Interfax-Russia.ru – Две крупные авиакатастрофы 2016 года на юге России могли случиться из-за "соматогравитационной иллюзии" у пилотов.
Расследование катастрофы самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию в декабре прошлого года, продолжается. Летчики, согласно одной из версий, могли неверно соотнести личностные ощущения положения лайнера с показаниями приборов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.
"Предварительно на первый план вышла версия о том, что пилоты лайнера в силу переутомления в условиях темного времени суток столкнулись с так называемым явлением соматогравитационной иллюзии. То есть, некорректно соотнесли показания приборов и личностные ощущения, в результате чего могло произойти рассогласование действий", - сказал собеседник агентства.
Теперь приоритетной становится версия о неосознанной фатальной ошибке экипажа, которая могла привести к катастрофе, объяснил источник.
Аналогичное явление, предварительно, могло быть причиной и другой катастрофы, которая произошла в ростовском аэропорту с лайнером авиакомпании FlyDubai, считают специалисты, проводящие расследование.
Ошибка пилотирования и ранее фигурировала среди возможных версий крушения Ту-154.
Тем временем, как установили эксперты, пилот мог управлять Ту-154 до непосредственного столкновения с поверхностью моря. Военная техническая комиссия, по данным ряда СМИ, сделала выводы о причинах катастрофы по 3D-модели последнего полета Ту-154, которую подготовили эксперты Межгосударственного авиационного комитета.
"После взлета экипаж не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок: машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала. Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч, а сразу после этого на борту стала стремительно развиваться нештатная ситуация", - сообщил "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к военной технической комиссии.
По его данным, ошибка выразилась в том, что управляющий пилот, который должен был дальше набирать высоту, фактически перевел машину в режим посадки.
"Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд - до самого столкновения с водой - снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика", - поясняет издание.
По мнению экспертов, "причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве". Он мог проигнорировать показания приборов, доверившись физиологическим ощущениям. Они, в свою очередь, могли быть обманчивыми.
Впереди - административное расследование, которое позволит выявить факторы, способствующие возможной трагической ошибке военного летчика.
Специалисты Межгосударственный авиационного комитета (МАК) подключились к расследованию трагедии в конце января. Научно-технический центр МАК обладает необходимым оборудованием, которое позволяет анализировать записи бортовых самописцев различных поколений, включая Ту-154, пояснял "Интерфаксу" представитель комитета. До этого комиссия, занимавшаяся расследованием, столкнулась с проблемой расшифровки бортовых самописцев.
"Специалисты МАК привлечены к расследованию данной катастрофы на основе заключенного в 2006 году Соглашения о сотрудничестве между МАК и Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ в области расследования и предотвращения авиационных происшествий", - сообщила организация.
В конце февраля срок расследования дела о крушении Ту-154 над Черным морем продлили еще на два месяца.
"В связи с большим объемом следственных действий и незавершенностью судебно-технических экспертиз срок расследования дела продлен до 25 апреля", - сказал "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.
Между тем, как рассказал журналистам начальник Центра управления кризисными ситуациями главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Павел Иванов, сотрудники МЧС продолжают активные поисковые работы в Черном море на месте авиакатастрофы Ту-154 под Сочи.
"Поисковые работы не прекращаются, на сегодня там работают три плавсредства Южного регионального поисково-спасательного отряда и две водолазные станции", - сказал Павел Иванов.
Он также отметил, что спасатели постоянно выходят в море, ежедневно достают небольшое количество обломков воздушного судна.
"Работы будут продолжаться до тех пор, пока есть, что поднимать", - подчеркнул представитель МЧС.
Следствие, в свою очередь, тоже пока не готово сделать какие-либо значимые выводы по поводу катастрофы.
"Пока говорить особо не о чем. То, что сегодня опубликовали, там, думаю, больше догадок. Следствие пока ни к чему не пришло. Когда будут какие-то значимые выводы и решения, тогда поговорим", - сказал журналистам руководитель главной военной прокуратуры Сергей Фридинский.
Военно-транспортный самолет Ту-154 потерпел крушение 25 декабря. Лайнер упал в акватории Черного моря вблизи сочинского побережья. Всего на борту находилось 92 человека, включая военнослужащих, журналистов, артистов и руководителя ансамбля имени Александрова Валерия Халилова, главу фонда "Справедливая помощь" Елизавету Глинку. Они направлялись в Сирию.
Тем временем, в феврале ансамбль имени Александрова начал выступления в обновленном составе. 16 февраля он впервые вышел на сцену Центрального академического театра российской армии. Это выступление открыло плотный концертный график артистов – далее их ждали концерты на 23 февраля в Москве и 24 февраля - на церемонии открытия III зимних Всемирных военных игр в Сочи.
По словам статс-секретаря, заместителя министра обороны РФ Николая Панкова, восстановление легендарного коллектива в кратчайшие сроки стало для Минобороны важной задачей.
По его словам, новыми артистами ансамбля стали лучшие из лучших. "Главным критерием отбора были не только превосходные вокальные данные, но и беззаветное желание служить своей стране. Я уверен, что новые голоса дадут мощный импульс развитию ансамбля и в то же время преумножат славные традиции главного творческого коллектива российской армии", - отметил Николай Панков.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook