Эксклюзив 26 января 2015 г. 10:05

Директор МРФ "Урал" ОАО "Ростелеком" А.Колпаков: "2015 год будет интересным"

Директор МРФ "Урал" ОАО "Ростелеком" А.Колпаков: "2015 год будет интересным"

            Прошедший год ознаменовался спадом во многих секторах экономики. Вице-президент - директор макрорегионального филиала (МРФ) "Урал" ОАО "Ростелеком" Антон Колпаков говорит, что для филиала год также был непростым, однако отмечает, что, при всей своей сложности, 2014-й был интересным. В интервью агентству "Интерфакс-Урал" А. Колпаков рассказал о том, как развивалась телекоммуникационная отрасль в 2014 году, повлияла ли нестабильная экономическая ситуация на деятельность филиала в части выполнения инвестиционных программ, а также о том, как в существующих условиях компания будет развиваться и какие задачи стоят перед "Ростелекомом" на Урале в текущем году.

            - Антон Юрьевич, в начале нашего разговора охарактеризуйте 2014 год. Как он, по Вашим ощущениям, прошел для отрасли? Какова была эффективность работы "Ростелекома" на Урале?

            - Прошедший год, впрочем, как и предыдущий, был непростым, хотя я сейчас уже и не вспомню, когда у нас были простые годы. Но можно отметить, что, при всей своей сложности, 2014-й был интересным. Нам удалось сделать больше двух третей из задуманного.

            В целом отрасль жила спокойно, каких-то потрясений не происходило, кроме разве что внедрения MNP (процедура переноса мобильных номеров от одного оператора к другому). Мы в этом процессе участвовали, поскольку до конца первого квартала прошлого года в рамках МРФ "Урал" еще управляли сотовыми активами. И хочу отметить, что запуск MNP для нашей компании не привел к какому-то значимому перетоку абонентов сотовой связи к другим операторам. Все изменения были в паритетном соотношении.

            Теперь, когда сотовые активы переданы в СП с Tele2 Россия, данная статистика находится в ведении наших коллег из ООО "Т2 РТК Холдинг" (СП "Ростелекома" и Tele2 Россия).

            - А если говорить об итогах года непосредственно для макрорегионального филиала?

            - Для уральского филиала "Ростелекома" 2014 год был насыщен событиями, важнейшим из которых, на мой взгляд, стало выделение сотовых активов, о котором я уже начал говорить. Доля МРФ "Урал" в этом проекте была выше, чем у кого-либо из наших коллег в других макрорегиональных филиалах, поскольку более половины сотовых активов "Ростелекома" находилось именно в структурах нашего филиала.

            При этом у наших коллег в других регионах передача активов с юридической точки зрения произошла проще, так как их сотовые активы были оформлены в виде отдельных юридических лиц или ещё не были заняты обслуживанием абонентов (сети находились в процессе строительства). В нашем же случае, помимо масштаба, сложность заключалась еще и в том, что образовывалось новое юридическое лицо - "РТ-Мобайл", в которое, собственно, и передавались наши сотовые активы. Мы этот этап успешно прошли.

            - В течение 2014 года на территории Урала велась большая работа по строительству оптоволоконной сети - был достроен "Северный оптический поток" на Ямале, шла большая стройка и в других регионах. Расскажите, пожалуйста, что удалось сделать в рамках развития ШПД и IP-TV на Урале?

            - Да, действительно, в апреле 2014 года "Ростелеком" завершил строительство "Северного оптического потока" - магистральной линии связи, протянувшейся на 3,5 тыс. километров от Екатеринбурга через Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду. Этот инфраструктурный телеком-проект стал самым масштабным на Урале и одним из самых крупных в России. "Северный оптический поток" - основа телекоммуникационной инфраструктуры сразу для трех уральских регионов - Свердловской области, ХМАО - Югры и ЯНАО. Это целая система оптических линий связи - магистральных, объединяющих города, и абонентских, "доставляющих" Интернет внутри населенных пунктов до квартир и офисов клиентов.

            В целом макрорегион "Урал" наращивает абонентскую базу достаточно успешно. Мы перешли на многолетний период планирования и за 2014-2015 годы хотим увеличить охват домохозяйств нашими сетями на более чем 1,2 млн. Нам удалось выполнить инвестпрограмму по строительству сети полностью, то есть по показателю охвата домохозяйств мы вышли на плановые цифры.

            Есть города, на которых "Ростелеком" на Урале сфокусирован в первую очередь. Это 4 города в Свердловской области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов и Первоуральск. В других регионах это Челябинск, Пермь, Курган, Тюмень, Нижневартовск и Сургут. Это те города, где непростая конкурентная ситуация, и где мы ставим перед собой амбициозные задачи. Надеемся, что инвестиции в эти города будут наиболее полезными как для абонентов, так и для нашей компании. Это не означает, что остальные города нам менее интересны - строительство оптических сетей мы ведем в десятках городов уральского региона.

            Одним из драйверов роста является услуга "Интерактивное ТВ". Это по-настоящему уникальная услуга, которая увеличивает привлекательность компании для клиентов, формирует уникальное конкурентное преимущество. Интерактивные сервисы, которые заложены в этой услуге, делают ее особенно востребованной и интересной. В текущем году мы планируем продолжать развивать сервисы "Интерактивного ТВ".

            - Какова окупаемость строительства сети?

            - Если говорить обобщенно, то менее 10 лет, но по каждому конкретному проекту нужно говорить отдельно, потому как любой из них может иметь свой срок окупаемости.

            - Могли бы Вы оценить динамику изменения абонентской базы в 2014 году с сегменте B2C? Наблюдалось ли в каких-то секторах снижение числа абонентов?

            - Неплохими темпами растет абонентская база по услугам интернет-доступа и "Интерактивному ТВ". Снижается - в сегменте стационарной телефонии.

            Снижение в фиксированной телефонии - объективный процесс. Отрицательная динамика здесь наметилась уже в 2008 году. Как показывает опыт западных стран, снижение абонентской базы в этом сегменте будет продолжаться еще на протяжении нескольких лет, а затем база стабилизируется. Но на каком уровне - пока сказать сложно. Сейчас мы потеряли порядка 20% абонентов (от региона к региону ситуация различна).

            Ясно, что данный процесс не может не отразиться на выручке в данном направлении. В связи с этим перед всеми макрорегиональными филиалами "Ростелекома" стоит задача замещения этой выпадающей выручки на доходы от новых услуг.

            В большинстве уральских регионов нам уже удается компенсировать снижение выручки от голосовых сервисов выручкой от сервисов передачи данных - Интернет и IP-TV. Есть регионы, где выручка от услуг доступа в сеть Интернет и IP-TV уже выше, чем выручка от телефонии. Но есть и те, где пока еще превалирует выручка от традиционных услуг.

            - Как в минувшем году проводилась работа с корпоративным сегментом?

            - Сегмент В2В мы можем условно разделить на подсегменты - это непосредственная работа с корпоративными клиентами, взаимодействие с операторами связи (В2О) и услуги для государственных структур (B2G).

            Хотелось бы особо отметить третье направление - электронное правительство. "Ростелеком" в этом сегменте имеет компетенции и возможности, несопоставимые с нашими конкурентами в плане оказания услуг для госструктур.

            "Ростелеком" является техническим оператором Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru. Мы переводим государственные услуги в электронный вид и выводим их на портал. Сегодня жителям УрФО и Пермского края, помимо электронных услуг, оказываемых федеральными органами власти, доступны свыше 1,9 тыс. региональных и 5,2 тыс. муниципальных услуг. Регионами-лидерами по числу электронных муниципальных услуг являются Свердловская область, ХМАО и Пермский край. Остальные регионы также показывают хорошую динамику, мы видим, что услуги пользуются спросом у граждан.

            В целом, в сегменте В2В каждый проект является эксклюзивным. И здесь все более популярными становятся облачные сервисы. За правильной организацией и эксплуатацией "облака" стоит колоссальная работа, с которой "Ростелеком" успешно справляется. Это наш "конек". В этом сегменте необходимо иметь не просто компетенции и хорошую сеть, необходимо, чтобы она имела широкий географический охват, была правильно сконфигурирована, нужен штат специалистов, которые эту сеть смогут обслуживать.

            Что касается традиционной телефонии, то на рынке В2В более стабильная ситуация. Корпоративные клиенты намного реже отказываются от услуг телефонии, при этом и объем потребления услуг у них выше.

            - От года к году растет ли количество таких проектов и выручка по этому направлению?

            - Безусловно, растет. Где-то на 5-10% в год, но пока бы я не стал говорить о каком-то четком тренде, потому что число таких проектов может спонтанно меняться в силу множества обстоятельств, в том числе и экономической ситуации. Растет число компаний, которым нужны сложные и уникальные решения, есть спрос и есть желание у наших клиентов по наращиванию и расширению сервисов. Каждый сервис непрост, мы должны под каждого крупного клиента формировать свою услугу - это индивидуальный подход.

            - Какие финансовые показатели получены по итогам прошлого года от деятельности филиала?

            - Итоги 2014 года сейчас подводятся, пока я не буду их озвучивать. Могу лишь сказать, что об убыточности речи не идет. Может быть, по каким-то статьям мы не очень довольны результатами по выручке, но в целом рассчитываем, что плановый показатель выполним.

            - Есть ли в деятельности компании убыточные направления?

            - Убыточным является не сегмент, а, скажем так, подсегмент - проводное радиовещание. Услуга существует с советских времен, это та самая радиоточка, которой сейчас пользуются очень немногие, при этом наши затраты на содержание инфраструктуры этой услуги высоки. Условно говоря, ради одного пользователя мы вынуждены содержать штат специалистов. Эта услуга для нас является единственной нерентабельной.

            - Повлияют ли, на Ваш взгляд, происходящие в экономике процессы - общая нестабильность, в том числе и резкие изменения валютных курсов, на инвестпрограмму компании в новом году?

            - Валютные риски, конечно, есть всегда, но у нас основная масса контрактов на поставку оборудования и кабельной продукции была заключена еще в 2014 году по старым ценам, и эти цены прописаны в рублях. При этом по большинству контрактов оборудование уже поставлено.

            - Изменятся ли тарифы компании на территории Урала в 2015 году? Если да, то в каких регионах и чем их изменение будет вызвано, насколько ощутимым оно будет?

            - Конечно, есть инфляционная нагрузка, которую никто не отменял, здесь давать какое-то обещание о том, что мы не будем повышать тарифы, я бы не стал. Есть капитальные затраты на телеком-инфраструктуру, операционные затраты. Электроэнергия, горюче-смазочные материалы - все это растет в цене, значит, на себестоимость нашего продукта не может не влиять.

            Наши услуги должны быть окупаемыми и в то же время доступными. На каждой территории мы уделяем большое внимание тарифным предложениям, которые должны учитывать специфику местного рынка. Отмечу, что возможность сэкономить абоненту деньги всегда есть, и мы эти возможности предлагаем. Например, можно подключить комплекс услуг одновременно по привлекательной цене или заключить договор на длительный период и получить скидку.

            - Если говорить о северных регионах присутствия макрорегионального филиала - ЯНАО и ХМАО - как там обстоит ситуация с тарифами, ведь многие часто критикуют "Ростелеком" за то, что он, пользуясь монопольным положением, устанавливает высокие тарифы на услуги связи?

            - Нужно понимать, что мы не являемся естественной монополией. Там есть и другие операторы, у них есть возможность работать и развиваться, вкладывать деньги, но они этого либо просто не делают, либо делают, но только там, где можно быстро окупить затраты.

            - Как складываются отношения между "Ростелекомом" и другими операторами в части доступа к вашей кабельной канализации? Очень остро вопрос стоит в Екатеринбурге в свете борьбы администрации города за "чистое небо", не раз провайдеры заявляли о высокой цене доступа к кабельной канализации вашей компании.

            - Мы со всеми контрагентами всегда стараемся находить общий язык. "Ростелеком" не запрещает входить в свою канализацию, у нас есть публичный прейскурант. В центральной части Екатеринбурга мы вообще предложили более низкий тариф для переноса подвесов, притом с гарантией того, что он не будет повышаться выше, чем на индекс инфляции.

            Более того, и здесь мы не являемся монополистом - таких "монополистов" - владельцев собственной кабельной канализации - на Урале свыше 100. Бывают ситуации, в которых мы сами арендуем каналы в канализации у сторонних организаций.

            - Что делает компания для выполнения контракта с Россвязью по решению проблемы устранения цифрового неравенства в разрезе деятельности МРФ "Урал"? Сколько населенных пунктов региона затрагивает данный проект? На каком этапе ведутся работы, что уже сделано?

            - Для МРФ "Урал" в рамках этого проекта речь идет более чем об 1,2 тыс. населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек. Уже в этом году мы ожидаем подключение первых точек доступа по этому проекту.

            - Какова в целом стратегия ближайшего развития компании на Урале? Каков Ваш прогноз развития рынка коммуникационных технологий на 2015 год?

            -Что касается прогнозов, то, думаю, год для операторов связи и потребителей будет интересным. Не думаю, что рынок будет радикально падать: услуги связи - это те услуги, от которых отказываются перед тем, как отказаться от покупки хлеба. В нашем обществе человек без связи уже не может полноценно существовать.

            В условиях экономической нестабильности конкурентная ситуация на рынке будет обостряться. Я надеюсь, что все те возможности, которые предоставляем мы и наши конкуренты, будут востребованными, что услуги связи будут для людей во всех смыслах окном в мир, позволят им самореализовываться, самосовершенствоваться и помогать преодолевать сложные ситуации. Многие, например, смогут освоить дистанционную работу.

            Если говорить о "Ростелекоме" и конкретно об МРФ "Урал", то филиал должен продолжать оставаться площадкой, где будут "обкатываться" новые бизнес-технологии, проекты и решения. Вообще мы являемся настоящим хребтом России и хотим оставаться лидерами среди макрорегиональных филиалов нашей компании. Я считаю, что все возможности для этого у нас есть. И очень большим подспорьем является то, что в Уральском регионе есть не только платежеспособный, но и квалифицированный спрос на услуги связи.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще