Эксклюзив 1 июля 2016 г. 16:03

Директор АНО "Центр кластерного развития Челябинской области" В.Алексеев: "Кластер - это кооперационная цепочка, господдержку получает не кластер, а конкретный участник на конкретный проект"

Директор АНО "Центр кластерного развития Челябинской области" В.Алексеев: "Кластер - это кооперационная цепочка, господдержку получает не кластер, а конкретный участник на конкретный проект"

            Центр кластерного развития (ЦКР) был образован по инициативе губернатора Челябинской области Бориса Дубровского в марте 2016 года, с мая начал фактическую работу. Это - новый институт поддержки промышленности, созданный в рамках реализации обновленной в прошлом году промышленной политики региона. К первым успехам ЦКР можно отнести включение Южно-уральского приборостроительного кластера "Планар" в реестр промышленных кластеров Минпромторга РФ. Это событие стало значимым не только для ЦКР или "якорной" компании кластера - ООО "Планар", но и для всей промышленности области в целом. О тонкостях создания кластеров и перспективах их развития в регионе в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал директор автономной некоммерческой организации "Центр кластерного развития Челябинской области" Вадим Алексеев.

            - Вадим Николаевич, на Ваш взгляд - есть ли интерес, желание со стороны челябинских производителей-владельцев бизнеса объединяться в кластеры?

            - Из-за того, что много обсуждалась тема кластеров, но никаких практических действий не предпринималось, на определенном этапе понятие промышленного кластера было несколько дискредитировано. Была этакая модная тема, все представляли кластер в качестве какого-то клуба по интересам, которому еще государство и денег даст.

            Сегодня появился четкий регламент, и мы понимаем, что кластер - это кооперационная цепочка. При этом господдержку получает не кластер, а конкретные его участники на конкретный проект.

            - Почему государству интересен кластерный подход?

            - В широком смысле кластер - это объединение однотипных предприятий. Это направление государство начало разрабатывать еще в 2010-2011 годах, в 2011 уже стали появляться первые кластерные образования. Однако государство столкнулось с проблемой: влиять на предприятия в чисто административном виде было сложно, поэтому было принято решение влиять экономически - через оказание мер государственной поддержки. Первые шаги в этом направлении сделало Минэкономразвития РФ, опубликовав в 2013 году постановление об образовании инновационно-территориальных кластеров. Это были уже сложившиеся конгломераты предприятий, всего их было порядка 25 по стране. Государство предложило им варианты поддержки, но фактически она не касалась среднего и малого бизнеса.

            Между тем стало очевидно, что двигателями развития отечественной промышленности выступают инновационные структуры, которые зачастую не являются представителями крупного бизнеса. Как правило, это - среднее и малое предпринимательство. Но их очень много, а государству было бы удобнее поддерживать не одиночное предприятие, а группу. Таким образом, развивается контролируемая кооперация - с одной стороны, и поддерживается производство из числа малого и среднего бизнеса - с другой.

            Как итог - 31 июля 2015 года вышло постановление правительства РФ N 779"О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров", которое четко регламентировало параметры создания промышленных кластеров.

            - Каковы эти параметры сегодня?

            - Кластер - это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или территориях нескольких субъектов РФ, производящих промышленную продукцию.

            В кластер должно входить не менее 10 промышленных предприятий, при этом коэффициент кооперации внутри кластера должен быть не менее 50%, за исключением предприятий, выпускающих конечную продукцию.

            В составе кластера также обязательно должно быть не менее одного высшего или среднего учебного заведения, оказывающего содействие в образовательном, научном развитии предприятий кластера и повышении квалификации его сотрудников. Обязательно в кластере должны быть финансово-кредитное учреждение и общественная организация, а также специализированная организация, которая будет представлять интересы структуры во всех государственных инстанциях. Высший орган - это совет кластера.

            Сразу скажу: сегодня представители федеральных структур признают, что некоторые требования к промышленным кластерам избыточны. Например, требование о коэффициенте кооперации не менее 50%, об обязательном наличии в составе кластера финансово-кредитного учреждения. В перспективе некоторые требования могут быть отменены, однако пока участники кластеров должны руководствоваться действующим законодательством.

            - На какие меры господдержки могут рассчитывать участники кластера?

            - Оказание мер господдержки промышленным кластерам, которые занимаются импортозамещением, четко регламентируется постановлением от 28 января 2016 г. N41 "Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещений".

            Этот документ устанавливает порядок, цели и условия предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промкластеров на возмещение части затрат при реализации их совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции.

            Согласно этому документу, участники кластера могут частично возместить затраты на процессные и технологические мероприятия. Из числа процессных могут быть компенсированы, в частности, затраты на подготовку документов для лицензирования, сертификации продукции и систем мендежмента, аттестации производства и оборудования; затраты на профобучение и повышение квалификации работников, на разработку документации систем учета и контроля производственных затрат, включая "бережливое производство"; затраты на оплату процентов по кредитам на процессные мероприятия.

            К затратам технологических мероприятий, которые может частично просубсидировать государство, отнесены - в числе прочего - расходы на ввод нового оборудования, на лизинговые платежи за основные средства, на оплату процентов по кредитам на капстроительство и реконструкцию, на покупку техоснастки для оборудования, программного обеспечения и другое.

            В постановлении четко указано, что получателями господдержки в рамках совместного проекта могут быть только участники кластера: инициатор и соисполнители. Участников должно быть не менее двух.

            Кроме того требуется согласование программы развития кластера с региональным правительством, региональной программой развития промышленности.

            - Сколько "официальных" кластеров создано в РФ, Челябинской области?

            - В настоящее время Минпромторг РФ зарегистрировал 4 кластера. Первым был кластер из Воронежа, специализирующийся на производстве запорной арматуры для нефтепроводов, вторым - Псковский электротехнический, выпускающий энергетическое оборудование, третьим - это Поморский лесопромышленный кластер, четвертым - стал наш Южноуральский приборостроительный кластер "Планар".

            - Почему в реестре так немного кластеров?

            - Есть позиция государства - грамотно подойти к вопросу создания кластеров - появляется четкий регламент. Действовать по нему должны практики-производственники, которые ежедневно заняты решением целого перечня текущих задач.

            Да, производственник понимает, что неплохо было бы решить с государством какие-то совместные задачи, но для выполнения жесткого и сложного регламента ему, по сути, нужно создать серьезную рабочую группу. В ее состав должны войти научные специалисты, специалисты в бухгалтерии, с навыками стратегического планирования, в конце концов, все документы нужно правильно оформить. Это можно было бы попытаться купить, но такой "товар" на рынке фактически не представлен.

            У нас в области по инициативе главы региона Бориса Александровича Дубровского было решено задачу для промышленников упростить, создав Центр кластерного развития (ЦКР). ЦКР фактически является связующим звеном между органами власти региона, федерального уровня и группой производственных предприятий.

            Но сразу подчеркну, что без волеизъявления, понимания со стороны владельца бизнеса вопрос не сдвинется. Поэтому наша основная задача донести информацию и наш наработанный практический опыт до предприятий, которые могут объединиться в кластер либо имеют такое желание.

            - Сложно было нашему кластеру получить регистрацию в реестре Минпромторга РФ?

            - Непросто. Первый пакет документов для регистрации кластера был отправлен в конце апреля, прошел проверку экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ). Насколько мне известно, вместе с нами на регистрацию заявилось около 10 кластеров, все они были возвращены. Нам были высказаны замечания, мы их исправили и отправили новую заявку, а 14 июня уже получили регистрацию. Кстати, был ряд спорных замечаний, которые мы "отстояли".

            - Сколько предприятий входит в южно-уральский приборостроительный кластер "Планар"?

            - Это объединение 14 организаций с "якорным" предприятием - ООО "Планар". Все они задействованы в кооперационной цепочке, выпуская продукцию на внутренний и внешний рынки. При этом на экспорт поставляется в разы больше продукции, чем на внутренний рынок. Скажу только, что в числе покупателей приборов "Планара" - НАСА (аэрокосмическое агентство США), Boеing (американский производитель авиационной, космической и военной техники-ИФ), Cessna (американский производитель самолетов-ИФ).

            Другое дело, что три основных конкурента "Планара" - Rohde&Schwarz (Германия, крупный производитель контрольно-измерительного оборудования для беспроводной связи, теле- и радиовещания, электронной промышленности, радиомониторинга и радиолокации-ИФ), Keysight Technologies и Anritsu (оба-США, крупные производители контрольно-измерительного оборудования-ИФ). Это корпорации мирового уровня с многомиллиардными оборотами, получающие серьезную поддержку своих государств по определенным направлениям, заказам. Но их мощь определяет их основной недостаток - инертность. Поэтому "Планар", как небольшое предприятие, успевает в своем сегменте делать приборы, необходимые рынку, быстрее.

            - Какие инвестпроекты кластера претендуют на господдержку, в каком объеме?

            - Участники промкластера на базе "Планара" оформили совместный проект на создание участка прототипирования печатных плат и участка точной механики. Согласно 41-му постановлению, инициатор совместного проекта должен вложить не менее 50% его стоимости, чтобы получить госпомощь. Наши два проекта на общую сумму около 400 млн рублей претендуют на господдержку в размере порядка 180 млн рублей.

            - Почему были выбраны эти проекты?

            - Они наиболее проработаны. "Планар" изготавливает электронные приборы, требующие большого числа разъемов. Это уже механика. Электроника очень компактная - планаровские приборы зачастую имеют меньшие размеры, нежели американские и немецкие, поэтому требуется практически ювелирная работа с механическими изделиями. Для этого требуются серьезные станки, приборы контроля, так как качество соединения влияет на работу прибора. Кстати, мы рассматриваем этот проект как возможность не только обеспечить развитие предприятий кластера, но и оказывать услуги другим предприятиям радиоэлектронной промышленности. То же самое - с печатными платами, в которые "упаковываются" микросхемы.

            Совместные проекты кластера "Планар" - чистейший трансферт технологий. Берем наработанную технологию и создаем производственные участки, никому не надо ехать за рубеж, предприятия кластера будут развиваться. В конечном счете, это скажется на росте производства и снижении импорта предприятий радиоэлектронной промышленности Челябинской области и ближайших регионов.

            - Каковы сроки реализации заявленных на господдержку инвестпроектов?

            - Сжатые: ориентировочно полтора-два года. Если господдержки не будет, то срок немного увеличится.

            - Чем сегодня занимается областной ЦКР?

            - Зарегистрировав южно-уральский приборостроительный кластер, сопровождая его проекты в процессе получения господдержки, специалисты ЦКР наработали практически опыт или, как сейчас говорят, уникальные компетенции. Теперь этим опытом мы будем "делиться" с другими производственниками, которые хотят организовать кластер и получить поддержку государства. Просто тиражировать наш опыт не получится, поскольку у каждой отрасли - своя специфика.

            В настоящее время мы проводим встречи с промышленниками. Активно сотрудничаем с производителями андроидной техники, провели встречи с краностроителями, ведем переговоры со станкостроителями, представителями других отраслей.

            - На Ваш взгляд, какие кластеры, кроме приборостроительного, реально создать в Челябинской области?

            - Существуют инициаторы создания краностроительного, машиностроительного, станкостроительного, ядерной медицины, робототехнического кластеров.

            Мы уже сопровождаем подготовку документации робототехнического кластера на базе магнитогорской компании "Андроидная техника" для регистрации в реестре Минпромторга РФ. Думаю, к осени они будут готовы к этому. Временные рамки примерные, поскольку сама только процедура регистрации в Минюсте занимает 2-3 недели, если нет ошибок.

            Отмечу, что самый трудоемкий процесс - это подготовка программы развития кластера, ее согласование с областной программой развития промышленности. В эту программу обязательно входят совместные проекты, к которым предъявляется достаточно жесткий регламент Минпромторга. То есть хорошая инициатива промышленника должна быть не просто "нарисована на листке", но иметь четкие параметры серьезного проекта, который готов к прохождению специальной экспертизы - сметной стоимости совместного проекта. Это силы, время и какие-то материальные затраты. ЦКР всячески содействует тому, чтобы они были минимизированы.

            Кроме того мы "нарабатываем" пул определенных предприятий, имеющих опыт такой работы. Приведу пример по "Планару". Мы обратились за такой экспертизой, но нам предложили необоснованно высокие цены на данную услугу, видимо, по аналогии с расценками на полновесную строительную экспертизу, хотя речь шла о закупке уникальной техоснастки. На эту экспертизу в зависимости от уровня эксперта требуется несколько часов, однако нам эту работу оценили в сумму больше полумиллиона рублей за одну смету. Согласитесь, как-то странно производственнику, который собирается просить господдержку, тратить деньги непонятно на что. Поэтому мы проводили мероприятия, разговаривали с экспертами и, в итоге, снизили сумму в разы.

            - А что с крановым кластером? В свое время о нем много говорилось...

            - Первая встреча с представителями крановых компаний прошла 17 июня. Мы выяснили, что тема создания кранового кластера требует значительной доработки. Дело в том, что в регионе есть несколько предприятий, выпускающих крановую продукцию. У них разные кооперационные цепочки, хотя некоторые из них пересекаются.

            Кластер - это объединение предприятий. Но нельзя всех, у кого в названии компании есть слово подъемный механизм, "сбивать" в одну "кучу". Из-за этого возникли сложности. Но это решаемо, будем работать.

            - Насколько велик риск, что трудозатраты на создание кластера не окупятся в итоге?

            - Решать за группу предпринимателей, много лет занимающихся производством, как им выстраивать кооперацию, будет ли им выгодно, ЦКР не может. Мы должны донести наличие возможности получить господдержку как можно более широкому кругу промпредприятий и разъяснить возможности, которые дает получение статуса промышленного кластера. Если они увидят в этом для себя перспективу и возможность расширения бизнеса в соответствии с областными и федеральными программами развития промышленности, мы будем оказывать им всестороннее содействие. Именно такая задача нам поставлена губернатором Челябинской области.

            - Если я правильно поняла, статус кластера - это не только поддержка от государства рублем...

            - ....Господдержка - это ведь не только субсидирование. Во-первых, сегодня - не самые "тучные" времена, во-вторых, серьезные производственники говорят, что им от государства нужны не столько субсидии, сколько сотрудничество.

            Например, у меня продукция не хуже, чем импортные аналоги, и дешевле, плюс к этому - сервисное обслуживание, адаптация. Но если посмотреть те же госзакупки, то предпочтение отдается все-таки продукции крупных зарубежных корпораций. А они еще в 90-ые опробовали свои лоббистские возможности, наработали громадный опыт продвижения своей продукции и используют любые недоработки в нашем законодательстве, чтобы продвигать свои интересы. Понятно, что продвижение продукции импортного производителя ущемляет интересы отечественного. В этом плане кластеры могут стать авторитетным инструментом для защиты и продвижения интересов наших производителей.

            Например, насколько мне известно, приборостроительный "Планар" совместно с ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" готовит предложения в Минпромторг РФ с проектами предложений о создании метрологических методик. Около 30 лет не было серьезных изменений в метрологии в области радиоэлектроники. Она очень быстро развивается, а метрология отстает. Методика всегда предполагает использование измерительных приборов.

            В связи с этим мы выходим с предложением в Минпромторг РФ, чтобы создать рабочую группу о расширении статусных полномочий кластеров. В частности, речь идет о том, чтобы промкластер в своей области являлся экспертом и признавался производителем российской продукции, естественно, с определенной системой контроля.

            - Для чего это нужно?

            - Объясню: сегодня мы не понимаем, как определяется статус российского производителя. Методики очень формальные и сводятся к формуле, по которой любая компания, привозящая продукцию по серой схеме, например, из Китая или США, просто прикручивает здесь местный шильдик, накручивает 300% и при этом признается исключительно российским производителем. Кластер же - это минимум 10 предприятий, связанных кооперационной цепочкой, которые согласовывают программу развития производства с региональными и федеральными властями. У них есть производственная база, рабочие места, они платят налоги. Поэтому логично, если кластер как авторитетная структура будет выдавать экспертные мнения в своей области. Если они будут также признаны производителями российской продукции, то смогут воспользоваться преференциями, предусмотренными федеральным законодательством.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще