Эксклюзив 18 декабря 2014 г. 15:50

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "С нашими триллионами кубометров газа можно быть уверенными в будущем"

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "С нашими триллионами кубометров газа можно быть уверенными в будущем"

             Девальвация рубля, санкции, сложная внешнеполитическая ситуация не могут не отражаться на экономическом положении российских регионов. Ямало-Ненецкий автономный округ, где добывается более 90% российского газа, не стал исключением, но все же чувствует себя уверенно. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал", за счет чего в долгосрочной перспективе спрос на газ будет только расти, почему ослабление рубля не помешает реализации инфраструктурных проектов на Ямале и какую выгоду можно извлечь из санкций.

            - Дмитрий Николаевич, на Ваш взгляд, насколько сильно внешнеполитическая ситуация окажет влияние на добычу газа в ЯНАО, объем которой во многом зависит от спроса? Ожидаете ли Вы по итогам года роста или падения добычи по сравнению с 2013 годом?

            - Прогнозы - дело неблагодарное, тем более, в столь быстро меняющемся мире. Но мы готовы к любому сценарию развития событий. Если брать за исходные данные показатели нынешнего года, то на ноябрь добыча углеводородов по сравнению с аналогичным периодом минувшего года слегка "просела" по газу - на 7%, и нефти - на 1%, а конденсата добыли на 8% больше. Но вряд ли стоит делать из этого далеко идущие выводы.

            Вы правы в том, что многое зависит от спроса. Какой будет зима - теплой или холодной, как поведут себя зарубежные партнеры, как сложится транспортная логистика, что будет с ценами и валютой… Факторов влияния очень много. Но точно одно: по средне- и долгосрочным прогнозам добыча энергоносителей будет расти. Спады кратковременны, тактические. Стратегически, эволюционно - растет население, спрос на все группы товаров, растет производство, энергопотребление.

            Простой пример: по уровню автомобилизации населения Китай сейчас находится в восьмом десятке стран мира, в пять раз отстает от России. Но эта страна второй год бьет рекорды по объемам продаж автомобилей. Очевидно, что рост автопарка влечет за собой рост потребления нефти. Постоянный рост спроса на углеводороды обусловлен объективными факторами, и никакие кратковременные колебания эту ситуацию не изменят. Так что с нашими триллионами кубометров ямальского газа в стратегическом отношении можно быть уверенными в будущем.

            - В ЯНАО действуют налоговые льготы для ряда нефтегазовых компаний, осуществляющих в округе реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Не планируется ли расширить список этих компаний или перечень льгот, которые они получают?

            - Планируем и недавно расширили. Действительно в округе существует практика государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых преференций. Законом автономного округа утвержден перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории региона, которые при выполнении определенных обязательств получают налоговые льготы. Сумма льгот, на которые могут претендовать организации, напрямую зависит от объема произведенных ими инвестиционных вложений. Всего в перечень включено 14 организаций, реализующих 19 проектов на общую сумму 936 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2014 года заявленный организациями объем налоговых льгот в рамках этого перечня составил 1,6 млрд рублей.

            Недавно правительство автономного округа приняло решение о включении в перечень еще шести организаций, которые реализуют семь проектов на общую сумму 987 млрд рублей. Таким образом, объем инвестиций только по этому направлению льготирования составит порядка 2 трлн рублей.

            Никаких ограничений по количеству организаций, пользующихся льготами, законодательство Ямала не содержит. Все зависит от активности инвесторов. Мы заинтересованы в инвестициях, налогоплательщики - в льготах. При этом, чем выше объем инвестиций, тем более льготные условия предоставляются инвестору.

            - Сегодня темой номер один является влияние санкций в отношении РФ на те или иные проекты. На Ваш взгляд, могут ли санкции ЕС и США в отношении России болезненно сказаться на реализации текущих совместных проектов в Арктике российских и западных компаний? Возможно ли, что из-за санкций от реализации каких-то проектов придется совсем отказаться? Повлияет ли на проекты девальвация рубля?

            - Периодически общаюсь с руководителями крупных нефтегазовых компаний, и эта тема нередка. Так вот, в ТЭКе импортное оборудование, это, как правило, контрольно-измерительные и другие приборы, электроника. Остальное - практически все узлы, начиная от труб, и электродов, которыми эти трубы варятся, металлические конструкции, сэнвдич-панели и прочее - все делается в России.

            Кроме того не стоит забывать, что иностранные производители сами кровно заинтересованы в том, чтобы продать оборудование в Россию. Не так много мест в мире, где в таких объемах добываются углеводороды, и Россия - основной покупатель. Поэтому санкции приводят к тому, чтобы формировались новые схемы, новые рынки.

            Не думаю, что нынешняя ситуация повлияет на ввод объектов в эксплуатацию. Я спокоен, не вижу никаких проблем. У нас продажа нефти, газа идет за валюту, поэтому компании-то не особо теряют. Наоборот приобретают, когда конвертируют валюту. И в целом любые санкции только стимулируют внутреннее производство, укрепляют экономику.

            А рост стоимости валюты: да, при негативном сценарии, вероятно, какие-то отдельные проекты ТЭКа могут быть отсрочены либо скорректированы, но вряд ли отменены. При умеренном и позитивном сценарии все намеченное в сфере ТЭКа будет выполняться.

            Что касается других отраслей - наших инфраструктурных проектов - то они - "рублевые". Проект "Северный широтный ход" и два года назад стоил 300 млрд рублей, и сегодня стоит столько же, хотя валюта на рынках "скачет". Потому что для его реализации нужны песок, щебень, рельсы, шпалы, тяга локомотивная, а это все - с Урала, все наше, российское, ничего импортного. Это то, в чем мы конкурентоспособны. Да, эти проекты огромны - и инвестиционно, и по расстояниям. Но у нас - великая страна. У нас проекты маленькими быть не могут.

            И напомню, что одно рабочее место в Арктике за счет мультипликативности требует создания 14 дополнительных рабочих мест в других регионах России. Поэтому это надо делать. И именно сейчас. Тем более президент в своем послании отметил, в частности, что Северный морской путь должен стимулировать освоение арктических территорий. Кстати, Владимир Владимирович еще сказал: "Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие, а не будем уповать на стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру". Так что слова главы государства - это прямое руководство к действию.

            - Планировалось, что строительство моста через реку Обь, который является ключевой частью Северного широтного хода, начнется уже в этом году, но не началось. Когда именно можно ожидать начало строительства?

            - На заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта при правительстве РФ 23 октября было принято решение поддержать инициативу ОАО "РЖД" относительно их определения в качестве главного исполнителя по проработке и предоставлению согласованных позиций по реализации проекта создания Северного широтного хода.

            Начало строительства мостового перехода через реку Обь зависит от планов РЖД. О планируемой деятельности руководство компании будет готово заявить в скором времени. Планируется, что работа над реализацией проекта начнется в 2015 году.

            - А как решается вопрос о строительстве железной дороги "Бованенково - Сабетта"?

            - Сейчас на стадии заключения находится договор о подготовке проектно-сметной документации, его стоимость и сроки строительства не определены. Проектная документация должна быть готова до середины 2015 года.

            Длина трассы "Бованенково-Сабетта" - 180 км. По первоначальным данным, максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов по будущей дороге составит 50 км в час. Согласно плану перспективного развития, провозная способность магистрали может достигать 35 млн тонн.

            - В этом году в округе был наложен мораторий на вылов муксуна в промышленных масштабах сроком на один год, чтобы сохранить популяцию этого вида рыб. Как запрет скажется на экономике округа и на коренных жителях? Хватит ли одного года для того, чтобы восстановить популяцию?

            - Нельзя сказать, что запрет стал внезапным и неожиданным. Вылов муксуна на территории Ямало-Ненецкого автономного округа запрещен приказом Минсельхоза РФ. В последние годы в силу объективных причин объемы вылова муксуна значительно сократились. Выделенные квоты не осваиваются в полном объеме. Например, освоение квоты в 2012 году составляло 71%, в 2013 году - 28%, в 2014 - 45%. При этом, от общих объемов добычи водных биоресурсов на долю муксуна приходится порядка 1%.

            Всего сейчас в водоемах округа добывается 9 тыс. тонн рыбы в год. Мы увеличим добычу до 12 тыс. тонн. Сегодня наша задача - насытить внутренний рынок. Когда запрещена добыча муксуна, предприятия переориентируются на другие виды рыбы. С каждым годом возрастают объемы добычи частиковых и тресковых видов. Если в 2009 году их объем составлял 44,6% от общего улова, то в 2013 году - процент вырос до 55%.Вся продукция перерабатывается.

            Активно идет освоение морских биоресурсов. Для этого построены рефрижераторные суда арктического ледового класса "река-море". Недавно в Тюмени спущено на воду уникальное судно арктического класса "Полярная звезда". Это даст импульс развитию прибрежного и морского рыболовства в Карском море, позволит увеличить объемы рыбодобычи в разы.

            Кроме того, интенсивно развивается искусственное воспроизводство рыбы и товарное рыборазведение. Вы знаете, что в поселке Харп полным ходом идет строительство рыборазводного завода на берегу реки Собь. Сейчас на объекте уже возведен каркас главного корпуса будущего предприятия. Первоначальная проектная мощность завода - воспроизводство 41 млн мальков сиговых видов рыб в год. Но за счет современных технологий, без расширения площади завода мощность будет увеличена ориентировочно до 100 млн мальков ежегодно. Это 20 млн мальков муксуна, 60 млн - пеляди и 20 млн чира - каждый год.

            Задержек сроков сдачи объекта быть не должно. Строительство, как и планировалось, завершится в 2015 году. Хочу отметить, что в России опыта строительства такого завода практически нет. Этот завод будет возведен с учетом всех энергосберегающих и теплосберегающих методик. В его проекте используются самые передовые технологии, которые были выбраны после тщательного изучения опыта зарубежных специалистов северных стран. Причем, в будущем завод можно будет переориентировать, исходя из ситуации с рыбой.

            В целом в планах у нас - построить на Ямале еще четыре таких завода, и не только в Обском бассейне, ведь не стоит забывать о пополнении рыбных запасов, к примеру, в реках Пур и Таз. В рамках этого проекта будет запущена установка замкнутого воспроизводства осетра.

            - Оказал ли влияние на продовольственный рынок региона запрет на ввоз ряда импортных продуктов? На Ваш взгляд, поможет ли такой запрет местным производителям?

            - Спрос на местную продукцию - высокий, и мы стараемся по-прежнему его удовлетворять. Но округ в силу своих территориальных особенностей не может обеспечить себя всем необходимым продовольствием. Поэтому мы ведем работу, направленную на кооперацию с соседями по Уральскому федеральному округу, и одновременно развиваем нетипичные для северного края виды сельского хозяйства.

            Важный результат четырех лет работы по обеспечению продовольственной безопасности - это диверсификация сельхозпроизводства, модернизация мощностей и развитие глубокой переработки продукции агропромышленного комплекса. Мощный рывок сделан по возведению объектов АПК. Из 50 действующих в регионе факторий 29 обустроены за последние четыре года. Сегодня в округе действуют шесть перерабатывающих комплексов. В ближайшие годы это количество будет удвоено. Объемы переработки оленины ежегодно растут в среднем на 5%.

            Округ продолжит оказывать поддержку сельхозтоваропроизводителям. Ежегодно на эти цели выделяется более 1,5 млрд рублей. Впервые в этом году предоставлялись субсидии на приобретение животных и на поддержку начинающим фермерам. Учреждены гранты на северное оленеводство и рыболовство. Ведутся работы по возведению птицеводческих и тепличных комплексов. В восьми населенных пунктах Ямала строятся животноводческие фермы, что увеличит производство молока более чем в два раза.

            Кроме того, мы продолжаем развивать молочное животноводство, картофелеводство, овощеводство. Первые результаты говорят об их перспективности. За три года объемы производства молока в округе увеличились на 12,5%, а сбор картофеля в этом году в 25 раз превысил уровень 2010 года. К 2020 году обеспеченность картофелем увеличится в 8,5 раз.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще