В рамках круглого стола "Стандарт инвестиционной привлекательности регионов. Итоги внедрения", прошедшего с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в рамках XII Международного инвестиционного форума "Сочи-2013", Свердловскую область отметили как регион, в котором местные власти провели профессиональную и качественную оценку имеющегося кадрового и научно-технического потенциала, а также разработали одну из лучших в России инвестиционных стратегий развития региона. Подробнее об этой инвестиционной стратегии, а также о том, как Свердловская область решает проблему привлечения инвесторов для модернизации рабочих мест и перевооружения промышленности, решает застарелые проблемы городской инфраструктуры, готовится к Чемпионату мира по футболу и возможному проведению ЭКСПО-2020, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" губернатор региона Евгений Куйвашев.
- Евгений Владимирович, в июле была утверждена концепция областной целевой программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2014-2018 годы". Как и для кого она будет работать?
- Для начала поясню, почему это концепция. Она определяет инструменты помощи инвесторам, сама же программа определит направления развития отраслей: машиностроение, металлургия и т.д.
Цель концепции и программы - упрочить конкурентоспособность промышленности региона, создать высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, повысить уровень и качество жизни уральцев.
Для разработки программы мы привлекли специалистов российской науки, ведущих экономистов. Программа проходила долгие согласования в различного рода предпринимательских организациях - Союзе малого и среднего бизнеса Свердловской области, общественной организации "Опора России", общественной организации "Деловая Россия". Это заняло у нас почти девять месяцев.
Сама программа начнет работать с 2014 года. Она обойдется в 6 млрд рублей бюджетных средств, еще 40 млрд рублей должны составить привлеченные средства. Другими словами, к нам приходит компания, желающая создать или модернизировать рабочие места в отрасли, определенной этой программой. Она заявляется на участие в программе и берет обязательство привлечь в проект определенное количество средств. Только когда компания покажет, что она может привлечь средства, мы даем ей налоговую льготу. Это либо снижение ставки по налогу на прибыль организаций с базовой в 18% до 13,5% на пять лет c момента получения статуса участника, либо полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 5 лет с момента постановки имущества на баланс и т.д.
Подписывая соглашение с компанией, мы будем ежеквартально отслеживать сколько рабочих мест создано, выполняются ли условия соглашения, и если не выполняются, то по какой причине. Это очень объемная работа.
Есть и другая проблема. Вы знаете, что наш регион промышленный, и это является как нашим конкурентным преимуществом, так и конкурентным недостатком. Есть заводы, представляющие собой, грубо говоря, груду металла, и их нужно модернизировать. Для подобной модернизации необходимо нестандартное решение.
Если мы говорим о программе перевооружения, то нам в этом случае необходимо новое оборудование, станки. Среди прочего, мы стремимся к тому, чтобы перевооружение предприятий происходило за счет станков, произведенных на нашей территории.
Мы считаем, что наша программа – нестандартное решение в том числе и для реализации планов президента по созданию к 2020 году 25 млн высокопроизводительных мест. На нашу область в соответствии с вкладом в экономику приходится 700 тыс. рабочих мест. В промышленности мы должны модернизировать или создать 438 тыс. мест. После принятия концепции к нам уже заявилось 60 компаний, готовых создать и модернизировать 110 тыс. мест.
- Получается, что по большому счету вы инвестируете деньги в привлечение инвестиций?
- Это процесс очень тонкий и непростой. Мы будем внимательнейшим образом изучать каждую заявку. Для ее одобрения или отказа мы создаем специальный совет. Ведь любая ошибка может обойтись дорого всем: и компании, которая обращается к нам за поддержкой, и нам, поскольку мы можем потерять деньги. Я сказал бы так - мы инвестируем деньги не в инвестиции, а стимулируем модернизацию и создание рабочих мест.
- Касаясь темы индустриальных парков, есть ряд субъектов федерации, которые обладают меньшим потенциалом, чем Свердловская область, но об их достижениях в этой области слышно очень много. В вашем регионе, насколько нам известно, всего три индустриальных парка?
- Мы планируем десять. Пока определены территории трех. Первый из них - индустриальный парк "Богословский" в Краснотурьинске, где планируется организовать переработку отходов Богословского алюминиевого завода, а также производство редкоземельных металлов. Реализация проектов первого резидента (группы "Энергетические проекты") позволит создать не менее 600 рабочих мест. Предполагаемый объем инвестиций должен составить 7 млрд рублей.
В индустриальном парке "Новоуральский" на базе Уральского электрохимического комбината в Новоуральске будут заниматься производством автономных источников тока на твердооксидных топливных элементах, производством автомобильных катализаторов, внедрением перспективных композиционных материалов на основе углеродных волокон.
До конца 2013 года планируется разработать концепцию и мастер-план создания и развития индустриального парка в районе Ново-Свердловской ТЭЦ (Екатеринбург).
Кроме вновь создаваемых в регионе действуют три индустриальных парка, созданные на средства частных инвесторов: "Синарский" (Каменск-Уральский), "Химпарк Тагил" (Нижний Тагил) и "Про-Бизнес-Парк" (Екатеринбург).
Правительство Свердловской области ведет также подготовку предложений по пяти дополнительным площадкам для размещения индустриальных парков на территории региона.
Сегодня иностранному инвестору бывает выгодно найти отечественного партнера, объединиться с ним и модернизировать старое производство либо обратиться к нам за землей. Так, например, на "Иннопроме" наш ОАО "Завод радиоаппаратуры" и Sumitomo Wiring Systems (Япония) подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства жгутов проводов для автомобилей.
При этом, отмечу, что у нас и так уже работают более 5 тысяч заводов, комбинатов, предприятий производственного цикла. Это колоссальное количество. Так что для нас создание индустриальных парков – не самоцель. Десять парков нам нужны для того, чтобы компании, которым это нужно, могли построить новые производства.
- В Свердловской области уже давно говорят об особой экономической зоне "Титановая долина". Как идет реализация этого проекта?
- Его реализация началась лишь в прошлом году. Уже заключены соглашения с четырьмя резидентами, согласуется инвестиционный проект пятого резидента. Общий объем инвестиций первых четырех резидентов составит не менее 2,9 млрд рублей.
Да, мы много говорили об этом проекте, рассчитывали на федеральное финансирование для его реализации, но в какой-то момент поняли, что резиденты уже заждались. Поэтому мы решили вкладывать свои средства. На днях состоялась наша встреча с руководством Внешэкономбанка (ВЭБ). ВЭБ собирается финансировать окупаемые проекты на территории "Титановой долины", то есть, те проекты, для которых можно построить финансовую модель, рассчитать окупаемость и взять кредит. К ним относятся, например, газопроводы и сеть электростанций. Мы в свою очередь беремся за так называемые "неокупаемые" проекты - дороги, ограждения, здания для размещения федеральной таможенной службы, пограничников и т.д. В реализацию "неокупаемых" проектов мы вложим бюджетные деньги.
- Какой объем средств регион планирует вложить в данный проект?
- Около 4 млрд рублей. Проект разбит на несколько очередей. Общая стоимость проекта составит примерно 9 млрд рублей. Окупаемая часть (примерно половина) будет строиться за счет привлеченных средств, а неокупаемую мы будем реализовывать вместе с федеральным центром.
Мы обязательно сделаем это, потому что серьезные инвесторы очень ждут реализации проекта. Например, в "Титановой долине" планирует открыть производство Boeing.
Есть проекты, которые уже реализуются. Например, ООО "Стройдизель – Композит", занимающееся изготовлением изделий из композитных материалов, выпустит первую продукцию уже в ноябре 2013 года. Компания реализует проект производства наноструктурированных композитных стеклопластиковых труб.
Такое направление удачно ложится в концепцию "Титановой долины". Если мы говорим о самолетостроении, то самолеты и вообще большая часть машиностроения связаны с металлами и композитами.
В октябре планирует начать подготовительные и строительные работы второй резидент особой экономической зоны – ООО "Праксайр Титановая долина", которое займется строительством высокотехнологичной станции по заправке емкостей промышленным и специальным газом.
Вообще мы поставили себе цель перейти от региона с промышленностью старого образца к региону с модернизированной индустрией. Сегодня мы один из немногих регионов, который сохраняет и развивает машиностроение.
- Удалось ли найти инвесторов на проект развития недостроенной телевизионной башни в центре Екатеринбурга?
- Инвесторы приходили и уходили из-за того, что эта башня была спецпредприятием в федеральной собственности, и поэтому делать что-либо с ней не представлялось возможным. Благодаря волевому решению президента и председателя правительства оно уже с августа находится в региональной собственности. Но еще раньше в январе-феврале мы объявили международный творческий конкурс на разработку концепции проекта реконструкции телебашни и благоустройству прилегающей территории. Всего в конкурсе участвовало более 80 проектных работ, в том числе из России, Германии и Испании. В конце сентября определили победителя – архитектурный проект Green Hill Park, разработанный ООО "НАИ Бекар Урал". Мы рассчитываем на то, что это будет строение социально-культурного назначения, никакой торговли и офисов мы там делать не хотим. Загрузка транспортных магистралей вокруг телебашни сейчас такова, что если мы будем реализовывать проект с большим людским потоком, то "забьем" все дороги. Так что вокруг будет по большей части рекреационная зона. Естественно, саму башню будем еще доводить до ума.
- В какие сроки планируете завершить реализацию проекта?
- Думаю, что проектирование займет около года. Мы рассчитываем, что к 2017 году башня будет достроена. Мы посчитали, что снос телебашни обойдется в 2,5 млрд рублей, а окончание строительства в 3 млрд, поэтому решили достраивать.
- Меньше пяти лет осталось до Чемпионата мира-2018 по футболу. Какие наиболее крупные проекты должен реализовать регион в рамках подготовки к этому спортивному событию?
- Во-первых, мы должны предоставить участникам и гостям Мундиаля надлежащую спортивную инфраструктуру. Строительство стадиона вместимостью не менее 45 тыс. зрителей, по последним подсчетам, обойдется в 14,4 млрд рублей. Также мы должны построить четыре тренировочные базы для команд общей стоимостью 1,2 млрд рублей. По условиям ФИФА, они обязаны располагаться в 60 минутах езды от аэропорта и максимально близко к тренировочной площадке.
В целом, объем финансовых вложений из федерального, регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных источников только в строительство спортивной инфраструктуры к Чемпионату составит не менее 16,7 млрд рублей.
Другой важной задачей является создание полноценной транспортной инфраструктуры. Одним из ключевых направлений станет уже начатое строительство Екатеринбургской кольцевой автодороги. Объем средств на завершение строительства оценивается не менее чем в 18,6 млрд рублей.
Кроме того, необходимо будет реконструировать Срединное транспортное кольцо, соединяющее транспортные потоки от гостиниц до спортивных объектов и ключевых транспортных узлов – вокзалов и аэропорта. Кстати, в Екатеринбурге в преддверии Чемпионата будут реконструированы не только центральные магистрали города, но и окраинные улицы.
Запланированный объем средств на реконструкцию на 2013-2016 годы составляет более 17,7 млрд рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 16,5 млрд рублей.
Помимо этого, будут реконструированы взлетно-посадочная полоса и пассажирский терминал аэропорта "Кольцово". Это обойдется в 4,3 млрд рублей.
Отмечу, что модернизация коснется также муниципального пассажирского транспорта, медицинских учреждений, а также объектов гостиничной инфраструктуры Екатеринбурга.
- Екатеринбург претендует на проведение Всемирной выставки ЭКСПО-2020. Уже в ноябре будут подведены итоги конкурсной борьбы, как Вы оцениваете шансы города на победу?
- Я считаю, что у нас самые серьезные конкурентные преимущества перед нашими соперниками. Вы, конечно, можете сказать, что я по-другому говорить и оценивать в силу своей должности не могу, но я на самом деле уверен в этом.
- Какие инвестиционные проекты области наиболее актуальны в связке с ЭКСПО-2020?
- Наиболее актуальными будут инвестиции в строительство. На стадии подготовки и проведения ЭКСПО - строительство более 2 млн кв. метров апартаментов для гостей, которые приедут на выставку. В перспективе часть жилого фонда, построенного к выставке, будет продана, часть - отдана бюджетникам, часть помещений уйдет под кампусы для наших вузов.
Наследие выставки можно будет использовать как в качестве рекреационной зоны, так и для размещения офисов различных компаний IT- и предприятий научно-исследовательской сферы. Это будет очень удобная площадка и для ведения бизнеса, и для проживания. В перспективе мы рассчитываем развить эту площадку и уже на этой основе получить колоссальный приток инвестиций.
- Рассматриваете ли вы Чемпионат мира по футболу 2018 и ЭКСПО-2020 в одной связке?
- Мы только так и рассматриваем эти два события. Меня часто спрашивают, во сколько обойдется тот или иной проект. Мы уже готовимся к Чемпионату мира по футболу. Часть задач, которые мы решим при подготовке к нему, автоматически разрешит проблемы, которые ставит перед нами проведение ЭКСПО-2020.