Эксклюзив 30 ноября 2015 г. 10:58

Психолог противопожарной службы МЧС РФ по Челябинской области О.Турханова: "Чтобы качественно оказать психологическую помощь, нужно понять и ощутить боль человека"

Психолог противопожарной службы МЧС РФ по Челябинской области О.Турханова: "Чтобы качественно оказать психологическую помощь, нужно понять и ощутить боль человека"

             В Кисловодске прошел конкурс "Лучший психолог МЧС России-2015", участие в котором приняли также специалисты из Уральского регионального центра МЧС РФ. Психолог из Троицка Челябинской области Оксана Турханова также участвовала в состязании, ранее заняв первое место на региональном этапе. Свои впечатления от конкурса, о работе на месте ЧП с пострадавшими и родственниками погибших, а также, почему работа психолога МЧС сравнима с работой бригады скорой медпомощи, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала психолог отделения кадровой и воспитательной службы 7-го отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по Челябинской области Оксана Турханова.

            - Оксана, Вы победили на региональном этапе конкурса "Лучший психолог МЧС России - 2015" и поехали на Всероссийский этап. Как попали на конкурс психологов, в чем он заключался, и насколько тяжелым показалось с профессиональной точки зрения?

            - Региональный этап конкурса проходил прямо на рабочих местах. Он включал в себя тестирование по теоретическим и практическим вопросам нашей деятельности. Всероссийский этап конкурса для психологов состоялся в Кисловодске и проводился в рамках научно-практической конференции "Актуальные проблемы состояния и перспективы развития психологической службы МЧС России". Из российских регионов приехало 100 моих коллег, в самом конкурсе принимали участие 18 психологов.

            Победа в конкурсе и последующая возможность участия во втором, всероссийском этапе очень меня воодушевили, а все трудности, связанные и подготовкой и участием, можно охарактеризовать как "приятные хлопоты", все было очень интересно и познавательно.

            - Что было на конкурсе? Как прошла его организация?

            - Все было на высоком уровне, прекрасная организация мероприятия. График был плотный - мы трудились с утра и до позднего вечера. В первый день было знакомство, нас приветствовала директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. Перед нами, конкурсантами, стояло много интересных и сложных задач. Во-первых – самопрезентация: необходимо было представить свою профессиональную деятельность и собственную профессиональную позицию в свободной творческой форме. Во-вторых, нужно было показать свои знания в области законов психологии и знаменитых персон, реализовать, а также представить проект психологического сопровождения в различных ситуациях и определить социально-психологические явления.

            - Оксана, в чем заключается работа психолога МЧС?

            - Психологи МЧС России выполняют две основные задачи. Первая задача - психологическое сопровождение деятельности профессиональных контингентов МЧС России - пожарных, водителей и т.д. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей, так как они ежедневно работают в экстремальных условиях и испытывают ежедневные физические и эмоциональные перегрузки. Вторая задача уникальна - оказание экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам пострадавших в чрезвычайных ситуациях. В конце 90-х годов психологическая служба МЧС РФ одной из первых среди подобных подразделений силовых ведомств начала оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС РФ, утвержденной указом президента РФ. И, если говорить простым языком, наша цель в работе на ЧС - помочь пострадавшему справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, безысходность, чувство утраты. Все эти реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для самого человека, так и для окружающих. Приемами психологической помощи можно как существенно облегчить состояние, так и морально поддержать человека.

            - В трудную минуту?

            - Да, конечно. Поддержать человека в тот момент, когда его жизнь резко изменилась. Когда привычной повседневной жизни уже не существует, и ему надо к этому адаптироваться, продолжать жить дальше. То есть во время чрезвычайных ситуаций мы оказываем помощь, прежде всего, пострадавшим. Но очень непросто работать с родственниками людей, которые погибли во время ДТП или ЧС.

            - Какие могут быть последствия, если человеку вовремя не оказать экстренную психологическую помощь?

             - Как говорится, экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской. Чем раньше и быстрее мы ее окажем, тем больше вероятности, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и вернется к нормальной жизни. У него не будет психосоматических последствий, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, сахарный диабет и др. Эти болезни, зачастую, связаны с тем, что когда-то человек пережил сильнейший стресс.

            - Как у нас, в России, относятся к психологам, работающим во время чрезвычайных ситуаций, как пострадавшие или близкие реагируют на то, что к ним после происшествия подходит чужой человек и пытается успокоить?

             - Несмотря на то, что с детства нам внушали: "Учись держать себя в руках", в момент трагедии самообладание не помогает. В такой момент любой человек нуждается в психологической поддержке. И люди хорошо идут на контакт, задают вопросы, например, как жить дальше, и никогда не говорят: "Отойдите, не до вас!". Но совсем по-другому обстоит дело, когда человек находится в особом эмоциональном состоянии, когда контакт с ним затруднен или невозможен, это может быть при истерических, агрессивных реакциях и др. Но и чрезвычайные ситуации также бывают абсолютно разные. В случаях недостатка информации о происшествии, о судьбе пропавших родственников мы, взаимодействуя с другими службами, оказываем информационно-психологическую поддержку родственникам погибших и пострадавших. Фактор неизвестности оказывает очень пагубное воздействие на психику пострадавших людей.

            Также мы проводим информационно-разъяснительную работу во время ЧС в целях противодействия слухам и снятия информационной неопределенности, которая вызывается противоречивостью информации о текущей ситуации.

            - Оказываете ли Вы на месте ЧП медицинскую помощь? Что берете с собой, выезжая на место происшествия?

            - Нет, медицинскую помощь, как правило, мы не оказывает, но при ЧС активно взаимодействуем с представителями медицинских служб, в случае необходимости они оказывают в полном объеме медицинскую помощь. Но случаи бывают разные.

            Вот, например, однажды был случай на трассе. Я и мои коллеги ехали в отдаленную пожарную часть для работы с личным составом. И на наших глазах произошло ДТП. Конечно, мы не могли проехать мимо. То есть мы оказались на месте аварии до приезда сотрудников ГИБДД и бригады скорой помощи. Авария произошла с молодым человеком и его мамой. Во время ДТП удар пришелся на женщину, она сильно пострадала. Мы видели, что у нее было много переломов. Естественно, ей надо было как можно быстрее оказать помощь - ввести обезболивающие лекарственные средства и деблокировать из машины. В таком случае все, что могла сделать я, - поддержать ее, разговаривая с ней на отвлеченные темы. Это делается для того, чтобы отвлечь человека от физической боли, чтобы он не терял сознание. Ее сын пострадал меньше, но у него из раны на кисти постоянно сочилась кровь. Мы взяли аптечку и сделали перевязку, чтобы остановить кровотечение. А все остальное должны делать специалисты, ведь главный принцип медицины - не навреди.

            - Вы сказали, что оказываете экстренную психологическую помощь также детям. Расскажите, как это происходит?

            -Травматическая ситуация переживается детьми и подростками намного тяжелее, чем взрослыми и оставляет более глубокий отпечаток на все его дальнейшее существование и жизнедеятельность. Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают, когда происходит чрезвычайное событие, и не испытывают никаких переживаний. Но это не так, ребенок испытывает такие же сильные чувства, как и взрослый. Психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ребенок имеет очень сильную связь со своей семьей, особенно с матерью. При чрезвычайной ситуации ребенок ориентируется на поведение и эмоциональное состояние близкого человека, как бы "считывает" и "впитывает" без слов боль и переживания взрослых. Родители, долгое время находящиеся в депрессивном состоянии после происшествия, "травматизируют" и своих детей, сами того не подозревая.

            Таким образом, своевременно оказанная помощь обеспечивает не только комфортное существование, но дальнейшее психическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

            - Вы работаете с детьми именно на месте происшествия?

            - Непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации оказывается экстренная психологическая помощь. Как уже было выше сказано, важно оказать ее как можно быстрее в ЧС или после нее. Чем больше времени пройдет, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической. Но если после работы как с ребенком, так и со взрослым, мы увидим, что психологическую помощь нужно продолжить, таких людей мы передаем коллегам-психологам (мы их называем психологи РСЧС) других учреждений и организаций для более длительной работы. Для этого существует служба РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций - ИФ).

            - С кем работать лично вам сложнее - с детьми или с взрослыми?

            - Все зависит от конкретной ситуации, в которой я оказываю психологическую помощь. Самое сложное - это работать с родителями, у которых погибли дети. Никогда не забуду один случай. Выехали на ДТП, у главы семьи в этой аварии погибли жена и ребенок. Второго ребенка выкинуло из машины, его увезли в больницу. Сам мужчина физически был не сильно травмирован, но получил сильную моральную травму.

            - Есть ли для психологов положенные временные рамки, чтобы вывести из стрессовой реакции человека?

            - Нет, все люди разные в моменты переживания психотравмирующей ситуации, похожих людей на свете не существует. Это работа с душой, а у души нормативов и временных рамок нет.

            - Оксана, Вы сами после оказания психологической помощи в каком состоянии находитесь?

            - Возвращаюсь с происшествия с чувством выполненного долга.

            - А вы тоже получаете стресс во время работы?

            - Да, психолог тоже получает некоторый стресс после оказания помощи человеку после происшествия. Ведь чтобы оказать хорошую психологическую помощь, нужно понять и ощутить боль человека, чтобы знать ключ, которым можно найти подход к нему, и слово, которое приведет его в чувство, нацелить, чтобы жить дальше.

            - Как справляетесь с психологической нагрузкой? Кто или что Вам помогает?

            - Хочется вспомнить известное изречение Фридриха Ницше: "То, что не убивает нас, делает нас сильнее", которое как нельзя точно описывает то, что происходит с человеком, попавшим в сложную жизненную ситуацию, или со специалистом, чья профессиональная деятельность связана с экстремальными ситуациями. Но, тем не менее, специалисты сами несут ответственность за свое состояние, и, чтобы защитить себя от травмирующего действия ЧС, каждый психолог может и должен владеть сберегающими здоровье технологиями и заботиться о сохранении своего профессионального здоровья и благополучия.

            А еще, главное - любить свою работу. Любовь к своей работе помогает справиться с любыми трудностями. И, как говорится, если ты выбрал профессию психолога, то посвяти этому жизнь. Также очень сильно помогает моя семья, поддержка близких людей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще