Interfax-Russia.ru – Первые за 60 лет пассажирские суда класса "река-море" начнут строить в России в этом году. Заказчики рассчитывают с их помощью развивать круизы на Каспии.
Первый в постсоветское время пассажирский круизный лайнер заложат на судоверфи "Лотос" в Астрахани уже в этом году. Второе такое же судно в следующем году начнут строить на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Россия испытывает нехватку судов "река-море", а круизы тем временем становятся все более популярными у зарубежных туристов.
"В августе начинаем строительство круизного суда для маршрутов по всем каспийским странам. Этому проекту придается особое значение, есть поддержка со стороны руководства страны", - сообщил губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
Необходимость развития круизного сообщения по Каспию уже давно обсуждается среди специалистов. Ранее АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) заявила, что планирует задействовать в строительстве первых круизных судов судоверфи "Лотос" и "Красное Сормово" (оба предприятия входят в ОСК).
"У нас в стране суда такого класса не строились последние полвека. Принято решение, что это будет не одно судно, а два одновременно. Заводы изготовители - это "Лотос" и "Красное Сормово". На данный момент решается вопрос о кооперации", - сказал в июне вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ОСК, заказчиком двух судов стало ОАО "Московское речное пароходство".
"Окончательное решение о месте и начале строительства пассажирских круизных судов остается за заказчиком. Предприятия ОСК имеют производственные мощности и технологические возможности для строительства таких судов и готовы развернуть работы после подписания контрактов. Контракты с предприятиями пока не подписаны", - сообщили в ОСК.
Но первое судно начнут строить уже в этом году, подтвердили в компании. Лайнер должны передать заказчику к навигации 2019 года. Строить второе судно начнут в 2017 году.
"В качестве базового выбран проект круизного судна PV-300VD, выполненный санкт-петербургским "Морским инженерным бюро", который был разработан по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта", - сообщили в пресс-службе.
Использовать при строительстве будут в том числе российские комплектующие. Как пояснили в пресс-службе ОСК, сейчас проектант разрабатывает технические требования на закупку оборудования и комплектующих и других проектных документов. "Ведутся технические переговоры с поставщиками, среди которых есть и российские предприятия", - добавил собеседник.
По словам Евгения Загороднего, круизное судно типа "река-море" рассчитано на 310 человек. Его длина 141 метр, высота борта 5,5 метров, ширина 16,5 метров. Плановый срок службы судна - 25-30 лет.
"Класс судна будет соответствовать самым высоким современным требованиям, предъявляемым международным туристическим компаниям. Фактически это пятизвездочный отель в самоходном исполнении на воде", - добавил Евгений Загородний.
Согласно проекту, взятому за основу, на лайнере будет 155 кают, из них 7 апартаментов с балконами, три люкса с балконами, также предусмотрены каюты для людей с ограниченными возможностями и двухместные стандартные каюты.
На борту, помимо ресторанов и баров, будет музыкальный обзорный салон, детские комнаты, спорткомплекс и солнечная палуба. Предполагаемая численность экипажа – 90 человек.
При закладке сразу двух круизных судов "Московское речное пароходство" рассчитывает на удешевление комплектующих.
"Интерес в плане туризма крайне вырос в акватории Каспийского моря у сопредельных государств, стран СНГ, республик бывшего Советского союза. Поэтому предполагаем, что на заводе "Лотос" будет исполняться большой объем работ", - добавил Евгений Загородний. Он предположил, что производство таких судов может быть поставлено на поток.
Предполагаемая стоимость одного такого лайнера - 2,5 млрд рублей.
Сегодня речные круизные суда в России перевозят примерно 350 тыс. туристов в год. Средний возраст российских судов составляет 42 года. Страна довольно быстро теряет круизный речной флот, и при нынешнем темпе к 2030 году в круизы смогут отправиться только 200 тыс. туристов. Таковы выводы Морского инженерного бюро (МИБ), представленные на совете государственных администраций морского и речного транспорта государств участников Координационного транспортного совещания стран СНГ в мае.
"По некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до миллиона туристов. Однако судов для реализации этого потенциала просто не будет", - заявил генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров.
По его словам, существующие отечественные круизные суда не могут эксплуатироваться на международных линиях. При их проектировании и строительстве не выполнялись требования международных конвенций, поэтому они не могут получить международные свидетельства.
Геннадий Егоров также объяснил преимущества модели "река-море".
"Существующий морской круизный флот, рассчитан, как правило, на дальние переходы с заходами в морские порты различных прибрежных государств. Размеры таких судов учитывают возможность подхода к акваториям морских портов и швартовки у существующих морских причалов, но не позволяют заходить в устьевые речные порты и, тем более, перемещаться по внутренним водным путям России", - сказал он.
Суда класса "река-море" могут работать как на внутренних линиях между Москвой и Санкт-Петербургом, так и выходить в морские районы - в первую очередь Каспийского региона и в Азовское и Черное моря.
Сегодня в России, да и вообще в мировой практике эксплуатации круизных лайнеров, практически отсутствует флот класса "река-море", подчеркивают специалисты судостроения.
К излюбленным речным круизам зарубежных туристов из США, Германии, Австралии (Москва - Санкт-Петербург) сейчас добавились смешанные, "частично морские" линии Москва - Севастополь, Москва - Сочи, "круговой" круиз по Каспийском морю. Они более интересны для "внутреннего" путешественника, считают в МИБ.
Согласно данным "Московского речного пароходства", каспийский круиз привлекает не только граждан прикаспийских стран - Ирана, Азербайджана, Казахстана, но и туристов из США, Австралии и Европы. А если добавить к международным круизам такие услуги, как казино, то рейсы станут интересны, например, китайцам.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook