Урал / Эксклюзив 7 октября 2015 г. 14:54

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Ямал перестает быть только сырьевым регионом"

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Ямал перестает быть только сырьевым регионом"

1 октября депутаты Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа избрали Дмитрия Кобылкина губернатором региона на новый срок. В прошедшую пятилетку на Ямале введены в разработку новые месторождения, началась навигация по Северному морскому пути, появились новые перерабатывающие производства. В ближайшие пять лет предстоит сделать не меньше. О строительстве железных дорог, нефтепроводов и морского порта, о новой волне индустриального освоения, сопоставимой с эпохой легендарных открытий в Западной Сибири, губернатор ЯНАО рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал".

- Дмитрий Николаевич, насколько известно, подготовлена проектно-сметная документация на строительство железной дороги "Бованенково - Сабетта", заказчиком строительства станет региональный фонд "Ямал". Будет ли он инвестором проекта?

- Нет, инвестором проекта выступит шведская компания Rise Capital. Регион поучаствует в проекте, дав минимальный гарантийный доход, который в случае недополучения груза выпадет из проекта.

Железнодорожная линия "Бованенково - Сабетта" станет завершающим звеном будущего транспортного коридора (Северного широтного хода, СШХ - ИФ), выхода на Севморпуть. В настоящее время паспорт СШХ согласован со всеми участниками, среди которых такие крупные компании, как ОАО "РЖД", ОАО "Газпром" и другие. Составлена организационно-правовая модель реализации проекта СШХ.

- Планируется ли привлекать к финансированию линии "Бованенково - Сабетта" частные компании, например, "НОВАТЭК", который высказывал заинтересованность в данной дороге?

- Многие компании участвуют в этом проекте, предоставляя грузовую базу. Это очень важно для нас, потому что с помощью грузовой базы транспортные проекты и реализуются, и окупаются.

- В какую сумму оценивается строительство железной дороги "Бованенково - Сабетта"? За какой срок ее планируется построить?

- Стройка будет не менее трех лет, стоимость проекта 80-90 млрд рублей.

- На авиасалоне МАКС-2015 авиакомпания "Ямал" и ГТЛК подписали договор на поставку в лизинг 25 самолетов Sukhoi Superjet 100, чтобы в будущем авиапарк авиакомпании составляли лишь российские суда. Самолеты приобретаются по разработанной системе операционного лизинга, которая предполагает льготные условия. В чем именно заключаются эти льготы?

- Льготы простые: Sukhoi Superjet дешевле Boeing и Airbus примерно на 30%. Для нас это существенно. Кроме того, нет первоначального взноса, это тоже очень важно, ведь обычно в лизинговых компаниях вносится первоначальный взнос в 30%.

Мы пилотный регион в этом направлении, и у меня нет сомнений, что благодаря поддержке президента страны мы справимся с этой задачей. Пока базироваться эти самолеты будут в Тюмени, но в будущем не исключено создание базы в Салехарде. Кроме этого, одним из плюсов перехода на отечественные воздушные суда является вопрос технического обслуживания, которое, замечу, будет производиться не за рубежом, а в России. Это существенно отражается на вопросе экономии финансовых средств.

- В какой срок планируется поставка 25 самолетов?

- В течение двух лет. Готовы взять и раньше, но это не от нас зависит.

- Кризис в российской экономике принимает затяжной характер, многим регионам приходится "затянуть пояса", Ямал не стал исключением. Планируется ли пересматривать статьи расходов, отказываться от реализации каких-либо инфраструктурных проектов?

- Несмотря на западные негативные прогнозы, Россия и ее регионы из-за санкционной политики вовсе не пропали. Да, в начале года нам тоже было непросто. Мы оптимизировали статьи бюджета, некоторые планы отодвинули на будущее. Но реализация большинства проектов в регионе перевалила за 50%, так что наше развитие - это уже необратимый процесс, его не остановить.

Сложности, на мой взгляд, носят "тактический" характер. Стратегически, если смотреть шире, то сегодня Ямал переживает новую мощную волну индустриального освоения, по масштабам и значению для страны сопоставимую с эпохой легендарных открытий Западной Сибири второй половины прошлого века. Вместе с нефтегазовыми компаниями мы уверенно выходим в Арктику. Последние пять лет в регионе ознаменовались целым рядом знаковых экономических событий. Так, в декабре прошлого года на полуострове Ямал введен в эксплуатацию уже второй по счету газовый промысел Бованенковского месторождения. Суммарный ресурсный потенциал добывающего центра, создаваемого на базе этого месторождения, оценивается в 16 трлн кубометров, он будет обеспечивать до трети всего объема добычи газа в России.

Недавно мы "обкатали" нефтью Севморпуть: в дальнее зарубежье с Новопортовского месторождения Ямала компания "Газпром нефть" начала поставки арктической нефти нового сорта Novy Port. Он, кстати, превосходит по своим характеристикам основные мировые марки. А благодаря строительству магистрального нефтепровода "Заполярье - Пурпе - Самотлор" скоро появится возможность разрабатывать целый ряд арктических месторождений, сформировать новые центры нефтегазодобычи - Мессояхинский, Каменномысский и другие.

Особенно радует, что Ямал, вообще Крайний Север России перестает быть только сырьевым районом. У нас есть прорыв в диверсификации, меняется структура экономики. За четыре года инвестиции в обрабатывающие производства в регионе выросли в 4,5 раза. И сейчас значительная доля в ВРП региона - это объем перерабатывающей промышленности. В два раза "НОВАТЭК" увеличил мощность Пуровского завода по переработке конденсата. Построен ШФЛУ-провод до Тобольск-Нефтехима. Ждем ввода в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса.

С точки зрения кризисных явлений, анализируя наши проекты, могу сказать, что и для российских, и для иностранных инвесторов они не стали менее привлекательны. Особенно это касается проектов по созданию транспортной инфраструктуры, по строительству порта Сабетта, Северного широтного хода. Все объясняется тем, что мы в российской Арктике реализуем проекты в большинстве своем "рублевые". Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга - все это нашего, российского производства. При этом, конечно же, очень многое зависит от стабильности на территории нашей страны и от правильных максимально открытых шагов федеральных исполнительных и законодательных органов. Поэтому очень важно, какие законы мы напишем, как "развяжем руки" инвесторам, чтобы они спокойно заходили на территорию и были уверены в том, что эти проекты обратно вернут их деньги.

Запас прочности у Ямала очень большой. Нам надо, наоборот, привлекать деньги. Я четко вижу увеличение доходов за счет реализации крупных инвестпроектов. Ямал - это нефтяной и газовый край, а эти ресурсы всегда будут востребованы в мире. А турбулентность, больше связанная с геополитическими баталиями, уляжется.

- Не пересматривали ли нефтегазовые компании объем вложений, которые осуществляются в рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с Ямалом?

- Отдельные параметры соглашений с крупнейшими компаниями, работающими на территории автономного округа, могут варьироваться, в этом нет ничего страшного. Главным остается тот факт, что все компании строго придерживаются принципа социально ответственного бизнеса. В течение пяти лет в социально-экономическое развитие региона они вложили порядка 110 млрд рублей.

При участии компаний сегодня строятся фактории и спорткомплексы, детсады и фельдшерско-акушерские пункты, жилые дома и целые микрорайоны. В них учатся, лечатся, живут тысячи ямальцев. Компании переселили в благоприятные регионы, в новое жилье наших ветеранов, первопроходцев-геологов, которые по 30-40 лет жизни, свою молодость и здоровье отдали созданию сегодняшнего могущества нашей страны. В 1990-е годы они остались брошенными, как и весь Север страны. Сегодня мы восстановили социальную справедливость, переселяем пенсионеров в микрорайоны, которые специально для них построены в Тюмени. Много у компаний благотворительной деятельности. На Ямале создан благотворительный фонд "Ямине", средства которого наполняются и компаниями. Благодаря этому значительно поправили здоровье, порой вернули саму жизнь больше тысячи детей. Так что компании многое сделали и делают. Я понимаю, им сегодня тяжело. И многим другим субъектам РФ надо помогать.

- Как обстоят дела с геологоразведкой? По-прежнему ли компании заинтересованы в ней, учитывая, что в последние годы месторождения и так работают не на полную мощность, поскольку спрос на газ снижается?

- Дело в том, что колебания спроса на энергоносители - это вопросы кратко- и среднесрочных перспектив. В долгосрочной перспективе спрос на энергоносители всегда рос и расти будет. Это процесс постоянный, я бы сказал, эволюционный, ведь человечество развивается, население растет, растут потребности, объемы производства, пусть волнообразно, но тоже постоянно растут. На этом фоне био-, ветро-, гидро- или какая-то другая энергия не заменит углеводородную.

Это к тому, что даже если, как вы сказали, сегодня месторождения не работают на полную мощность, то завтра и полных мощностей наших месторождений может не хватить без геологоразведки, если всерьез и стабильно не заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы. Мы не можем позволить себе жить только сегодняшним днем.

И еще о геологоразведке. Ямал как полноценный регион "появился на свет", по сути, благодаря геологоразведке. Ей обязана вся Западная Сибирь, да и Россия. Мы все понимаем, что нефтегазовый комплекс является основным и безальтернативным источником формирования значительной доли валового продукта и доходной части бюджета региона и России. Поэтому при определении приоритетов социально-экономического развития региона мы ориентируемся в том числе и на корпоративные программы по геологоразведке.

Текущие уже разведанные запасы на Ямале составляют 44,5 трлн кубометров газа, почти 7 млрд тонн жидких углеводородов. И за все годы разработки месторождений на Ямале, а это примерно полвека, мы "выкачали" из недр десятую часть газа, а нефти и конденсата и того меньше. Это я к тому, что геологоразведка была и останется одним из важнейших приоритетов и для органов власти региона, и для компаний, и для государства.

Да, к сожалению, есть проблема сокращения числа основных геологических исследований. Но это проблема возникла не сегодня и не вчера, а в последние десятилетия. Обусловлена она финансовым бременем выставленных на аукцион участков недр. Дело в том, что действующим законодательством установлено, что недропользователь берет на себя все экономические риски. Например, при получении лицензии на участок недр компания обязана уплатить разовый платеж, рассчитанный исходя из всего предполагаемого объема запасов. Повторю - только предполагаемого. А будут на этом участке запасы или нет, это уже проблемы обладателя лицензии. Если в "тучные" годы компании шли на это, то в эпоху турбулентности такие высокие риски могут позволить себе лишь единицы. Надо сказать, что федеральные ведомства не бездействуют, совершенствуют законодательство в этой сфере. Работа по повышению мотивирования недропользователя на начальной стадии работ на участках идет.

Еще один фактор, который сдерживает воспроизводство минерально-сырьевой базы, - это отсутствие транспортной инфраструктуры. Транспорт - очень большая составляющая всех расходов, и они со всеми рисками ложатся на плечи недропользователя. Поэтому гарантировать рост добычи можно и нужно комплексно. Да, геологоразведка - первичное направление, но надо развивать транспортные возможности. Например, на Ямале сейчас активно строятся магистральный газопровод "Бованенково-Ухта", нефтепровод "Заполярье-Пурпе", продуктопровод "Пуровский ЗПК - Тобольск-Нефтехим", морской порт "Сабетта", автомобильная дорога "Салехард-Надым" и другие. Например, только с вводом в эксплуатацию в конце 2016 года нефтепровода "Заполярье-Пурпе" добыча нефти возрастет почти вдвое - до 40 млн тонн.

- На Ямале активно реализуется программа по развитию овощеводства. Например, в Надыме жители выращивают морозоустойчивый картофель, а в отдаленном селе Халясавэй собрали урожай дынь и арбузов. Может ли Ямал полностью выйти на самообеспечение овощами, фруктами, молочной и мясной продукцией, или это все же невозможно в силу климатических условий? Что в итоге дешевле: завозить овощи и фрукты или их выращивать самостоятельно?

- Нет ничего невозможного, но во всем должна быть логика и выгода. Для чего нам, например, на 100% себя обеспечивать картошкой? Это и не нужно. Но необходимо, чтобы люди в деревнях были заняты за счет современного эффективного агропрома. Ничего не поменялась, деревня должна кормить город. Мы хотим здоровое поколение, хотим дольше жить. Ямальскую программу продовольственной безопасности приняли в регионе в 2012 году, то есть еще до санкций. Ежегодно на развитие АПК из окружного бюджета выделяется более 3 млрд рублей. В результате производство мяса и молока в округе растет в среднем на 5% в год, сборы овощей увеличиваются, строятся тепличные хозяйства.

Сегодня у нашей программы две основные задачи: продовольственная безопасность и импортозамещение. Одним из перспективных направлений импортозамещения является глубокая переработка продукции оленеводства. Сейчас мы производим более 2,5 тыс. тонн мяса северного оленя, но за счет расширения переработки планируем увеличить его до 4 тыс. тонн в год.

Рыбы на Ямале добываем до 9 тыс. тонн в год, будем увеличивать до 12 тыс. тонн. Для этого на деньги округа формируется парк рефрижераторных судов ледового класса "река-море". В дополнение к "Нуму", судну класса "река-море", в Тюмени построили судно "Полярная звезда", которое способно своевременно и качественно обрабатывать рыбу непосредственно на месте промысла. И, кроме того, за счет таких судов мы расширим географию лова, то есть выйдем на акваторию Карского моря.

А для того, чтобы рыбы было больше в наших реках, особенно ценных сиговых пород, интенсивно развиваем искусственное воспроизводство и товарное рыборазведение. В конце года должно быть завершено строительство рыбоводного завода на реке Собь, производительностью 86,5 млн мальков в год.

Сельхозпроизводство в условиях Крайнего Севера - это не только укрепление продовольственной безопасности, но и реальное возрождение северного села. Это новые рабочие места, зарплата, возможность создать на селе комфортные условия, возможность для коренных северян жить по заветам предков, органично интегрируясь в новую волну индустриализации Ямала.

Конечно, всех своей картошкой мы не накормим, но на фоне ограничения импортных поставок продовольствия углубили кооперацию с российскими регионами (Тюменской, Курганской областями, Ставропольским краем), проводим сельхозярмарки.

- А в процентном соотношении сколько продуктов завозится, сколько производится на Ямале?

- 20-30% свое, остальное завозим. Города имеют авиационное и железнодорожное сообщение, в деревнях этого нет, поэтому они должна себя полностью обеспечивать сами, это моя задача. Будут ли потом деревни отдавать продукцию в города - другой вопрос. Если местная продукция будет способна конкурировать в магазинах с продукцией из Омской, Челябинской областей, Ставропольского края, дай Бог.

Как уже сказал, одна из задач программы продовольственной безопасности - это импортозамещение. Сейчас продовольственный рынок региона представлен импортной продукцией примерно на 12%. Но за один год снижение импорта превысило 7%. Изменилась структура продовольственного импорта. Например, еще год назад 65% продукции из говядины и свинины у нас была зарубежного производства, а сейчас этот показатель сократился на 25%. Причем снижение доли импорта зафиксировано практически по всем видам продуктов. Это в свою очередь привело к тому, что, как нам показал анализ, ассортимент предприятий региона увеличился на 10%.

- Планирует ли Ямал принять участие в международной сельскохозяйственной выставке "Зеленая неделя" в 2016 году?

- Да, планирует, это ежегодная выставка, она очень много дает в плане технологий. Мы делимся достижениями, я считаю, не только Ямала, но и России, ее арктической зоны. Наши ямальские стенды всегда одни из самых посещаемых. Нас просят каждый раз поучаствовать.

- Предполагается ли заключение контракта с европейскими компаниями на поставку оленины?

- Да. Финляндия, Германия, Франция - покупатели разные, они иногда меняются. Выгоднее, конечно, скандинавский рынок, потому что он берет практически все, не только филе, но и мясо с косточкой.

- Объем поставок увеличивается?

- Увеличивается ежегодно примерно на 10%, потому что увеличивается поголовье оленей и число пунктов переработки. Мы специально построили десять комплексов переработки за пять лет.