Эксклюзив 10 августа 2016 г. 18:09

Вице-губернатор Челябинской области Р.Гаттаров: "Проведение саммита ШОС - не самоцель, а возможность для развития"

Вице-губернатор Челябинской области Р.Гаттаров: "Проведение саммита ШОС - не самоцель, а возможность для развития"

            В 2020 году Челябинская область может принять саммиты ШОС и БРИКС. Идею проведения ШОС именно на территории Челябинска в 2015 году поддержал президент РФ. В апреле нынешнего года этот вопрос вновь был поднят Владимиром Путиным на встрече в Ново-Огарево с главой региона Борисом Дубровским. В настоящее время Челябинск начинает готовиться к международному событию, город ожидает "большая стройка". О планах по строительству современного аэропорта, конгресс-холла, новых комфортабельных гостиниц, благоустройству набережной реки Миасс, а также о взаимоотношении стран-участниц ШОС с Челябинской областью в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Руслан Гаттаров.

            - Руслан Усманович, в начале июня губернатор Борис Дубровский предложил ускорить работу по созданию так называемого Клуба губернаторов стран ШОС. Его идея была поддержана главой МИД Сергеем Лавровым. Какова главная цель такого Клуба?

            - При Шанхайской организации сотрудничества есть общественный институт, во время заседания которого Борис Александрович (Дубровский – ИФ) предложил подумать и рассмотреть возможность создания такой площадки, где руководители субъектов стран ШОС могли бы собираться для обсуждения культурного, гуманитарного и, самое главное, экономического сотрудничества. Кстати, нашу инициативу поддержало большинство губернаторов России. Надеемся, первое такое мероприятие пройдет в Челябинске.

            - Как продвигается экономическое взаимодействие Челябинской области со странами ШОС?

            - Если говорить о наших главных стратегических партнерах из числа сопредельных государств, то это, конечно же, Казахстан. Торговый оборот с этой страной составляет почти $2 млрд. По этому показателю Южный Урал - второй в стране после Москвы.

            Еще один наш стратегический партнер - Китай. Это великая страна, крупнейшая экономика в мире, с которой, к сожалению, Россия не так плотно взаимодействовала, как с Западом в силу разных причин: это и очень большая разница в подходах к бизнесу, и языковые барьеры. Товарооборот Челябинской области с Китаем сейчас составляет $600 млн. Мы работаем над увеличением этого показателя. За последние 2 года было подписано несколько соглашения о сотрудничестве с провинциями Китая, сейчас подключаем еще два региона.

            В наших приоритетах также Узбекистан, Индия. До 2020 года мы планируем выезды во все страны ШОС и провести в них "Дни Челябинской области". Такое взаимодействие очень укрепляет связи и выводит на неофициальные контакты, что очень важно как для политики, так и для бизнеса. Мы не забываем о культурных и гуманитарных связях, поэтому всегда берем с собой представителей образования, медицины, возим наши творческие коллективы, например, наш ансамбль танца "Урал". В Астану мы возили хоккейную школу "Трактор", 10-летние мальчишки которой играли со своими сверстниками из "Барыса". На последнем заседании совета глав субъектов федерации под председательством Сергея Лаврова, Бориса Дубровского попросили рассказать о нашем формате проведения региональных мероприятий в других странах, и после этого другим регионам рекомендовали равняться на Челябинскую область. Когда нас ставят в пример - это хороший знак.

            - Глава Челябинской области сказал, что к 2020 году регион должен стать образцовым. Что, на Ваш взгляд это означает? Пересекается ли подготовка к саммитам со стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года?

            - Существующая стратегия весьма всеобъемлюща и охватывает практически все направления развития области. Задачи, которые отражены в документе, во многом коррелируются с задачами по подготовке к саммитам. Это касается и развития инфраструктуры, и повышение качества дорог, и улучшения экологической обстановки. Вместе с тем в наших следующих стратегических документах, а губернатором поставлена задача разработки стратегии до 2030 года, мы должны четче разделить текущие задачи и стратегические цели. Необходимо больше сфокусироваться на ключевых приоритетах, которые помогут Челябинской области опередить таких конкурентов как Екатеринбург или Казань в борьбе за человеческий капитал и инвестиции. Контуры таких приоритетов понятны уже сейчас - это, безусловно, частные инвестиции в инфраструктуру.

            Проведение саммита ШОС и БРИКС позволит создать в регионе новую инфраструктуру, которая обеспечит лучшее качество жизни, новые рабочие места и позволит получить положительный социально-экономический эффект.

            Второе приоритетное направление, которое мы видим, это подготовка к созданию новых отраслей и рынков для экономики будущего. Например, рынок робототехники. Как мне кажется, роботы - это то, что через десяток лет будет обыденностью для многих семей. Как и беспилотные автомобили. Этот рынок потенциально огромен. Компании Южного Урала могут занять на нем достойное место при условии, что начнут смотреть лет на 10-15 вперед, инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, покупать лучшие кадры и демонстрировать глобальные амбиции.

            - Руслан Усманович, о какой новой инфраструктуре идет речь?

            - Это реконструкция фасадов зданий, строительство гостиниц, новых дорожных развязок, набережной р.Миасса, конгресс-холла и нового полигона ТБО.

            К 2020 году планируется появление современного трехэтажного аэропорта площадью 24 тыс. квадратных метров с двукратным увеличением перрона. На реализацию данного проекта частный инвестор направляет около 5 млрд рублей, еще 2,9 выделило государство на реконструкцию аэродрома, еще 3,7 млрд рублей мы рассчитываем получить с началом финансирования в 2018 году. Данные инвестиции позволят аэропорту развиваться до 2025 года без каких либо ограничений, с запасом под развитие.

            Также инфраструктура нового класса, о которой мы говорим, - высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург. Это проект, который должен быть реализован по модели государственно-частного партнерства (ГЧП).

            Для нас саммиты - не самоцель, а возможность получить инфраструктуру, которая позволит региону развиваться. Вот что для нас важно.

            - Отдельно вы подчеркнули необходимость решения экологических проблем. Прописаны какие-то конкретные шаги в данном направлении?

            - Конечно, сейчас мы не можем обязать предприятия поставить датчики, поскольку по существующему законодательству это предусмотрено только с 2019 года. Но в рамках поручения президента, которое как раз и предусматривает кардинальное улучшение экологической обстановки в регионе, мы можем повлиять на ситуацию. Этим вопросом очень серьезно занимаются лично губернатор и его заместитель Олег Климов.

            Речь идет, в частности, о необходимости внедрения комплексной оценки сложных технических объектов, таких, например, как Томинский ГОК и другие. Мы должны разобраться с нормами предельно-допустимых выбросов на заводах. С одной стороны, они не превышают установленных норм, но в условиях безветрия дышать тяжело. Значит, нужно их пересматривать, для этого необходима законодательная база. В рабочую группу по подготовке Госсовета РФ, которую возглавил губернатор, мы собрали лучших экспертов. Она подготовит системный документ, который может реально повлиять на ситуацию. Важно, что в этом процессе участвует и бизнес, ведь необходимо соблюсти баланс интересов. Думаю, мы сможем договориться. Предложения рабочей группы будут с учетом потребностей нашего региона, но могут стать основой для изменений во всей России. Надеюсь, что на Госсовете, который пройдет в конце года и будет предварять мероприятия, намеченные на 2017 год, год экологии, Владимир Путин и наши коллеги нас поддержат. И, возможно, нам не придется ждать 2019 года, чтобы решить ситуацию с датчиками, например, в режиме пилотной апробации.

            Еще одна задача - высадить миллион деревьев. Не маленьких саженцев, а именно деревьев. Также необходимо очистить русло реки Миасс и расчистить береговую зону. Мы считаем, что для администрации Челябинска это вполне реализуемые задачи.

            - Есть ли уже понимание, во сколько обойдется строительство конгресс-холла для проведения встреч и форумов? Где он разместится?

            - Предполагается, что конгресс-холл будет построен около цирка. ГЧП-модель сложная, в ней много рисков, поэтому есть специальные организации, которые занимаются подобными проектами. Они заключают договор с правительством страны или региона, инвестируют в проект, после чего продают свое право собственника инвесторам и выходят из проекта с прибылью. Инвестор в большинстве случаев не хочет этим заниматься, поэтому мы привлекли несколько таких организаций. От них уже было три предложения, одно из них нас устраивает.

            Что касается стоимости, все зависит от того, что мы хотим получить. Если просто поставить стеклянную коробку и выполнить минимальные требования, это одна цена. А если мы хотим получить еще, к примеру, киноконцертный зал на 2 тыс. человек, то, речь идет уже о других цифрах. Мы должны решить: нужен ли Челябинску и региону такой зал? Мне кажется, что нужен. Неправильно, когда к нам приезжают поп-артисты, а выступают в оперном театре.

            - Руслан Усманович, какова сегодня потребность в гостиничном фонде и какие средства будут направлены на строительство новых отелей?

            - Это десятки миллиардов рублей только частных инвестиций. Планируется построить более 10 гостиниц. Сейчас у нас есть 1 тыс. 293 места, нужно еще примерно столько же. На сегодняшний день есть конкретные инвесторы, выразившие желание на строительство гостиниц в соответствии с законом Челябинской области, глава администрации Челябинска Евгений Николаевич Тефтелев держит ситуацию под личным контролем, регулярно ставит губернатора в известность о проделанной работе. Нам нужно принять, как минимум, 20 делегаций. Самые большие из них - из Китая и Индии. Мы должны обеспечить делегациям безопасность: физическую, технологическую и информационную.

            - Что еще появится в преддверии саммита?

            - Мы планируем построить новое общежитие на базе Южно-Уральского госуниверситета на 1,5 тыс. мест. Помимо создания новых гостиниц, ожидается реконструкция 12-ти существующих. Также будут отремонтированы пять дорожных развязок, очищены 10 км русла реки и 2,5 км береговой зоны, рекультивированы 70 га свалки. Кроме того, планируется установить очистительные и водно-очистительных сооружения на промышленных предприятиях.

            - Жители Челябинска с нетерпением ждут, когда закроют городскую свалку. Уже известны сроки работ?

            - Рекультивация городской свалки в Челябинске намечена на 2018-2019 годы. В настоящее время идут проектные работы.

            - Челябинск - один из претендентов на проведение саммитов стран-участниц ШОС и БРИКС. Есть ли у города опыт проведения международных мероприятий подобного уровня?

            - Мероприятий такого масштаба в Челябинске еще не проводилось, но мы принимали чемпионаты мира самого разного уровня. Надо работать, надо готовиться. Тут важно заострить внимание на том, что это проект межведомственный и командный. Поэтому каждый из нас должен выложиться на 200% - тогда все получится. Это огромный труд, огромная ответственность. Мне нравится выражение Бориса Александровича (губернатор Челябинской области - ИФ), о том, что регион, как и человек, могут развиваться только крупными проектами. Да, всегда есть шанс ошибиться, зато при реализации масштабных проектов можно рассчитывать на серьезные результаты. Я согласен с ним - мы должны иметь смелость браться за крупные проекты.

            Важно развиваться и создавать базу, которая, в свою очередь, создаст дополнительные возможности для развития человеческого капитала. Это как в "Алисе в стране Чудес", где нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать, как минимум, вдвое быстрее. Именно такой сегодня баланс между развитием и стагнацией. Важно создать дополнительные возможности для человеческого капитала. Будет развиваться человеческий капитал - будет развиваться и бизнес, и экономика, и культурная и образовательная сферы.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще