Урал / Эксклюзив 16 марта 2012 г. 08:38

Гендиректор "Полярного кварца" А.Кононенко: "Мы не будем продавать полуфабрикаты"

Гендиректор "Полярного кварца" А.Кононенко: "Мы не будем продавать полуфабрикаты"

            Долгострой, возникший на месте уникального кварцевого месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, получил вторую жизнь благодаря новому акционеру и финансовым вливаниям. Уже в этом году "Полярный кварц" планирует запустить производство, а еще через несколько лет - стать серьезным игроком на мировом рынке кварцевых концентратов. О перспективах вхождения в проект Роснано, конкуренции с Кыштымским ГОКом, о судах с бывшим руководителям компании в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор ОАО "Полярный кварц" Алексей Кононенко.

            - Алексей Сергеевич, недавно ФСФР зарегистрировала допэмиссию "Полярного кварца" на 300 млн рублей в пользу Ханты-Мансийского автономного округа. Как изменится доля округа в уставном капитале компании? На что планируется направить средства от допэмиссии?

            - До увеличения уставного капитала доля округа составляла 50%, сейчас будет превышать 54%, то есть, существенных изменений не произошло. Я бы хотел отметить, что эта сделка сильно отличается от тех эмиссий, которые ранее проводились в "Полярном кварце". Если в предыдущие годы Ханты-Мансийский автономный округ был единственным акционером и, фактически, единственным инвестором, который через эмиссии осуществлял вливание дополнительных денежных средств в проект, то в апреле прошлого года было подписано многостороннее инвестиционное соглашение между корпорацией "Урал промышленный - Урал Полярный" (в настоящее время "Корпорация развития" - ИФ), Роснано и "Полярным кварцем". Так что допэмиссия на 300 млн рублей является частью более крупной сделки по вхождению в проект нового акционера в лице Роснано.

            Решение о привлечении Роснано в проект будет способствовать повышению эффективности корпоративного управления и снижению зависимости проекта от денежных средств ХМАО. При этом "Урал промышленный" выбран в качестве управляющей компании, которая будет осуществлять операционное управление и отвечать за весь процесс.

            - Каким образом поспособствует вхождению Роснано в проект тот факт, что ХМАО вложил 300 млн рублей?

            - "Полярный кварц" в виде юридического лица существует с 2003 года, за это время были построены здания, сооружения, куплено оборудование, разработана технология, но этого недостаточного для запуска производства. Для того, чтобы все достроить, необходимо порядка 1,5 млрд рублей. Из этой суммы около 70% вкладывает Роснано, оставшиеся 30% - ХМАО.

            Весной 2011 года имела место быть еще одна эмиссия в пользу "Урала промышленного" на 1,485 млрд рублей, которая практически полностью была направлена на погашение тех долгов, которые накопились у "Полярного кварца" за предыдущие годы. То есть, эмиссия на 300 млн рублей - часть более крупной сделки, которая в итоге должны привести к запуску проекта к концу 2013 - началу 2014 года.

            - То есть, в ближайшее время стоит ожидать вхождения Роснано в состав акционеров "Полярного кварца"?

            - Да.

            - На недавней пресс-конференции гендиректор Корпорации развития Александр Белецкий сообщал, что возможен отказ от партнерства с "Роснано" по проекту "Полярный кварц" из-за сотрудничества "Роснано" с Кыштымским ГОКом. Получается, что этот вопрос уже снят?

            - Этот вопрос необходимо рассматривать на различных уровнях. У меня, как у генерального директора "Полярного кварца", существует инвестиционное соглашение от 25 апреля прошлого года, где акционеры совершенно четко обозначили свое отношение к тому, как будет развиваться в дальнейшем проект, каким образом будет осуществляться его финансирование. Я, на самом деле, понимаю, что акционеры могут находиться на этапе переговоров, но до настоящего момента каких-либо иных решений, которые отменяют это инвестиционное соглашение, либо его корректируют, не подписано, поэтому обязательства, взятые на себя "Полярным кварцем", будут выполнены в полном объеме.

            При этом хотел бы отметить, что есть определенные сложности, связанные с выполнением условий инвестиционного соглашения на стороне "Полярного кварца", но мы со всеми партнерами находимся в постоянном диалоге, и эти вопросы будут сняты, как я ожидаю, до середины второго квартала нынешнего года. То есть, если вернуться к вопросу, когда ожидать вхождение нового участника, мы можем говорить о середине второго квартала.

            - Какая доля может быть у "Роснано"?

            - Я бы переадресовал этот вопрос коллегам из "Роснано" и нашим акционерам, которые принимают подобного рода решения. Но "Корпорация", к которой перейдут функции оперативного управления, в итоге будет владельцем пакета, превышающего контрольный, а "Роснано" - пакета, превышающего блокирующий, что, с одной стороны, позволит им гарантировать защиту своих прав как финансового инвестора, с другой стороны, они будут иметь возможность принимать активное участие в проекте.

            - Рассматриваете ли вы возможность использования банковских кредитов?

            - Если у акционеров идут дополнительные переговоры по возможности оптимизации схемы финансирования, почему нет? Касаемо Роснано, допускается определенная вариативность - в каком формате часть денег будет предоставлена: либо в виде вклада в акционерный капитал, либо на возвратной основе. Решение по этому вопросу будет принято акционерами, когда подойдет время.

            - Ваш единственный конкурент в настоящий момент - это Кыштымский ГОК. Рассматривается ли вариант его приобретения?

            - Ситуация сложная. Очевидно, что наличие двух компаний у одного акционера - Роснано - рано или поздно приведет к вопросу о слиянии и поглощении или иных формах интеграции. Но необходимо учитывать, что два проекта находятся на инвестиционной стадии, и одновременно вести строительные работы по двум принципиально различным проектам из единого центра - нетривиальная задача.

            К примеру, за прошедшее десятилетие "Полярный кварц" не смог построить даже одно предприятие. Никаких иллюзий на тему того, что можно создать два предприятия - причем, одно из них - проблемное, второе - неизвестное - я бы не питал. Если меня спросить как руководителя компании, я не считаю это (приобретение Кыштымского ГОКа - ИФ) целесообразным, о таких вещах можно говорить только тогда, когда оба проекта вышли из инвестиционной стадии на ту, когда уже идут поставки товарной продукции. Тогда можно говорить о синергии на уровне сбыта, производственной цепочки, поставок расходных материалов, сырья, комплектующих и так далее.

            - Пока получается, грубо говоря, соревнование: кто выиграет, тот и "съест" конкурента?

            - Нет, поскольку нет особого смысла перерабатывать в Нягани, где у нас будет основное производство, кварц, который добывается на Кыштымском ГОКе. И возить далеко, и есть технологические особенности: если запустить наш кварц в технологию Кыштымского ГОКа, или, наоборот, кварц Кыштымского ГОКа в технологию "Полярного кварца", не получится ожидаемых результатов. Сырье отличается друг от друга, поэтому его переработка требует разных технологий. Да, есть много общего: дробление, прокалка, но есть и особенности, предназначенные для конкретного сырья.

            - Ранее сообщалось, что первую линию "Полярного кварца" планируется запускать уже летом. Укладываетесь ли в график?

            - В любом графике есть накладки и проблемы. Некоторые сложности, действительно, есть, но мы начали процедуру сдачи в эксплуатацию завода в Нягани. После того, как сойдет снег, будут проводиться пуско-наладочные работы и по Усть-Пуйве. Карьер работает в штатном режиме, добыча будет. Мы планы по запуску производства не корректируем.

            Правда, у нас сейчас идет спор насчет объема выпуска товарной продукции в этом году, но сам факт того, что она будет выпущена, ни у кого не вызывает сомнения. Сроки, которые были изначально обозначены - Усть-Пуйва около июля, Нягань-1 в районе августа-сентября - корректировок мы в них не вносим. Мы понимаем, какая задача перед нами стоит, понимаем, что она сложная, но тем интереснее.

            - Какая будет проектная мощность первой линии?

            - Первая линия, то есть Усть-Пуйва - это первый передел, "голова" процесса. Нягань-1 - дальнейший передел. Вторая очередь завода в Нягани - еще более глубокая переработка, еще большая стоимость готовой продукции. К примеру, на борту карьера кварц стоит 5-8 рублей за 1 кг. На выходе из Усть-Пуйвы его стоимость поднимается до 12-14 рублей за кг. На выходе из первой очереди завода в Нягани это будет порядка 30-40 рублей за 1 кг. А когда будет запущена Нягань-2, то стоимость 1 кг готовой продукции будет составлять порядка 180-200 рублей.

            Чисто теоретически мы можем сейчас продавать кварц "на борту" карьера, тут же отправлять потребителям в Китай, и такие предложения поступают, но мы не видим смысла в создании сырьевой базы для наших конкурентов. Мы смотрим все-таки на перспективу не два-три года, а - пять-десять лет, и понимаем, что выращивать конкурентов своим собственным сырьем, не получая при этом прибыли, смысла нет.

            - Когда планируется запустить вторую линию?

            - Планируем, что к концу 2013 года - в первой половине 2014 года будут закончены строительно-монтажные работы, установлено технологическое и вспомогательное оборудование. На проектную мощность мы должны выйти в третьем квартале 2014 года.

            Проектную мощность не раскрываем, но предполагаем, что при успешном выходе на рынок высокочистых кварцевых концентратов это будет порядка 15-20% всего рынка.

            - Российского или мирового?

            - Одно из основных применений кварцевого концентрата - это производство тиглей, из которых вытягиваются монокристаллы кремня, а они в дальнейшем используются в электронной промышленности. По большому счету, то, что мы делаем, - это база для всей электронной промышленности в мире. К сожалению, темпы роста электронной промышленности в России весьма скромны. Поэтому основная часть продукции, по существующим прогнозам, будет направляться на экспорт. Естественно, мы будем готовы удовлетворить спрос и российских производителей, но это будет не более 5-10% от нашего производства.

            - То есть, после запуска первой линии вы не будете реализовывать продукцию?

            -Этот вопрос долго обсуждался, звучали разные мнения. Пришли к тому, что не будем продавать полуфабрикаты для высокочистого кварцевого концентрата, то есть, для той продукции, которая используется в электронной отрасли для тиглей. В то же время тот набор оборудования, производственных мощностей, который будет запущен в Усть-Пуйве и Нягани-1, позволит нам производить несколько иную продукцию, которая тоже востребована на рынке. Это может быть не очень интересно с точки зрения высоких отраслей, но надо понимать, что запасы высокочистого кварца ограничены. Если мы начнем продавать полуфабрикаты, то это вряд ли окупит даже нашу амортизацию, но при этом снизятся запасы сырья.

            Сейчас весь мировой спрос покрывает, по сути, одно месторождение Spruce Pine в Северной Каролине в США, и две компании, которые занимают не менее 90% этого рынка - Norwegian Crystallites и Unimin, использующие это месторождение. Малое число игроков на этом рынке обусловлено тем, что больше нет месторождений сырья, пригодного для обогащения на высокочистый кварц при разумных затратах.

            Мы не готовы использовать наш высокочистый кварц, который в мире в дефиците, на изготовление продукции с низкой добавленной стоимостью. Сейчас мы рассматриваем вариант использования менее качественного кварца для производства кварцевых продуктов тоже менее качественных. Это позволит нам запустить производство, отработать все технологические процессы, при этом получить и выход товарной продукции.

            - Кстати, о запасах. Компания владеет лицензиями на разработку месторождений в ХМАО, запасы которых составляют 304 тыс. тонн кварцевой руды. Прогнозные ресурсы и запасы всей Неройской группы - более 1 млн тонн руды. На сколько лет хватит доказанных запасов? Планируется ли проводить работы по подтверждению прогнозных запасов?

            - Любая компания, которая работает с геологоразведкой, понимает, что за один - два года каких-то существенных изменений запасов не произойдет. Самый яркий пример - нефтяные компании, котировки которых на бирже сильно зависят от того, каков объем техзапасов на балансе. Мы осознаем, что уже сейчас надо расширять запасы и знать, что мы будем добывать через 10-15-20 лет. Вопрос геологоразведки уже является для нас приоритетным - если мы не будем этим заниматься сегодня, то через десять лет уже может быть поздно.

            В нашем производственном плане на 2012 год запланированы поисково-оценочные работы по тем проявлениям, которые считаем перспективными. В этом смысле мы нашли взаимопонимание с Ханты-Мансийским автономным округом, который нас всячески поддерживает по данному направлению.

            - На сколько лет "Полярному кварцу" хватит уже подтвержденных запасов?

            - Компания Unimin, которая де-факто является стандартом в отрасли производства тиглей, говорит, что запасов должно хватать на 20 лет добычи, плюс необходимы резервы, близкие к запасам, еще лет на 20. Это та граница, к которой мы стремимся. Если к такому же объему запасов и резервов подойдем лет через пять-семь, это будет большим достижением для проекта.

            Но в тоже время мы достаточно спокойно смотрим в будущее с точки зрения обеспеченности запасов в ближайшие 10-12 лет.

            - Перспектива не близкая, но, тем не менее, не ожидаете ли сложности со сбытом продукции? Не будет ли проблемой вход на рынок высокочистых кварцевых концентратов?

            - Мы, фактически, работаем на рынке, где есть один монополист - Unimin - который диктует свои условия. Мы надеемся стать третьим по счету игроком, но вторым по величине. Не всегда условия Unimin комфортны для компаний-потребителей этой продукции, и любой потребитель захочет диверсифицировать своих поставщиков. С другой стороны, компания Unimin может - и опыт это показывает - противодействовать выходу на рынок новых игроков путем временного снижения цен и, таким образом, просто убивать конкурентов.

            Но, учитывая, что электронная промышленность растет, находится на подъеме, думаю, что, в конечном счете, рынка хватит для всех. Речь не будет идти о конкуренции, речь будет идти об удовлетворении дополнительного спроса, который, естественно, возникнет, поскольку электронные устройства проникают во все новые и новые отрасли нашей жизни.

            - В прессе активно муссируются слухи о том, что предприятие "Полярный кварц" ждет банкротство, проект себя не оправдал. Насколько это соответствует действительности?

            - Это мнение не подкреплено никакими фактами. Если бы факты были, я бы обсудил этот вопрос в форме диалога или судебного заседания. Призываю посмотреть отчетность, которая будет опубликована по итогам этого года, ту сопроводительную записку, которая будет представлена. Готов вернуться к этому вопросу с предметным обсуждением - где же предпосылки для исчезновения проекта?

            - В форме судебного заседания уже обсуждается вопрос об увольнении бывшего генерального директора "Полярного кварца" Александра Митрофанова. На Ваш взгляд, каковы перспективы его восстановления в должности?

            - Действительно предыдущий генеральный директор имеет два иска по отношению к "Полярному кварцу". Первый иск - о восстановлении его в должности генерального директора, второй иск - о выплате компенсации, связанной с увольнением. Эти иски были поданы в суд осенью прошлого года.

            По иску восстановления на работе суд Тверского района города Москвы принял, на мой взгляд, единственно верное решение, что никаких разговоров о восстановлении Александра Анатольевича Митрофанова в должности генерального директора быть не может.

            По второму иску судебное решение пока не принято, но, на мой взгляд, действия Александра Анатольевича уже говорят о многом. Достаточно сказать, что с января этого года он якобы находится в клинике лечения неврологических заболеваний, в связи с чем не может присутствовать на заседаниях суда, при этом активно появляется в новостях, презентует книги.