Полуостров сокровищ

Interfax-Russia.ru – Античную крепость и средневековый некрополь обнаружили археологи в зоне строительства Керченского моста. Это еще одна историческая находка в районе возведения моста.

Полуостров сокровищ
© РИА Новости. Александр Вильф

В последние годы основные археологические исследования на территории Краснодарского края сосредоточены в зоне строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, создаваемой для Крымского моста. Также раскопки проходили в районе строительства энергомоста и газопровода, автомобильных и железнодорожных подходов к мосту.

Сегодня завершены работы на 90 памятниках археологии, в активной фазе находятся исследования при строительстве второй очереди энергомоста и второй очереди газопровода в Крым.

Помимо этого, сейчас масштабно, как никогда за всю историю Керченского пролива, изучается его дно. За последний год его исследование подарило ученым множество интересных и важных находок и артефактов самых разных времен.

Недавно археологи обнаружили при раскопках древнегреческую крепость возрастом около 2,5 тыс. лет.

"Раскопки древнего поселения "Восточноханьковское 1" начались в июле 2017 года на территории Славянского района Краснодарского края в зоне строительства второй очереди энергомоста в Крым", - рассказал агентству "Интерфакс-Юг" куратор археологических работ Иван Тупалов.

Работы на месте проводят сотрудники Приазовской археологической экспедиции АНО "НИЦ" (Саратов) в сотрудничестве с Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником им.Фелицына. При раскопках ученые установили, что открытое поселение является памятником археологии сразу нескольких исторических эпох.

"На нижнем горизонте находится античное городище эпохи раннего эллинизма, оно датируется IV в. до н.э. и представляет собой крепость со сложной системой оборонительных сооружений, идеально вписанных в рельеф местности", - сказал Иван Тупалов.

Структура укреплений включает в себя цитадель, окруженную сырцовой стеной с двумя рядами оборонительных рвов, и нижний поселок, так же окруженный стеной. Здесь обнаружены различные амфоры, бытовая керамика античного производства, предметы украшений.

Поверх античного городища открыт средневековый некрополь, выше которого, в свою очередь, залегает культурный слой нового времени.

"Некрополь относится к IX-X вв. н.э. Он включает большой комплекс кремационных захоронений в урнах и без них с многочисленным инвентарем. Часть могильника занимают грунтовые погребения и захоронения лошадей", - описал находку собеседник агентства.

Весной этого года раскопки в зоне строительства моста принесли другую находку-сенсацию. В марте в Керченской бухте у мыса Ак-Бурун археологи в ходе подводных раскопок нашли крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины.

"По нашим данным, эта находка уникальна для Северного Причерноморья, найти ее аналоги пока не удалось. Для уточнения ее функционального назначения, происхождения и датировки мы привлечем ведущих специалистов по древнегреческому искусству и проведем лабораторные исследования состава глины. На данный момент мы полагаем, что терракотовая голова изготовлена в Малой Азии в V веке до нашей эры", - привела слова начальника подводного отряда Института археологии РАН Сергея Ольховского пресс-служба инфоцентра "Крымский мост".

Эксперты по-разному оценивали находку и не были готовы делать преждевременные выводы. Однако все сошлись во мнении, что датировать артефакт следует V веком до нашей эры и что сделан он из синопской глины. Информацию подтвердила Interfax-Russia.ru гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.

"Эта находка сенсационна именно потому, что на сегодня мы не имеем аналогов. Одни считают, что это была статуя божества, другие говорят, что это был герой – очень волевой, смелый человек, которого увековечили скульпторы. Ряд коллег-историков полагает, что это может быть налеп на носу корабля. Тем интереснее будет исследование, которое призвано определить, что это за артефакт, и о чем он нам расскажет в будущем", - считает она.

Весной найденную голову античного героя или божества показали крымчанам и гостям полуострова на вставке "Крымский мост. Фантастическая реальность". В будущем, вероятно, появится отдельный музей, посвященный строительству моста, предполагали организаторы выставки.

Регулярное изучение археологических залежей у мыса Ак-Бурун началось еще на этапе проектирования Крымского моста, и за два года были выполнены крупномасштабные спасательные подводные раскопки на заданных участках дна. На поверхность подняли уже более 60 тыс. находок: в основном, крупные фрагменты керамических сосудов, изготовленных в Средиземноморье и Малой Азии в V веке до н.э. - III веке н.э.

Помимо головы статуи, весной этого года при строительстве автоподходов к мосту археологи нашли древние могильник, стену и ров - часть строения, вероятно, IV-III века до нашей эры.

"Археологи обследуют древний могильный комплекс, в котором несколько погребений. Они относятся к разному времени античной истории Боспора", - сообщала пресс-служба Министерства транспорта Крыма.

На другом участке будущей дороги специалисты обследовали часть Тиритакского вала - одну из оборонительных линий восточной части Боспорского царства.

"Открыта обширная площадь этого сооружения, впервые детально изучается его конструкция. Так, археологи раскопали крепиду - подпорную стену вала из земли и камня, а также глубокий ров. Предположительно, изучаемый участок вала датируется IV-III веками до нашей эры", - рассказывалось в сообщении.

По мнению экспертов, эти археологические находки нельзя сравнивать по значимости либо ценности, любая находка равно важна для науки и истории.

"Период подготовки к строительству Крымского моста и федеральная программа по строительству подхода обещали множество открытий. В целом научное, археологическое сообщество ожидало этого", - сказал Interfax-Russia.ru директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Пока ученые продолжают собирать дары истории, сохраненные под землей и морским дном, Керченский мост перешел в активную стадию строительства.

В конце августа строители закрепили железнодорожную арку Керченского моста на опорах. 19 сентября автодорожный пролет начали передвигать к месту погрузки на плавучие опоры. Следующий этап морской операции - установка автодорожной арки Крымского моста, которая, кстати, на 1 тыс. тонн легче железнодорожной, - должен завершиться до конца сентября.

Два арочных пролетных строения: железнодорожное и автодорожное, - самые большие элементы моста. Длина каждого составляет 227 м. Арки обеспечат пропуск судов через свободное пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров от воды.

19-километровый Керченский мост станет самым длинным в России и соединит полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогой. Движение машин по мосту откроется в декабре 2018 года, поездов - в декабре 2019 года. Расчетная скорость движения по четырехполосной дороге - 120 км/час, пропускная способность - не менее 40 тысяч автомобилей в сутки. Новая дорога свяжет мост с трассой "Таврида", которая пройдет через весь полуостров до Севастополя.

Стоимость объекта составляет 227 млрд 900 млн рублей в ценах соответствующих лет. Генподрядчиком строительства является компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook