых видов техники и новых технологий. Для этого мы у себя в университете создали, в частности, экспериментальный завод буровой техники, геохимические лаборатории, буровой тренажерный центр. Это те инфраструктурные объекты, которые помогают нам довести новые разработки от идеи до промышленных испытаний, прямо на производственные площадки наших партнеров.

- Как участвуют ваши партнеры – компании в процессе обучения студентов?

- Нами разработана программа модульного обучения. Например, на уровне бакалавриата первые два года ребята изучают общие научные дисциплины. А третий и четвертый курс бакалавриата – это практико-ориентированное модульное образование. Мы сейчас его активно продвигаем.

Мы договорились с компаниями, что студенты в течение учебного года после прохождения отдельного теоретического модуля будут небольшими группами поступать на предприятие и закреплять теоретические знания на практике. Ребята поучаствуют во всех производственных процессах в качестве стажеров. А мы после завершения этого модуля проводим с предприятиями разбор полетов - кто, где не доработал. Предприятия понимают, что, участвуя в обучении студентов, они могут существенно сэкономить средства на программах доучивания, повышения квалификации в поствузовский период.

Наши студенты, переходя с места на место, начинают ориентироваться, чем хотели бы заниматься, какую специализацию выбрать. Стартовые позиции и возможности продвинуться в карьере у них выше, чем у тех ребят, которые не участвуют в таких практико-ориентированных модульных образовательных программах.

Есть и другая выгода. Если раньше компании устраивали так называемые "ярмарки специалистов", то сейчас отбор будущих работников осуществляется иначе. За каждым студентом персонально наблюдает наставник от компании и фиксирует, нужен им этот специалист или нет. А в самой выигрышной ситуации сам студент – пройдя через все компании, наш выпускник может получить сразу несколько предложений о работе.

- Как будет вестись подготовка на уровне магистратуры?

- Мы инициировали серьезный проект с компаниями-партнерами. Предложили им сформулировать квалификационные требования отдельно для бакалавриата и отдельно для магистратуры, где нужны еще и управленческие навыки. Не надо тратить время в дискуссиях - бакалавриат или магистратура, от нас требуется просто синхронизировать две системы - государственные стандарты и квалификационные требования компаний. Этим мы сейчас и занимаемся.

- Вы сказали, что университет готов выполнить задачи компаний по производству новых видов техники и новых технологий. Какие разработки университета взяли на вооружение нефтегазовые компании?

- За два года мы разработали технологию строительства многоствольных скважин. И с той технологией, которая родилась в стенах нашего университета, мы можем составить сегодня серьезную конкуренцию большой четверке нефтесервисных компаний.

Есть технологии по восстановлению и ремонту винтовых забойных двигателей. По этой технологии мы, кстати, выиграли правительственный грант, и с нашим партнером – пермской производственной фирмой "Сокол" - мы эту технологию реализовали. Сегодня у нас есть технологическая линия, и мы восстанавливаем двигатели. Там, например, ремонтируются двигатели компании Baker Hughes. Вот это говорит уже о доверии зарубежных партнеров к тем технологиям, которые мы реализуем.

Более того, мы сейчас выходим на арабский рынок. Нефтесервисные компании ОАЭ уже дали предварительное согласие на изготовление роторов винтовых забойных двигателей с упрочняющим покрытием, которое, опять же, родилось в нашем университете.

Мы готовы сейчас высвободившийся нефтесервисный рынок заполнять нашими предприятиями, которые имеют собственное технологическое насыщение и собственные кадры. С одной стороны, это бизнес, с другой стороны – возможность обеспечить студентам практику на настоящих нефтесервисных объектах, ведь мы говорим о практико-ориентированном образовании.

- Повышается ли конкурентоспособность вуза за счет работы на его базе инновационных предприятий?

- Так ведь все вузы их создают. Еще в 2010 году федеральный закон позволил создавать при вузах малые инновационных предприятия, были даже установлены планы по их созданию. Предприятий появилось очень много, но большая их часть не работает. Потому что эти предприятия создавали ученые, которые к рынку, к сожалению, не имеют отношения, и их идеи не всегда интересны потребителю.

Наша позиция – не создавать нежизнеспособных предприятий. На научно-техническом совете, где присутствуют представители нефтегазовых компаний, ставятся конкретные задачи. Так, например, с компанией "Лукойл" была поставлена задача по многоствольным скважинам. После чего с ее дочерними предприятиями мы отрабатывали существующие технологии, ведь без производственного опыта не решить задачи даже великим ученым.

- Эта технология оказалась востребованной и в других компаниях?

- Разрабатывая эту технологию, мы понимали, какую масштабную проблему решаем. Скважинный фонд – более 100 скважин, каждая в среднем стоит 100-120 млн рублей. Эта технология сейчас нужна в каждой компании. Мы даже научились ее правильно продавать. Бессмысленно рассказывать компании, которая не имела отношения к разработке, о том, что у нас есть технология строительства многоствольных скважин. Вряд ли кто-то доверит свои опасные объекты, чтобы на них экспериментировали, обкатывали новую технологию.

Тогда на своем экспериментальном заводе в стенах университета мы полностью сымитировали строительство этой скважины. У нас была труба, в эту трубу мы помещали другую трубу, забивали ее под давлением раствором, заводили туда рабочий инструмент, вырезали боковое окно. Все это снимали в формате Discovery. Этот эксперимент у нас длился три месяца. Фильм мы разослали нашим партнерам, после чего профильные специалисты нефтегазовых компаний побывали у нас на заводе, оценили технологию по достоинству. Сейчас у нас сформировалась целая производственная программа.

- Какие интересные проекты у вас сейчас в разработке?

- Совместно с правительством Тюменской области мы создаем йодное производство. Это проект по добыче йода из пластовых вод на площадке компании "РН-Уватнефтегаз". Да, этот объем невелик, но его будет достаточно для производственного цикла строящегося в Тобольске "Запсибнефтехима". Прямо в технологическую цепочку нагнетательных и добывающих скважин мы включаем свой реактор, вынимаем йод из воды и собираем его в бункере. Потом доводим до нужной кондиции и поставляем в компанию СИБУР. Проект попал в точку – это импортозамещение, ведь в России йод не добывают нигде уже больше 10 лет.