Урал / Эксклюзив 8 июля 2016 г. 10:13

Начальник Екатеринбургской таможни С.Абросимов: "Современный мультимодальный комплекс по обработке грузов позволил освободить Екатеринбург от большого количества тяжелого автотранспорта"

Начальник Екатеринбургской таможни С.Абросимов: "Современный мультимодальный комплекс по обработке грузов позволил освободить Екатеринбург от большого количества тяжелого автотранспорта"

            Осенью 2016 года Федеральной таможенной службе России исполняется 25 лет. В преддверии знаменательной для таможенников даты об открытии универсального таможенного поста на юге Екатеринбурга, об участии в эксперименте по внедрению технологии автоматического выпуска деклараций и о влиянии санкций на поставки импортных продуктов в регион в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал начальник Екатеринбургской таможни Сергей Абросимов.

            - Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о перспективах по переносу Орджоникидзевского таможенного поста, который теперь находится на улице Бахчиванджи. Чем будет заниматься этот пост? Каковы будут его объемы?

            - Новое название таможенного поста "Орджоникидзевский" - Октябрьский таможенный пост. Новый адрес поста - Бахчиванджи, 2, в районе юго-восточной части Екатеринбурга, где расположен аэропорт "Кольцово", и которая определена транспортно-логистическими стратегиями Екатеринбурга и Свердловской области как зона, имеющая наибольший потенциал для развития современной логистики и способная стать основным распределительным центром товаропотоков Уральского федерального округа.

            Орджоникидзевский таможенный пост создавался в конце 80-х - начале 90-х годов. В то время, конечно, не было такого плотного автомобильного потока, и долгие годы он благополучно исполнял свои функции. Но время диктует новые условия, количество грузов, доставляемых именно автомобильным транспортом, возрастает. В настоящий момент необходимо дать возможность городу вздохнуть, оставив дороги Екатеринбурга, в основном, для легковых автомобилей.

            Место выбора поста как раз продиктовано тем, что старое расположение таможенного поста не позволяло быстро и оперативно со всех направлений (авиационного, железнодорожного и автомобильного) консолидировать грузы в одном месте. Близость аэропорта "Кольцово" обеспечивает нам очень хорошую логистику для транспортных компаний. Кроме того удобство работы с грузами обусловлено выходом на Транссибирскую магистраль - это станция "Кольцово" Свердловской железной дороги, и на основные автотранспортные магистрали Свердловской области - в направлении Москвы, Перми, Тюмени, Челябинска, Серова и Кургана, минуя дорожную сеть Екатеринбурга и не загружая ее дополнительно.

            Новый уникальный склад временного хранения площадью более 12 тыс. кв. метров и 2250 куб.м. закрытых помещений позволяет одновременно размещать порядка 50 крупногабаритных автотранспортных средств и 100 железнодорожных контейнеров.

            Важным стартовым сервисом "Екатеринбургского таможенного терминала" является его график работы. Мы работаем с 9:00 до 20:00 часов, что обеспечивает всем участникам внешнеэкономической деятельности гарантированную выдачу товаров со склада временного хранения в день их выпуска.

            Имеется также возможность помещения на склад товаров, требующих особых условий хранения. В ближайшем будущем непосредственно на территории терминала планируется организация лаборатории Россельхознадзора на предмет ее безопасности, а также установка холодильного оборудования, позволяющего за кратчайший промежуток времени осуществить заморозку продуктов.

            - Расскажите об эксперименте, который начался прошлым летом, по совершению таможенных операций с применением принципа "раздельного контроля". Таможня также находилась в числе объектов пилотной зоны по внедрению технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) выпуска деклараций на товары. Можно ли подвести какие-то итоги?

            - Уже несколько лет назад руководство Федеральной таможенной службы приняло решение о переводе всего массива документов, которые представляются участниками внешнеэкономической деятельности, в электронный вид, используя систему интернета. Сейчас мы перешли на стопроцентное оформление деклараций на товары в электронном виде - ушло в прошлое предоставление в таможенные органы документов на бумажных носителях.

            Кроме этого Екатеринбургская таможня по решению Федеральной таможенной службы участвует в эксперименте по консолидации всего декларационного массива на одном таможенном посту. На Урале именно Екатеринбургская таможня была выбрана как первая экспериментальная площадка для этого. Основная масса - более 80% всех деклараций, которые подаются в Екатеринбурге и Свердловской области, подается непосредственно в Центр электронного декларирования. Надеюсь, наш опыт и наработки помогут Федеральной таможенной службе, и в скором будущем 100% всех товаров будут оформляться именно в Центрах электронного декларирования.

            Централизация в ЦЭД декларационного массива обеспечила высокий рост сразу нескольких показателей: во-первых, произошло более чем десятикратное увеличение декларационного массива в Екатеринбургском ЦЭД; во-вторых - расширение декларируемой номенклатуры товаров более чем в 2 раза; в-третьих, количество участников внешнеэкономической деятельности, производящих таможенное оформление в Екатеринбургском ЦЭД, увеличилось в 3,5 раза. Это не означает, что участникам внешней экономической деятельности необходимо подъезжать в Екатеринбург, если они находятся в других городах Свердловской области. Все декларации подаются по каналам связи через интернет, поступают в Центр электронного декларирования Екатеринбургской таможни, и это во много раз снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности.

            Главным положительным результатом стало существенное снижение временных издержек, так, по экспортным декларациям время оформления сократилось более чем на треть, а по импортным - больше чем на 40%.

            - Не приведет ли внедрение информационных технологий к увеличению махинаций с таможенными декларациями?

            - Наше внутреннее информационное рабочее пространство защищено от несанкционированного входа специальными программами с высокой степенью защиты. Поэтому каких-либо случаев утечки информации, связанных с тем, что документы предоставляются в электронном виде, не возникало ни разу.

            - Как будет происходить взаимодействие таможенных постов в рамках грядущего Иннопрома? Какой вы получили опыт по итогам выставки в прошлом году?

            - Товары, ввозимые к международной промышленной выставке "Иннопром -2016", как и товары, которые ввозятся для проведения российско-китайского ЭКСПО в Екатеринбурге, в зависимости от целей ввоза, могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Помещение товаров под таможенные процедуры и таможенный контроль планируется осуществлять на новом Октябрьском таможенном посту, который расположен опять же в непосредственной близости от нашего выставочного "ЭКСПО-центра".

            Можно сказать, что за прошедшие годы Екатеринбургская таможня накопила опыт работы по оформлению товаров для международных выставок. Если в прошлом году при подготовке к проведению выставки "Иннопром-2015" некоторые вопросы все-таки возникали, например, в части идентификации ввозимых товаров, то в этом году при проведении совещания при губернаторе, правительства Свердловской области, со всеми представителями иностранных государств-партнеров данной выставки позволило исключить подобные ситуации.

            - Предпринимаются ли меры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, упрощению таможенного оформления товаров?

            - Для упрощения таможенных формальностей Федеральной таможенной службой России, проводится планомерный процесс формирования "зеленого сектора" участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время используется более 40 критериев, позволяющих оценить их деятельность. К добросовестным предприятиям, крупнейшим игрокам на внешнеэкономическом рынке, имеющим категорию "низкого уровня риска" не применяются такие меры, как, например, таможенный досмотр товаров, экспертиза товаров и документов, подтверждающих заявленные таможенному органу сведения.

            Самые крупные компании и заводы, которые работают на территории Свердловской области, входят в "зеленый сектор". Мы понимаем, что данные предприятия никуда не денутся, это не фирмы-однодневки, у них и капитал, и имидж предприятия на внешнем рынке сформирован. Руководство этих предприятий заинтересовано в том, чтобы комплектующие и товары поступали очень быстро к ним, и они не несли никаких издержек для хранения товаров на железнодорожных станциях, на складах временного хранения.

            - Список предприятий пополняется?

            - Если это производственные компании, то, конечно же, пополняется. Это не фирмы по предоставлению каких-то услуг, у которых уставный капитал - 10 тыс. рублей, и никакой ответственности они больше за ввезенный на таможенную территорию груз не несут.

            - Как вы боретесь с ввозом контрафакта? Как он выявляется? Количество контрафакта в Екатеринбурге растет или уменьшается? Какая продукция чаще всего подделывается?

            - Контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности осуществляется не только в отношении товаров, реализуемых в торговой сети, но и в процессе декларирования товаров при ввозе их в нашу страну на территорию стран таможенного союза, в том числе и в международных почтовых отправлениях. При таможенном оформлении импорта действует система управления рисками, где особое внимание обращается на категории товаров, в отношении которых велика вероятность подделки.

            Федеральной таможенной службой составлен и ведется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) на основании заявлений правообладателей. В настоящий момент в него включено более 4 тыс. объектов интеллектуальной собственности, как российских, так и иностранных. Именно включение в него товарного знака - основа для действий таможенников.

            Но если раньше подделки, обращающиеся на территории Таможенного Союза, были преимущественно иностранного происхождения и поступали в основном из КНР и стран Юго-Восточной Азии, то сегодня возрастает доля поддельной продукции отечественного производства. Поэтому специалистами Екатеринбургской таможни совместно с полицией проводятся проверочные мероприятия, направленные на пресечение оборота контрафактной продукции на внутреннем рынке на территории Свердловской области.

            В текущем году в ходе совместных рейдов выявлено почти 44 тыс. единиц контрафактной продукции, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях и 2 уголовных дела.

            К примеру, если за прошлый - 2015 год - подразделениями таможни выявлено и изъято более 50 тыс. единиц контрафактной продукции, то с начала нынешнего - уже более 64 тыс. таких единиц продукции.

            Если говорить о наиболее "рисковых" товарных группах импортных поставок, то в основном чаще всего подделываются спортивная одежда и обувь известных торговых марок, детские товары, а также детские игрушки.

            - Есть ли понимание, как изменились потоки завоза продуктов питания в связи с вводом санкций? Из каких стран уменьшился ввоз, насколько? Из каких - напротив - увеличился?

            - До введения отдельных специальных экономических мер в Екатеринбургской таможне зарегистрирован ввоз порядка 18 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из-за рубежа, из них 86% приходилось на страны Евросоюза, основная продукция которых составляла сыры, фрукты и овощи.

            После вступления санкций произошло резкое уменьшение объема ввоза данной продукции - более чем на 95%. В основном, ввозились только овощи и фрукты из Сербии, Абхазии, Албании, Афганистана, Китая, Украины и Узбекистана.

            Если сравнивать с 2015 годом, то география ввоза плодоовощной продукции не изменилась, основными странами-поставщиками являются Китай и Сербия. Хотя основные объемы ввоза данной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительно, но снизились. Это связано с прекращением ввоза товаров из Турецкой Республики.

            - Сергей Викторович, Вы проработали в должности начальника таможни уже почти год. На Ваш взгляд, какие первоочередные проблемы необходимо было решить, или, возможно, уже это сделано?

            - За те несколько месяцев, которые я проработал в должности начальника Екатеринбургской таможни, учитывая опять же предыдущий опыт работы в Кольцовской таможне имени В.А.Сорокина, сделано самое главное - это перенос таможенных постов из Екатеринбурга ближе к объездной дороге. Мы уже говорили о переносе таможенного поста Орджоникидзевский на юг города. Кроме этого в начале июня было принято решение о перемещении таможенного поста Верх-Исетский, который находился в центре Екатеринбурга, на улицу Строителей. Это место приближено к северной части нашего города.

            Таким образом, в Екатеринбурге сейчас - два крупных транспортно-логистических узла: один - на юге, где и располагается Октябрьский таможенный пост и мультимодальный терминал по обработке грузов, и второе место - это северная часть нашего города, которая близка к выходу на направления Нижнего Тагила и Перми. Это - основное, чем я, в принципе, уже горжусь, - что удалось сделать за достаточно небольшой промежуток времени.

            Кроме этого в Екатеринбургской таможне формируется коллектив, деятельность которого выстроена с учетом внедрения информационных технологий, создания Центра электронного декларирования. Необходимо было пересмотреть и осуществить изменения штатной структуры таможенных постов, которые находились в малых городах Свердловской области, где произошло, конечно же, значительно сокращение, в связи с тем, что контроль и проверка документов, предъявляемых при декларировании, там уже не осуществляется, осуществляется только фактический контроль. Это позволило нам сократить некоторые издержки, оптимизироваться и сэкономить бюджет Российской Федерации.

            Я понимаю, что мир не стоит на месте, внешнеэкономическая ситуация вокруг России и стран Таможенного союза будет изменяться. Но в будущее все-таки смотрю с оптимизмом. Мы надеемся, что, так называемое "сложное время", для многих наших предприятий позволит в большей степени развивать экспортную направленность, выйти на международный уровень и в то же время - осуществить импортозамещение на внутреннем рынке. Екатеринбургская таможня оказывала и по-прежнему будет оказывать содействие участникам внешнеэкономической деятельности, создавая режим максимального благоприятствования для их внешнеторговой деятельности, снижая все возможные издержки, с целью увеличения товаропотока и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Все это, в конечном итоге, увеличивает инвестиционную привлекательность нашего региона, помогает развивать его экономику.